В статье представлены психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В материалах статьи приводятся сведения об особенностях мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности детей с задержкой психического развития. Данные сведения позволят нам сказать, почему ребенок с задержкой психического развития не может успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Также рассмотренные вопросы позволят в дальнейшем провести грамотную диагностику и выстроить коррекционные занятия с учетом дефекта.
Ключевые слова: высшие психические функции, задержка психического развития, психолого-педагогическая характеристика.
Цель статьи — описать психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) — это особый тип нарушения, проявляющийся в отклонении нормального темпа психического развития ребенка. Оно может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В последние десятилетия особенно сильно растет число детей с задержкой психического развития, которая, в большинстве случаев, сопровождается определенными нарушениями речевых и высших психических функций. К настоящему моменту частота ЗПР среди детского населения составляет 1–2 % (как самостоятельной группы состояний) и 8–10 % в общей структуре психических расстройств [6, с.47].
Наиболее точное определение в 1985 году дал профессор Лебединский В. В., который описал ЗПР как замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах [3, с. 87].
Для грамотной диагностики психоречевых нарушений специалисту необходимо понимать особенности психолого-педагогической характеристики детей с ЗПР. Этому вопросу были посвящены работы Т. А., Лебединского В. В., Певзнер М. С., Сухаревой Г. Е. и др. Ученые подчеркивают, что у детей с задержкой психического развития высшие психические функции, познавательная активность, произвольность, речь, знания об окружающем мире развиваются и формируются позже, чем у его сверстников. Чаще всего ЗПР является следствием остаточно-органической недостаточностью нервной системы.
Среди причин возникновения задержки психического развития у детей дошкольного возраста ученые выделяют:
– медико-биологические (слабовыраженные минимальные повреждения головного мозга, генетика, травмы, функциональная незрелость ЦНС);
– социально-психологические образ жизни родителей, в том числе непринятие ребенка матерью во время беременности, алкоголизм, наркомания), стиль воспитания (неполная семья, низкий образовательный уровень родителей);
– неблагоприятные факторы во время беременности (патологии, недоношенность ребенка), осложнения при родах.
Группы факторов, провоцирующих ЗПР:
– недостаток у ребенка общения, в связи с чем, отсутствие общественного опыта;
– биологические факторы, препятствующие нормальному созреванию мозговых структур;
– наличие соматических заболеваний;
– негативная социальная среда, окружающая ребенка;
– отсутствие полноценной деятельности, позволяющей ребенку нормально развиваться [3, с. 17].
Задержка психического развития у дошкольников определяется по следующим характеристикам:
– личностная незрелость;
– медленная скорость психического развития;
– умственная недостаточность в легкой, однако, стойкой форме;
– небольшая патология познавательной деятельности. [3, с. 155].
Рассматривая особенности памяти детей с ЗПР, Поддубная Н. Г. в своих работах писала, что продуктивность непроизвольного запоминания зависит от характера материала и особенностей деятельности с ним у детей с ЗПР. Так же, она описала некоторые признаки памяти: снижены скорость запоминания и объем памяти; снижено непроизвольное запоминание; наглядная память преобладает над словесной; нарушена механическая память [1, с. 37]..
Исследованием особенностей мышления у детей с ЗПР занимался ряд отечественных ученых, таких как Калмыкова З. И., Стрекалова Т. А., Ульенкова У. В., Шевченко С. Г. и другие. Они выяснили, что дети с задержкой в развитии сохраняют способность обобщать, принимать помощь, применять свои умения в ситуациях, которые отличаются от заданных. Шевченко С. Г. отмечает, что на развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития отрицательно влияет малый запас знаний об окружающем мире. Авторы выделили некоторые особенности мышления: дети с ЗПР приступают к выполнению задания сразу, неумея анализировать; у них недостаточная сформированность познавательной мотивации, поэтому такие дети стараются избежать любых интеллектуальных усилий, поэтому они часто действуют наугад [5, с. 18].
Особенности внимания детей с ЗПР изучали: Власова Т.А, Калмыкова М. С., Певзнер 3.И., Лебединский В. В. и другие. Они выделили основные особенности: отсутствие сосредоточенности, быстрое истощение внимания, небольшой объем и низкий уровень устойчивости внимания.
Агавелян О. К., Агавелян М. Г., Гольдфарб О. С. и другие исследователи изучали особенности восприятия у детей с ЗПР. Такие дети отличаются замедленностью восприятия и переработки информации; невысоким уровнем аналитического восприятия; затруднена полнота восприятия; грубо нарушены сложные формы восприятия (зрительно-моторная координация) [4, с. 12]..
Вопросом личностных особенностей детей с ЗПР занимались Бойков Д. И., Дмитриева Е. Е., Степина О. С.. Они выделяют такие личностные особенности детей с ЗПР, как: несформированность способности к обучению; незрелость эмоционально-волевой сферы; затрудненная социальная адаптация [1, с. 14].
Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития представлены в работах Белопольской Н. Л., Власовой Т. А., Выготского Л. С. и других. Они писали, что дети с ЗПР отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы, поэтому у них возникают проблемы с общением, волевой регуляцией своего поведения. Так как у детей отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности, то им сложно подчиниться правилам дисциплины, они неспособны к длительным интеллектуальным усилиям. У них отсутствует познавательный интерес, они стремятся быстрее завершить задание, зачастую не доводя его до конца.
Проблемой особенностей развития речи детей с ЗПР занимались Власова Т. А., Лалаева Р. И., Лубовский В. И., Мальцева Е. В. и другие. Они выяснили, что у детей таких чаще наблюдаются бедный словарный запас, нарушение звукопроизношения, недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата [1, с. 17].
Таким образом, можно подытожить и перечислить такие особенности детей с задержкой психического развития, как: сниженная работоспособность; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; наглядно-действенное мышление развито больше, чем наглядно-образное и словесно-логическое; незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность воли; нарушение восприятия (чаще отдельных видов); бедный словарный запас; повышенная истощаемость. Так же у таких детей можно отметить неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, снижение его объема. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической. Легкие нарушения речевых функций в виде нарушений звукопроизношения (часто дизартрия, лексико-грамматическая незрелость речи).
Выявленные особенности позволяют специалистам проводить грамотную диагностику и выстраивать дальнейшие коррекционные занятия с учетом дефекта.
Литература:
1. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Т. А. Власова. — М.: Педагогика,. — 51 c.
2. Гайдук Ф. М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис.д-ра мед. наук. — М., 1988. — 8 с.
3. Злоказова М. В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. д-ра мед. наук. — Спб., 2004. — 327 с.
4. Клиническая характеристика задержки психического развития // Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. М., 1976.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985. — 54 с.
6. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возраст / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, Е. В. Бачило, А. С. Исмайлова. — Текст: непосредственный // Российский психиатрический журнал. — 2015. — № 6. — С. 45–51.