В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического мониторинга, выделены основные функции и обозначены методы педагогического мониторинга.
Ключевые слова: мониторинг, педагогический мониторинг, система образования.
The article discusses and analyzes the definitions of the concept of «pedagogical monitoring» in the domestic and foreign literature, on the basis of these definitions, the definition of «pedagogical monitoring» is formulated, the classification of pedagogical monitoring is given, the main functions are highlighted and methods of pedagogical monitoring are indicated.
Keywords: monitoring, pedagogical monitoring, education system.
Цифровая трансформация, коснувшаяся в XXI веке практически все сферы жизни человека, следствием которой стало цифровое образование, способное предоставить высококачественную инфраструктуру образования на благо преподавателей и учителей образовательных организаций. Процесс информатизации вызывает кардинальные изменения во всех сферах общественной деятельности человека и, конечно же, в сфере науки и образования. Для участников образовательных отношений открываются возможности оперативного взаимодействия: сайты образовательных организаций, электронные дневники, видеоконференции (собрания), системы мгновенного обмена сообщениями. Интернет является платформой обмена информацией между обучающимися, родителями, педагогическими работниками, организациями, осуществляющих образовательную деятельность. Скачкообразный информационный рост инфраструктуры образования требует от участников процесса высокой культуры оперирования информацией, хорошего знания программ, приложений, касающихся образовательной деятельности. В связи с этим в обществе возникает запрос на выпускника педагогического ВУЗа, владеющего цифровыми технологиями и обладающим высоким уровнем цифровой грамотности. Это подтверждается и задачами государства в сфере науки и образования, прописанными в программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года: «
– развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности;
– увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента;
– формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся». [1]
Взгляды ряда ученых показывают нам, что проблема качества образования должна решаться на этапе выпуска специалиста из вуза, который должен не только владеть знаниями, умениями и навыками, но и уметь применять их в своей профессиональной деятельности. Зимняя И. А. говорит о том, что специалист будущего, это выпускник, умеющий практически применять ЗУНы, решающий оперативные задачи, возникающие в поле своей трудовой деятельности. Гершунский Б. С. в книге «Философия образования» вводит понятие «думающих учителей», т. е. будущие учителя, сегодняшние выпускники ВУЗов должны быть «не только высококвалифицированными, но и пытливыми, открытыми для творческого восприятия новых идей, самостоятельно оценивающими их эффективность и состоятельность». [2] Борис Семенович подчеркивает связь фундаментальных предметно-теоретических знаний с педагогической междисциплинарной практикой. Бетина И. Н., Лукина Г. М. видят будущих учителей, обладающими способностью поиска и внедрения инновационных направлений, новых образовательных и педагогических технологий, в постоянно изменяющихся и растущих профессионально-квалификационных требованиях работодателей.
Из вышесказанного следует, что перед российским образованием стоит стратегическая задача в целенаправленной профессиональной подготовке грамотного, способного проводить мониторинг для оценивания и прогнозирования педагогического процесса специалиста. Многие отечественные авторы предпринимают попытки дать определение понятия «мониторинг» со стороны психолого-педагогического исследования. Рассмотрим некоторые из них:
В книге «Мониторинг в образовании» А. Н. Майоров говорит о мониторинге, как о системе мероприятий с целью управления образовательной системой. Информацию о системе нужно не только собрать, обработать, сохранить, но и распространить. В результате проведенных мероприятий составляется прогноз развития системы. [6]
В своих исследованиях Зверева В. И. дает определение образовательного мониторинга, как системы по непрерывному слежению за развитием педагогической системы. И так же, как А. Н. Майоров говорит об организации, сборе, хранении, обработки и распространении информации о деятельности педагогической системы. [7]
Ярощенко Т. В. дает схожее определение педагогического мониторинга, добавляя лишь то, что он является необходимым компонентом эффективного управления условиями, процессами и результатами. [8]
Несколько иначе сущность данного понятия трактует Т. А. Стефановская. По ее мнению, педагогический мониторинг — это не система, а диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. [4]
Советский и российский педагог, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, действительный член Российской академии образования (2007), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2002) Валентин Иванович Андреев говорит о мониторинге, как о системной диагностике и соединяет трактовки предыдущих авторов. [5]
Шихов Ю. А. в своей диссертации «Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз» определяет педагогический мониторинг, как систему непрерывного, научно-обоснованного сбора, хранения, переработки, интерпретации информации о состоянии и развитии педагогической системы с целью ее интерпретации.
