Ключевые слова: анализ, услуги, эффективность экономики, предпринимательство.
Когнитивная теория лежит в основе всех областей науки, включая методику экономического анализа. Изучение явлений общественной жизни невозможно без анализа.
Термин «анализ» происходит от греческого слова и в переводе означает «разделять» и «делить на части» [5].
Анализ подразумевает деление какого-либо явления или предмета на части, с целью его тщательного изучения.
Чтобы понять основу дохода, необходимо знать не только источники его формирования, но и факторы, определяющие его объем. Чем тщательнее они изучаются, тем эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Значит, говоря определенно, анализ подразумевает разделение явлений и предметов на части для их изучения как единое целое.
Стоит различать общий теоретический вид экономического анализа, который изучает основные методологические вопросы анализа явлений и процессов на макроуровне, и точный экономический анализ , который используется для анализа финансово-хозяйственной деятельности для изучения экономики отдельных предприятий различных отраслей на микроуровне.
Экономический анализ, лежащий в основе формирования рыночной экономики, в первую очередь способствует развитию на уровне отдельных предприятий и их подразделений, а также на микроуровне.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который изучает с соответствующей целью, используя присущие ей методы. Предмет любой науки уникален. Промышленность, сельское хозяйство и т. д., их функциональная связь в определенных отраслях, служат как предмет изучения отдельных экономических наук.
Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений, определяющие продолжительность организационного, экономического и социального развития отдельных секторов, объединений, предприятий . [5].
Реализация эффективной инвестиционной политики, строительство предприятий в различных формах собственности, производящих современные, конкурентоспособные товары на мировом рынке, обеспечение их новейшим оборудованием, привлечение крупных иностранных инвестиций, поощрение малого и среднего предпринимательства, их поддержка — являются столпами этой политики. [1].
Объем производства характеризуется как один из ключевых показателей на предприятии. От этого показателя зависит и размер размещаемого продукта. Себестоимость продукта, размер прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели также зависят от объемов производства [5].
Как известно, многолетний международный и национальный опыт показал, что предпринимательство является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Характер и размеры эффективности предпринимательства влияют на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, а также на занятость населения.
Существует несколько признаков, характеризующих предпринимательство в сфере услуг.
Здесь возрастает важность деятельности, связанной с формированием и развитием уровня конкурентоспособности производимых товаров и услуг.
Конкурентоспособность стала важной возможностью на всех уровнях экономики. На основе глобализации международных экономических отношений конкурентоспособность стала одним из основных вопросов экономической политики. В настоящее время повышение конкурентоспособности и ее анализ имеет значение для всех стран.
Термин «конкурентоспособность» выступает как граница между теорией и практикой, экономическими исследованиями и экономической политикой. В широком смысле конкурентоспособность — это способность превосходить конкурентов в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность, являясь сложным многоуровневым понятием, широко используется в анализе и оценке[3].
Развитие экономики страны обусловлено различными экономическими явлениями. Одна из важнейших систем в этой области — система обслуживания. Развитие этой системы, в свою очередь, оказывает огромное влияние на принятие ее обществом и на прогресс производства.
Формирование единой теоретической базы и взглядов на систему услуг связано с развитием стран. В свою очередь сфера услуг, из-за недостаточности ее теоретических основ и принципов, конкретных методов, и работ, проделанных в этой сфере, начала привлекать внимание экономистов. В условиях рыночной экономики, вопрос внедрения сферы услуг стал проблемой, требующей решения.
Преобразования в сфере услуг, как и во всей экономике, связаны с отчуждением собственности из-под контроля государства, а также с ее приватизацией.
Специализация сферы услуг тесно связана с характерными отношениями между поставщиками услуг и потребителями, и она необходима для защиты интересов потребителей. Эта защита должна применяться во всех аспектах работы [4].
Сфера услуг — одная из самых быстрорастущих отраслей экономики, выполняющая свои задачи, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей населения, и является основой для создания максимально благоприятных условий жизни. Особенность развития сферы услуг не только в том, что она является частью общественного производства, но и в экономических отношениях, создающих благоприятные условия для занятости населения. [2].
Сфера услуг является перспективной и быстрорастущей отраслью. В основе сфере услуг лежит нематериальная собственность. Классичечкий экономист в области маркетинга Ф. Котлер приводит следующее определение сферы услуг: «Услуга—любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо».
Литература:
- Geldimyradow H. Türkmenistanyň maliýe-ykdysady ösüşini berkitmegiň esasy wezipeleri. Maliýe we ykdysadyýet. Ylmy-amaly žurnal № 3. maý-iýun, 2020ý.
- Дудов А. С. доктор экономических наук, профессор, ректор НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права» Конкурентоспособность предприятий сферы услуг Кисловодск-2018
- Фридман Ю. А., Речко Г. Н. Kонкурентоспособность и региональная инновационная политика (возможности количественной оценки)
- Хаширов О. А. Предпринимательство в сфере услуг. Автореферат. Санкт-Петербург. 1993 г.
- Шагиясов Т. Ш., Сагдиллаев З. А., Урманбекова И. Ф. Экономический анализ. Учебник. Ташкент, 2017.