В статье анализируется специфика театральной проектной деятельности и рассматривается организация управления проектами в театрах г. Москвы.
Ключевые слова: проектный менеджмент, театральная деятельность,управление проектом, театральный проект
Понятие проектного управления стало привычным для коммерческих предприятий, которые, выводя на рынок новый продукт или запуская новый производственный цех, реализуют «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [2, URL: https://docs.cntd.ru/document/1200089604 (дата обращения: 21.12.2022)]. Именно такое определение проекта дает ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом», появившийся в России еще в 2011 г.
Здесь проектное управление непременно связано с инновационностью, поскольку несет элемент новизны и тестирования — выход на новые рынки, предложение потребителю нового продукта и т. д. Предприятие всегда идет на определенный риск, ведь новинка может не найти своего места на рынке.
Под аналогичным углом можно взглянуть и на театральную деятельность: каждый новый спектакль становится новым продуктом, который коллектив театра представляет своим потребителям: постоянным зрителям, театральным критикам, широкой общественности. И здесь театр тоже рискует, поскольку его новая постановка может вызвать у аудитории нету реакцию, на которую рассчитывал его коллектив. Не исключено, что высказывания критиков относительно постановки будут не такими восторженными и зрители не захотят знакомиться с новым театральным продуктом. Или новый спектакль не удастся подготовить к запланированной дате, и тогда его премьеру придется переносить на более поздний срок.
Если говорить о театральной жизни Москвы, она насыщена новыми событиями. Следовательно, ее можно приравнять к высококонкурентной среде, о которой принято говорить в бизнесе. Здесь потеря внимания аудитории для театра будет сравнима с потерей доли рынка для коммерческой компании: театр лишается не только зрителя, но также несет финансовые потери, ухудшается его репутация, снижается вероятность получения дополнительного финансирования и грантов, участия театра в совместных проектах с другими учреждениями культуры и т. д.
Вопрос финансирования для организаций, работающих в сфере культуры, имеет первостепенное значение. На рисунке 1 представлена диаграмма, составленная на основе открытых статистических данных Министерства культуры РФ [6, URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_theaters_svod (дата обращения: 20.12.2022)] и позволяющая оценить объемы финансирования театров г. Москвы.
Рис. 1. Динамика доходов театров г. Москвы в 2019–2021 гг., тыс. руб.
На диаграмме ниже (рисунок 2) представлено соотношение бюджетных и внебюджетных доходов московских театров [6, URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_theaters_svod (дата обращения: 20.12.2022)]. Как можно заметить, значительный объем средств приходится и на их внебюджетную деятельность, что становится возможным за счет коммерческих театральных постановок, за счет реализации московскими театрами различных коммерческих проектов и пр.
Рис. 2. Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений в финансировании театров г. Москвы в 2021 г.
Таким образом, успешная проектная деятельность важна как для освоения бюджетных средств, так и для реализации коммерческих театральных проектов.
Целью проектного управления является решение конкретной задачи в установленный срок. Планирование, выступающее основным условием успешного управления качественным проектом, позволяет минимизировать транзакционные издержки, которые могут возникать из-за отвлечения ресурсов, срыва сроков работ, низкого их качества и т. д.
Широкое применение механизмов и методов управление проектом обусловлено, в том числе, формированием национальных и общемировых стандартов проектного управления. Стандарты проектного менеджмента регламентируют деятельность в рамках проекта c точки зрения соблюдения определенных правил и четких параметров, касающихся времени, финансов, материальных и трудовых ресурсов.
Выделение управления проектами в отдельное направление менеджмента обусловлено той спецификой, которая присутствует в проектной деятельности (рисунок 3).
Рис. 3. Отличительные черты управления проектами
Характерными особенностями, которые присущи проектной деятельности и которые вытекают из представленных выше характерных черт управление проектом, выступают его гибкость и динамичность, которые обеспечивают эффективность реализуемого проекта и высокое качество результатов. Отдельные проекты, являясь частью некоего целого, могут интегрироваться в целевые программы, реализуемые, в том числе, на государственном уровне.
