Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 2158 раз

Библиографическое описание:

Игнатова, В. Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. Ю. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98220/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности детей с задержкой психического развития. Данные сведения позволят нам сказать, почему ребенок с задержкой психического развития не может успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Также рассмотренные вопросы позволят в дальнейшем провести грамотную диагностику и выстроить коррекционные занятия с учетом дефекта.

Ключевые слова: высшие психические функции, задержка психического развития, психолого-педагогическая характеристика.

Цель статьи — описать психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — это особый тип нарушения, проявляющийся в отклонении нормального темпа психического развития ребенка. Оно может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В последние десятилетия особенно сильно растет число детей с задержкой психического развития, которая, в большинстве случаев, сопровождается определенными нарушениями речевых и высших психических функций. К настоящему моменту частота ЗПР среди детского населения составляет 1–2 % (как самостоятельной группы состояний) и 8–10 % в общей структуре психических расстройств [6, с.47].

Наиболее точное определение в 1985 году дал профессор Лебединский В. В., который описал ЗПР как замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах [3, с. 87].

Для грамотной диагностики психоречевых нарушений специалисту необходимо понимать особенности психолого-педагогической характеристики детей с ЗПР. Этому вопросу были посвящены работы Т. А., Лебединского В. В., Певзнер М. С., Сухаревой Г. Е. и др. Ученые подчеркивают, что у детей с задержкой психического развития высшие психические функции, познавательная активность, произвольность, речь, знания об окружающем мире развиваются и формируются позже, чем у его сверстников. Чаще всего ЗПР является следствием остаточно-органической недостаточностью нервной системы.

Среди причин возникновения задержки психического развития у детей дошкольного возраста ученые выделяют:

– медико-биологические (слабовыраженные минимальные повреждения головного мозга, генетика, травмы, функциональная незрелость ЦНС);

– социально-психологические образ жизни родителей, в том числе непринятие ребенка матерью во время беременности, алкоголизм, наркомания), стиль воспитания (неполная семья, низкий образовательный уровень родителей);

– неблагоприятные факторы во время беременности (патологии, недоношенность ребенка), осложнения при родах.

Группы факторов, провоцирующих ЗПР:

– недостаток у ребенка общения, в связи с чем, отсутствие общественного опыта;

– биологические факторы, препятствующие нормальному созреванию мозговых структур;

– наличие соматических заболеваний;

– негативная социальная среда, окружающая ребенка;

– отсутствие полноценной деятельности, позволяющей ребенку нормально развиваться [3, с. 17].

Задержка психического развития у дошкольников определяется по следующим характеристикам:

– личностная незрелость;

– медленная скорость психического развития;

– умственная недостаточность в легкой, однако, стойкой форме;

– небольшая патология познавательной деятельности. [3, с. 155].

Рассматривая особенности памяти детей с ЗПР, Поддубная Н. Г. в своих работах писала, что продуктивность непроизвольного запоминания зависит от характера материала и особенностей деятельности с ним у детей с ЗПР. Так же, она описала некоторые признаки памяти: снижены скорость запоминания и объем памяти; снижено непроизвольное запоминание; наглядная память преобладает над словесной; нарушена механическая память [1, с. 37]..

Исследованием особенностей мышления у детей с ЗПР занимался ряд отечественных ученых, таких как Калмыкова З. И., Стрекалова Т. А., Ульенкова У. В., Шевченко С. Г. и другие. Они выяснили, что дети с задержкой в развитии сохраняют способность обобщать, принимать помощь, применять свои умения в ситуациях, которые отличаются от заданных. Шевченко С. Г. отмечает, что на развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития отрицательно влияет малый запас знаний об окружающем мире. Авторы выделили некоторые особенности мышления: дети с ЗПР приступают к выполнению задания сразу, неумея анализировать; у них недостаточная сформированность познавательной мотивации, поэтому такие дети стараются избежать любых интеллектуальных усилий, поэтому они часто действуют наугад [5, с. 18].

