В статье автор предпринял попытку сформировать единый алгоритм для эколого-экономической оценки нефтехимических технологий при транспортировке углеводородов.
Ключевые слова: экономическая оценка, экологические факторы, ключевые показатели, химические реагенты, интегральный показатель.
Современное состояние мировой энергетики характеризуется появлением новых противоречий между основными поставщиками и потребителями углеводородного сырья. Рост потребления энергоресурсов в развивающихся странах открывает новые рынки для крупных игроков, таких как Россия. Поэтому для того, чтобы Российская Федерация успешно осваивала новые рынки, а также успешно продолжала сотрудничество со старыми партнерами, необходимо развитие инфраструктуры для транспорта углеводородов, а также поддержание существующих объектов транспорта нефти и газа в состоянии, способном обеспечить безопасность и экологичность их эксплуатации. Наиболее распространенным способом транспортировки нефти и газа является трубопроводный транспорт [4].
Процесс транспортировки углеводородов включает в себя много этапов, одним из которых является подготовка углеводородов к транспорту, на данном этапе из углеводородов удаляют всевозможные примеси, воду и другие соединения, которые делают процесс транспортировки длительным, сложным, а зачастую и невозможным. В процессе подготовки углеводороды подвергаются депарафинизации, деасфальтизации и термодеструкции, компаундированию, абсорбции, одоризации и другим процессам, которые представляют собой нефтехимические технологии и изображены на рис.1.
Рис. 1. Основные нефтехимические технологии, используемые на разных этапах транспортировки углеводородов [1]
Приведенные на рис. 1 нефтехимические технологии так же постоянно совершенствуются, изобретаются новые ингибиторы, химические реагенты и так далее. Для экономически выгодного и экологически безопасного процесса транспортировки углеводородов по труботранспорту необходимо осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных технологий, позволяющих не только сократить издержки, но и нивелировать урон, наносимый окружающей среды. Именно поэтому возрастает необходимость эколого-экономической оценки нефтехимических технологий при транспортировке углеводородов, базовый алгоритм для которой изображен на рис.2.
Рис.2. Предлагаемый базовый алгоритм эколого-экономической оценки нефтехимических технологий при транспортировке углеводородов
На первом этапе необходимо провести проверку новой нефтехимической технологии по экономическим и экологическим показателям. Сразу стоит отметить, что каждая конкретная технология требует определённых оценок, так при оценке флотатора в список показателей необходимо будет включить время отстоя воды при его использовании, содержание механических примесей. При оценке методов снижения вязкости нефти оценивают процент снижения вязкости и предельно статического напряжения и так далее. То есть главенствующим должен быть результат действия технологии, а второстепенными факторами послужить его экономическая и экологическая оценка [2].
Экономическая оценка в основном базируется на затратах на реализацию и приобретение технологии. Многие инновационные нефтехимические технологии требуют полного переоборудования НПС или замены линейной части, что может стать решающим при выборе их использования. Помимо затратной части в число экономических показателей необходимо включать доли потерь углеводородов при транспортировке и время простоя линейной части трубопровода в ремонте. Данные показатели покажут эффективность работы технологии в действии, то есть насколько она способна сократить, например, ремонты, вызванные в основном отложениями парафинов или гидратов на внутренней части трубы [3].
Выполнение плана по транспортировке также имеет большое значение, поскольку технологии могут снижать давление при перекачке и сокращать объемы доставленных углеводородов.
Говоря об экологической оценке, важно так же ориентироваться на анализируемую и оцениваемую технологию, каждая из которых, как было отмечено, имеет свою специфику и необходимые для учета показателей. Одним из важнейших факторов становится снижение влияния на окружающую среду, поэтому во внимание берутся объемы выбросов в атмосферу, площадь загрязнённых земель, объем разлива, объем стравленного газа и ряд других показателей.
После детальной эколого-экономической оценки, для выбора наиболее эффективного способа необходимо привести результаты к интегральному значению, для удобства выбора технологии и сравнить ее результаты с уже используемой на предприятии. Стоит отметить, что при оценке, в каждом конкретном случаи алгоритм может быть расширен, добавлением новых этапов или показателей, что зависит от анализируемых технологий и предприятия, его использующего.
Литература:
- Авдеева А. С. Контроль чистоты нефтепродуктов, транспортируемых по магистральным нефтепродуктопроводам / А. С. Авдеева, Ф. В. Тимофеев // сборник «Трубопроводный транспорт — 2018»: тезисы докладов XIII МУНПК. — Уфа: Издательство УГНТУ, 2018. — С. 5–6
- Глущенко В. Н. Оценка эффективности ингибиторов асфальтосмолопарафиновых отложений. Нефтяное хозяйство. / Глущенко В. Н., Юрпалов И. А., Шипигузов Л. М. 2017. — № 5. — C.84–87.
- Совершенствование системы обеспечения качества нефтепродуктов при транспортировке трубопроводным транспортом / С. Б. Хотничук [и др.] // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. — 2017. — Том 7. № 5. — С. 88–96.
- Тетерина, К. А. Повышение безопасности транспортировки нефти / К. А. Тетерина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 28–29.