Многие люди воспринимают проекты, реализуемые в стенах театра, достаточно узко и подразумевают под ними только те постановки, которые можно найти в текущем или будущем репертуаре конкретного театра. Такое видение в корне неверно. Можно привести лишь несколько примеров театральных проектов, которые были реализованы театрами г. Москвы в обозримом прошлом или будут реализованы в ближайшем будущем, чтобы понять, насколько они разнообразны:
— в 2020 г. в Российском академическом молодежном театре прошла выставка-инсталляция, посвященная его 100-летию;
— в 2021 г. Театром Наций была подготовлена программа «Достоевский 200», приуроченная к юбилею писателя, частью которой стал проект режиссерской лаборатории, собравший для показа документальные киноленты, позволяющие понять, как режиссер воспринимает писателя, как он передает его философию, мысли, идеи;
— в 2023–2024 гг. состоятся мероприятия, приуроченные к юбилею Московского художественного академического театра (МХАТ), которому исполняется 125 лет.
Последнее мероприятие выходит за рамки программы, реализуемой самим театром: 12 июля 2022 г. Президент РФ В. В. Путин издал Указ, в соответствии с которым Правительству РФ надлежит:
- сформировать оргкомитет, который займется подготовкой к праздничным мероприятиям;
- содействовать разработке и утверждению плана мероприятий.
Минцифры РФ, в свою очередь, предстоит содействовать освещению праздничных театральных мероприятий [1, URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207120003 (дата обращения: 21.12.2022)].
Это позволяет рассматривать театральную деятельность как всеобъемлющее явление, которое уже не ограничивается стенами одного культурного заведения и широко взаимодействует с аудиторией, находя для этого различные площадки и форматы.
Современные театральные проекты могут принимать форму:
- Традиционных премьер, включенных в график театральных постановок.
- Онлайн-проектов, включающих в себя прямые трансляции в Интернете, виртуальные встречи с театральными деятелями и т. д. — это те форматы, которые приобрели популярность в период пандемии новой коронавирусной инфекции и не потеряли актуальности после снятия ограничений на посещение оффлайн-мероприятий;
- Творческих лабораторий и мастерских, во время которых опытные актеры и режиссеры делятся опытом и идеями с молодежью, так же студентами театральных учебных заведений;
- Фестивалей, которые могут проходить в границах одного города или страны и даже выходить на международный уровень. Примером национального проекта является программа «Большие гастроли» Министерства культуры РФ, в рамках которой в 2022 г. московские театры, включая Театр им. Н. И. Сац и Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова представили свои спектакли в Луганске [5, URL: http://большиегастроли.рф/ (дата обращения: 20.12.2022)].
- Проекты по работе со зрителями, включающие в себя экскурсии по театру, программы лояльности, образовательные проекты и т. д.
Для традиционной системы управления творческим процессом в театре, как отмечают Л. А. Городецкая и ее коллеги, в целом характерен программный подход. Можно сказать, что репертуар театра представляет собой «комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости» [4, с.19–20]. В целом процесс формирования репертуарной политики в театре во многом аналогичен процессу управления портфелем проектов.
Если рассмотреть театральную постановку или другое событие, происходящее в стенах театра, как процесс, имеющий определенные этапы, можно увидеть все признаки проекта:
— театральный проект уникален и неповторим, аналогичный проект (например, спектакль), реализованный другим театром, будет восприниматься по-другому;
— в нем можно выделить несколько этапов: рождение идеи, планирование постановки, сам постановочный процесс и, как итог, последующий прокат спектакля;
— театральный проект обладает определенной степенью риска и неопределенности;
— проект, реализуемый театром, предполагает, что его результат (постановка, выставка, гастроли и т. д.) обеспечит организации определенный успех, признание у театральной общественности, популярность, узнаваемость;
— театральный проект учитывает, что, то время, которое отведено на организацию постановки (выставки, гастролей, другого мероприятия) должно строго соответствовать планируемым срокам и соотноситься с датами начала и окончания;
— для проекта, реализуемого театром, предусмотрена заранее определенная (с допустимыми погрешностями) стоимость, оговорен объем используемых ресурсов;
— театральный проект реализуется командой участников, которая подбирается в соответствии с требованиями руководителя проекта и которая формируется на время выполнения конкретного проекта;
— театральный проект предполагает, что его жизнь может оказаться достаточно продолжительной (прокат спектакля нередко длится несколько сезонов), и со временем в нем могут возникать изменения, обусловленные действием внутренних или внешних факторов.