Гнатышина Е. А. говорит о педагогическом мониторинге, как о универсальной системе сбора, анализа, оценивания и преобразования информации об объекте управления.
Львов Л. В. не ограничивается только сбором, оценкой и преобразованием информации о педагогической системе, он говорит о предупреждающей и контролирующей этапы изменения систем исследования функциях педагогического мониторинга.
Рис. 1. Определения педагогического мониторинга
Анализируя исследования в работах разных авторов (В. И. Андреева, А. Н. Майорова, Л. В. Львова, Е. А. Гнатышиной и др.) о педагогическом мониторинге, представим следующую классификацию педагогического мониторинга:
Рис. 2. Классификация педагогического мониторинга
Из вышесказанного можно выделить следующие функции педагогического мониторинга, которые выделяет каждый из авторов:
Рис. 3. Функции педагогического мониторинга
Далее актуальным становится вопрос о методах, которые можно использовать для оценивания и прогнозирования состояния педагогического процесса. К методам педагогического мониторинга можно отнести: педагогическое наблюдение, самонаблюдение, метод самооценки и экспертной оценки, тестирование (психологическое и педагогическое), заполнение личностных опросников, анкетирование, письменный опрос, контрольные работы, портфолио личных достижений, балльно-рейтинговая система и другие. Выбор оптимальных методов будет зависеть от объекта педагогического мониторинга, которым можем выступать: ученик, учитель, педагогический коллектив, педагогический процесс и другое, но что очень важно объект динамичен, т. е. постоянно изменяется.
На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы мы в своем исследовании под педагогическим мониторингом будем понимать комплексную диагностическую систему для оценивания и прогнозирования состояния педагогического процесса с целью оптимального выбора средств и методов обучения для повышения эффективности образовательного результата.
Делая вывод по приведенным выше понятиям педагогического мониторинга, по анализу классификации, рассмотренным функциям и методам понимаем, что мониторинг требует тщательного планирования. При организации мониторинга в сфере образования следует обратить внимание на то, что эта система динамична, она постоянно изменяется. Объединение всех компонентов и правильно выбранная технология проведения и организация педагогического мониторинга обеспечит правильную организацию процесса, высокие результаты.
Литература:
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2023 года, Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
- Бетина, И. Н. Профессиональная подготовка как компонент непрерывного образования /И. Н. Бетина, Г. М. Лукина// Межрегиональная научнопрактическая Интернет-конференция «Проблемы и перспективы системы непрерывного образования «школа — лицей — колледж — вуз». 2009
- Стефановская, Т. А. Педагогический мониторинг и проектировочная деятельности классного руководителя / Т. А. Стефановская. — Иркутск: Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 2002. — 179 с.
- Андреев В. И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской Академии Наук. — 2001.
- Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров — М.: Интеллект центр, 2005. — 424 с.
- Шихов, Ю. А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа-втуз» URL: https://www.dissercat.com/content/proektirovanie-i-realizatsiya-kompleksnogo-kvalimetricheskogo-monitoringa-podgotovki-obuchay/read [дата обращения 9.12.2022]
- Копытова, Н. Е. Мониторинг в системе образования: основные понятия, проблемы, возможности URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-v-sisteme-obrazovaniya-osnovnye-ponyatiya-problemy-vozmozhnosti [дата обращения 13.11.2022]
- Ярощевко, Т. В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе прогимназии URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskii-monitoring-v-obrazovatelnom-protsesse-progimnazii/read [дата обращения 19.11.2022]