Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Н. Л. Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями / Н. Л. Кузнецова, С. В. Потычук, Е. Г. Трофименко, О. А. Крапивкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98182/ (дата обращения: 19.12.2024).



Многие педагоги сталкиваются с проблемой повышения интереса у детей к познавательной деятельности. В нашей статье мы предлагаем систему мотивации, которую мы успешно используем в работе с детьми в детском саду.

Вопрос о времени появления у ребенка мотивированных действий Е. П. Ильин связывает с вопросом появления у младенцев первых произвольных движений [3]. В период дошкольного детства игра способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Позвольте ребёнку играть — это основа его взрослой жизни. Игра — одна из форм воспитания, направлена на будущее ребёнка. Л. С. Выготский считает, что именно игры закладывают основные принципы ребёнка и готовят его ко взрослой жизни [2].

В нашей группе обучаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Нарушения затрагивают все компоненты речи: фонетические, фонематические, нарушения лексического и грамматического строя речи, темпо-ритмический компонент речи. Так же необходимо отметить, что у детей с речевыми нарушениями страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. В группе находятся дети с отклонениями в поведении: гиперактивные, тревожные, агрессивные, медлительные.

Не мешайте ребёнку исследовать мир. Маленькие дети любопытны от природы и открыты для всего нового. Если ребёнок видит коробочку, то непременно нужно её открыть. Вещи притягивают детей, они хотят изучить их. Главное, не мешать это делать. Таким образом, мы привлекаем и мотивируем детей к реализации познавательной и речевой деятельности.

Когда возникает задача направлять и стимулировать деятельность ребенка, мы создаем новый внешний мотив, в качестве которого выступает внешнее средство.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно, узнавать новое. А если это новое создать руками детей из «бросового материала», то интерес растет в геометрической прогрессии, включая креативность, воображение, мышление и коллективное взаимодействие. Так как дети сами придумывают, что и из чего они будут строить, распределяют обязанности между собой.

Путем мотивации удается своевременно скорректировать поведение ребенка, преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить формирование стремления к познавательной деятельности ребенка.

Данная система рассчитана так же на то, чтобы повысить заинтересованность родителей в развитии своих детей. Родители с удовольствием продолжают игры с детьми в домашних условиях. Ребята самостоятельно воспроизводят игры, разработанные ими же, в детском саду, используя уже домашние «подручные инструменты» (картон, кастрюли, крышки и т. п.) взамен новомодных «гаджетов».

Система выстроена не только на основе лексических тем, но и с учетом интересов и возможностей самих детей, вызывая тем самым интерес к познавательной деятельности.

Лексическая тема длится 7 дней, то есть родители продолжают погружение в тему в выходные дни.

Первый этап. На этом этапе в группе было создано игровое пространство. Были составлены совместно с детьми технологические карты игры. (Рис.1) Пример: Повар . Что делает? Готовит, моет, чистит, режет, смешивает и т. д.

Где работает? В школе, ресторане, в детском саду.

На этом этапе мы расширяли и уточняли знания детей о функциях профессий, и об их взаимосвязи. Пополняли словарный запас. У детей сформировалось умение работать в команде, составлять схемы, придумывать символы профессий. Это способствовало развитию воображения, образного мышления.

Технологическая карта игры

Рис. 1. Технологическая карта игры

Второй этап . Презентация своих технологических карт детьми. Каждый ребенок презентовал карту, выбранной им профессии. Дети структурируют свои знания о профессии, которую они решили описать. Затем презентуют свои творения другим детям. Ребята могут высказывать свои дополнения и пожелания, что способствует формированию коллективного творчества, развитию связной речи, умению слушать друг друга, оказывать помощь.

Третий этап . Планирование деятельности: «Создаем свое предприятие». (Рис.2) На данном этапе дети в подгруппах придумывают (рисуют) предприятие, создают рабочие места, набирают персонал. Происходит дифференциация понятий «работа» и «профессия». Пополнение номинативного словаря. Развитие навыка планирования, детской самостоятельности и инициативы.

Планирование деятельности

Рис. 2. Планирование деятельности

Четвертый этап . Дети играют в игру.

Игровую среду дети моделируют самостоятельно при помощи подручного бросового материала, самостоятельно распределяют роли, согласно своему плану. Обогащение жизненного опыта, обогащение игрового опыта, активности, самостоятельности.

Закрепление ролевых диалогов, моделирование социальных отношений, погружение в профессию. Взаимодействие с воспитателем.

Пятый этап. Подведение итогов. Рефлексия. На данном этапе дети говорят свои отзывы об игровом процессе, о подготовке к игре. Что им понравилось больше всего, а что хотелось бы изменить, добавить. Учатся выражать свое отношение к происходящему, выявлять положительные и отрицательные моменты. Находить возможные пути решения.

Шестой этап. Данный этап проводится совместно с родителями. Намечаем план действий, согласовываем и обсуждаем различные варианты погружения в тему. Как в домашних условиях возможно продлить и углубить полученные знания, умения и навыки детей в теме, которой мы сотрудничали на протяжении 5 дней.

Погружаясь в тему профессий, родители совместно с детьми посетили детский центр «Город профессий», где смогли не только увидеть различные профессии, но и попробовать себя в различных отраслях. Например, ребята поработали на молочной ферме, приготовили свое мороженое, были кондитерами, пекарями, полицейскими, банкирами и даже врачами. Они смогли получить знания по финансовой грамотности и ознакомились с экономическими аспектами трудового мира.

Седьмой этап. На этом этапе ребята с родителями посетили экскурсию «По миру профессий». Дети смогли на выбор посетить настоящее трамвайное депо, кинологический центр, центр пчеловодства и многое другое.

Таким образом тесное взаимодействие детей и родителей при погружении в лексическую тему способствовало развитию и укреплению детско-родительских отношений. Сформировалось представление о том, как устроены рабочие места различных профессий.

Взрослая жизнь для современных детей достаточно закрыта, они в нее не включены, она не дает им достаточное количество сюжетов, им просто неоткуда черпать эти сюжеты. Поэтому большое внимание мы уделили обогащению жизненного опыта детей новыми знаниями и впечатлениями.

В группе на сегодняшний день наблюдается повышение уровня развития детской сюжетно-ролевой игры. Данная методика помогает включить в игру «плохо играющих», «непопулярных» детей. Таким образом появляется переход от игры в одиночку к игре со сверстниками, дети овладевают умением совместно выстраивать совместное сюжетосложение, расширяется диапазон и улучшается качество игровых сценариев, увеличивается время игры. Детские коллективы стали более сплоченными, сократилось количество детей с нежелательными проявлениями поведения.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.,1972.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: ЭКСМО, 2003.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002.
  4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  5. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вегнера. — М.: Педагогика, 1988.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.1999.
  7. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина — 2-е изд,. Испр. и доп. — М: Академия, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, этап, взрослая жизнь, детский сад, игра, жизненный опыт, планирование деятельности, познавательная деятельность, профессия, родитель.


Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения

Похожие статьи

Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения

Задать вопрос