Формат проектного управления еще более характерен для антрепризы, для продюсерских театральных постановок, для иммерсивного театрального перфоманса. Последний подразумевает глубокую вовлеченность зрителей в происходящее и сегодня составляет конкуренцию традиционному театру с привычным залом и сценой.
Ю. А. Акунина и А. В. Бычковский приводят пример классической оперы «Пиковая дама» по мотивам произведений А. С. Пушкина и П. И. Чайковского, реализованной в иммерсивном формате. В этой постановке участвуют семь десятков исполнителей (не только балет и актеры, но также оркестр и хор), а все действие происходит в старинной усадьбе Гончаровых-Филипповых. Одновременно постановку могут посетить лишь 54 человека, что соответствует количеству карт игральной колоды. На протяжении всей постановки зрителей сопровождают танцоры балета, а также бессменный «гид» в образе самого поэта [3, с. 92].
Популярность подобных проектов дополнительно подтверждает то, что проектное управление внутренне может органично существовать внутри театра и даже выходить за его пределы, вписываясь в общий организационно-творческий процесс.
Несмотря на разнообразие проектной театральной деятельности, Л. А. Городецкая и другие авторы исследования «Проект театрального спектакля: экономика, финансирование, договорная работа» отмечают, что, если обратиться к фактическому состоянию дел, проектная деятельность в театральной сфере применяется преимущественно к исполнению государственных творческих заказов или реализации грантовых программ благотворительных фондов, зачастую носит случайный, разовый, бессистемный характер. В ней сложно выделить общие правила, характерные для организации и управления проектами. Результатом такого бессистемного подхода становится потеря координации, происходит разрыв связи проекта с его системой финансового обеспечения. Это снижает эффективность театрального проектного управления [4, с. 20].
Вероятно, одной из проблем здесь становится необходимость по-новому взглянуть на управленческую деятельность, поскольку она концентрируется в рамках одного проекта и требует уделить внимание всем функциональным областям управления, которые в обычной деятельности театра часто оказываются распределены между разными специалистами (рисунок 4).
Рис. 4. Функциональные области управления проектами
Несмотря на существующие сегодня сложности, проектная деятельность увеличивает шансы театров г. Москвы на привлечение частных и государственных инвестиций, в то время как точное стратегическое видение проекта обеспечивает максимально высокий социальный эффект. Все вместе это дает театру экономическую стабильность, уверенность в будущем. Основным результатом проектной деятельности является инновационный творческий продукт — театральный проект, обладающий уникальной эстетической ценностью и художественной целостностью, ориентированный на определенный зрительский сегмент. Театральный проект необходимо также рассматривать как форму организации театрального дела, при которой креативная авторская идея реализуется с учетом ограничений: бюджет, ресурсы и временной отрезок прокатов.
Срывы сроков здесь приобретают критическое значение, поскольку деятельность театра, по сути, представляет череду проектов, для каждого из которых отведен определенный срок существования, будь то спектакль, выставка, творческая мастерская или иное культурное мероприятие.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 12.07.2022 № 444 «О праздновании 125-летия основания В. И. Немировичем-Данченко и К. С. Станиславским Московского художественного общедоступного театра». — Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202207120003 (дата обращения: 21.12.2022)
- ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом». — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт] — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200089604 (дата обращения: 21.12.2022)
- Акунина, Ю. А. ТРЕНДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ / Ю. А. Акунина, А. В. Бычковский. — Текст: непосредственный // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2020, № 2 (37), С. 89–95.
- Городецкая, Л. А. Проект театрального спектакля: экономика, финансирование, договорная работа / Л. А. Городецкая, С. М. Апфельбаум, Д. А. Мозговой, К. В. Кондрашова — М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020, 128 с.
- Всероссийский гастрольно-концертный план Министерства культуры Российской Федерации. — Текст: электронный // Большие гастроли: [сайт]. — URL: http://большиегастроли.рф/ (дата обращения: 20.12.2022).
- Театры. Сводные данные. Статистическая информация. — Текст: электронный // Портал открытых данных Министерства культуры РФ: [сайт]. — URL: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-stat_theaters_svod (дата обращения: 20.12.2022).