Особенности внимания детей с ЗПР изучали: Власова Т.А, Калмыкова М. С., Певзнер 3.И., Лебединский В. В. и другие. Они выделили основные особенности: отсутствие сосредоточенности, быстрое истощение внимания, небольшой объем и низкий уровень устойчивости внимания.

Агавелян О. К., Агавелян М. Г., Гольдфарб О. С. и другие исследователи изучали особенности восприятия у детей с ЗПР. Такие дети отличаются замедленностью восприятия и переработки информации; невысоким уровнем аналитического восприятия; затруднена полнота восприятия; грубо нарушены сложные формы восприятия (зрительно-моторная координация) [4, с. 12]..

Вопросом личностных особенностей детей с ЗПР занимались Бойков Д. И., Дмитриева Е. Е., Степина О. С.. Они выделяют такие личностные особенности детей с ЗПР, как: несформированность способности к обучению; незрелость эмоционально-волевой сферы; затрудненная социальная адаптация [1, с. 14].

Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития представлены в работах Белопольской Н. Л., Власовой Т. А., Выготского Л. С. и других. Они писали, что дети с ЗПР отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы, поэтому у них возникают проблемы с общением, волевой регуляцией своего поведения. Так как у детей отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности, то им сложно подчиниться правилам дисциплины, они неспособны к длительным интеллектуальным усилиям. У них отсутствует познавательный интерес, они стремятся быстрее завершить задание, зачастую не доводя его до конца.

Проблемой особенностей развития речи детей с ЗПР занимались Власова Т. А., Лалаева Р. И., Лубовский В. И., Мальцева Е. В. и другие. Они выяснили, что у детей таких чаще наблюдаются бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата [1, с. 17].

Таким образом, можно подытожить и перечислить такие особенности детей с задержкой психического развития, как: сниженная работоспособность; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; наглядно-действенное мышление развито больше, чем наглядно-образное и словесно-логическое; незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность воли; нарушение восприятия (чаще отдельных видов); бедный словарный запас; повышенная истощаемость. Так же у таких детей можно отметить неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, снижение его объема. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической. Легкие нарушения речевых функций в виде нарушений звукопроизношения (часто дизартрия, лексико-грамматическая незрелость речи).

Выявленные особенности позволяют специалистам проводить грамотную диагностику и выстраивать дальнейшие коррекционные занятия с учетом дефекта.

Литература:

1. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова. — М.: Педагогика,. — 51 c.

2. Гайдук Ф. М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис.д-ра мед. наук. — М., 1988. — 8 с.

3. Злоказова М. В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. д-ра мед. наук. — Спб., 2004. — 327 с.

4. Клиническая характеристика задержки психического развития // Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. М., 1976.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985. — 54 с.

6. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возраст / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, Е. В. Бачило, А. С. Исмайлова. — Текст: непосредственный // Российский психиатрический журнал. — 2015. — № 6. — С. 45–51.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, задержка, грамотная диагностика, особенность мышления, дошкольный возраст, непроизвольное запоминание, познавательная активность, эмоциональная сфера, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП в раннем возрасте. Обосновывается необходимость коррекционного обучения детей раннего возраста с ДЦП. Выявляются основные закономерности становления сенсорных,...

Похожие статьи

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена особенностям развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье на основе изучения материала по данной теме изложена сравнительная характеристика развития мелкой моторики в норме у дошко...

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье нами были изучены особенности мышления детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе расстройством аутистического спектра; нами были подобраны и адаптированы диагностические методики состояния мышления у дошкольников с ОВЗ...

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений процессе онтогенеза в норме и при расстройствах аутистического спектра, а также перечислены основные этапы и принципы коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей данной...

Воспитание детей с особенностями психического развития

В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушен...

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП в раннем возрасте. Обосновывается необходимость коррекционного обучения детей раннего возраста с ДЦП. Выявляются основные закономерности становления сенсорных,...

Задать вопрос