В статье проанализировано влияние древнегреческого женского костюма и причесок на современный женский образ.
Ключевые слова: Древняя Греция, древнегреческий стиль, современная одежда, современная мода, женщина Эллады, прическа, женщина, одеяние.
Древняя Греция... Цивилизация, точно знакомая каждому, кто хоть раз интересовался историей. Она появилась и начала свой расцвет в далеком III тысячелетии до нашей эры в южной части Балканского полуострова, и оставила богатейшее культурное наследие Искусство Эллады уникально, ведь именно греки пришли к осознанию значимости человеческой личности, поверили в ее безграничные способности.
Природные условия, в которых обитали греки были благоприятны: теплый средиземноморский климат, горные массивы, равнины, плодородные за счет частых дождей, и Эгейское море, омывающее Грецию, создавали замечательные условия для жизни людей и определяли их род занятий. Быт эллинов включал частые народные собрания не только с привычными песнями и танцами, но и со спортивными состязаниями, с помощью которых государство проверяло физическую форму греков. С 8 века появляется культ здорового тела, формируется эстетический идеал человеческого образа.
Хотя права женщины в Элладе были ограничены, идеалом женского образа баланс физической и душевной красоты. Красивой считалась высокая стройная гречанка с прямым носом, невысоким лбом и завитыми волосами. Не завитые и неухоженные волосы считались знаком траура, поэтому, чтобы выглядеть ухоженно, гречанки создавали искусные прически из прядей, локонов и косичек (рис. 1).
Рис. 1 Примеры древнегреческих женских причесок
Такие сложные конструкции носили не каждый день, среди женщин Эллады была распространена повседневная прическа — «греческий узел» (рис. 2). Так как в моде был невысокий лоб, волосы напускали на лоб, так чтобы он оставался открыт лишь на ширину двух пальцев, а вдоль щек опускали пряди волос «Греческий узел» закрепляли шпильками и узкими ленточками. Широко использовали повязки, косынки.
Рис. 2. Древнегреческая женская прическа «греческий узел»
В современных укладках и аксессуарах для волос четко прослеживается греческий образ. Многие прически повторяют всем знакомый греческий силуэт (рис.3), а повязки и декоративные металлические венки (ободки) (рис.4) уже прочно вошли в женскую моду. Кстати, многие девушки ежедневно завивают волосы, чтобы сделать их более аккуратными и объемными. Укладки с волнами и локонами закрепились, как составляющая праздничного образа. Чаще всего девушки и женщины с прямыми волосами завивают их на торжества.
Рис. 3. Современные прически в древнегреческом стиле
Рис. 4. Современные прически в древнегреческом стиле с применением ободков
Прическа, несомненно, была очень важна для женщин Эллады, но еще большее внимание гречанки уделяли своей одежде, которая соответствовала представлениям того времени. Опираясь на мнение древнегреческих философов, можно сделать вывод, что костюм — это украшение, приносящее пользу, как трактовал Платон, совершенное по производству, по мнению Аристотеля, и точное по своему назначению, по Сократу. Так, одежда была призвана подчеркнуть идеальные пропорции человека и гармонично дополнить образ.
Одеяния женщин состояли из двух «платьев». Первое называлось «хитон» (рис. 5). Оно представляло собой большой драпированный лоскут ткани, сколотый на плечах фибулами (металлическими застежками для одежды). Сначала хитон просто перехватывали поясом на талии, образуя напуск. С верхней частью одеяния вполне можно сравнить современную безрукавную кофточку (рис. 6).
Рис. 5. Хитон — нижняя одежда древних гречанок
Рис. 6. Современная одежда, напоминающая верхнюю часть хитона
Впоследствии хитон стали подбирать, закрепляя под грудью крест-накрест поясом так, что поверх него свисала еще одна складка материи. Нижний край хитона украшался орнаментом. Но, несмотря на красоту отделки, хитон считался домашней одеждой, в которой было не позволительно выходить на улицу.
Верхней одеждой служил пеплос — одеяние, которое по способу драпировки было схоже с хитоном, но по длине и ширине значительно превышало его за счет большего количества складок (рис. 7). В этом одеянии гречанка опоясывалась не только в талии, но и на груди и бедрах, что формировало не один, а два, порой даже три напуска. В современной моде иногда можно встретить похожий принцип в моделировании платьев, хотя и более примитивный по способу изготовления (рис. 8).
Рис. 7. Пеплос — верхняя одежда древних гречанок
Рис. 8. Современная одежда, напоминающая пеплос
Поверх хитона или хитона и пеплоса (у богатых гречанок), женщины накидывали плащ, украшенный орнаментом — гиматий. В крое он представлял собой прямоугольный кусок ткани. Плащ носили в левой руке, кстати, такой обычай существует и по сей день.
Проанализировав женские костюмы эллинов, несложно выявить ряд особенностей, которые находят свое отражение в современной женской одежде и до сих пор не теряют своей актуальности. Первая и основная из них — это наличие в костюме драпировки (рис. 9). Именно она помогала грекам выявить и подчеркнуть гармоничные пропорции, эстетику тела и дать свободу движению. В наши дни драпировки, чаще всего представляющие собой вертикальные складки, используют, чтобы визуально вытянуть фигуру и придать образу женственность.
Горизонтальные ассиметричные складки в свою очередь способны замаскировать недостатки фигуры. Также женский греческий костюм сопровождала подчеркнутая талия, часто за счет пояса, расположенного под грудью. Сейчас этот прием очень актуален, ведь с помощью него можно подчеркнуть достоинства фигуры или скорректировать ее.
Рис. 9. Драпировка в современной одежде
В создании греческих костюмов использовались легкие натуральные материи: лён и тонкие шерстяные ткани. Материалы, будучи тонкими, а иногда и полупрозрачными, могли наслаиваться, что греки умели применяли в своих одеяниях. Это придавало образу воздушность и изящество.
Еще одна особенность одежды Древней Греции — асимметрия. Этот прием часто встречается в одежде современных дизайнеров, ведь этот тренд актуален в наше время ввиду нестандартности костюма, некоторой его остроты. Асимметричные одеяния чаще надевают «яркие» женщины с особой потребностью самовыражения и желанием подчеркнуть свою индивидуальность и неординарность. В Древней Греции же асимметрия не была чем-то особенным, а лишь представляла собой разновидность образа национального костюма. Рассмотрим примеры (рис. 9) использования принципа асимметрии в современных женских платьях.
Рис. 9. Принцип асимметрии в современной моде
Не остается сомнений в том, что древнегреческий стиль находит место и в современном женском образе. Регулярно мы видим женщин разных возрастов с его элементами, которые стали нам настолько привычны, что эллинские истоки. Это доказывает, что греческий стиль прочно закрепился в современной женской моде, и остается актуальным уже многие годы, если не сказать столетия. Впервые мода явно обратилась к античной Греции в эпоху ампира, но отголоски её стиля сопутствуют и нашему времени. Это лишний раз доказывает вечную актуальность античности и незыблемость канонов красоты, доставшихся нам от предшественников.
Литература:
- Дудникова, Г. П. История костюма / Г. П. Дудникова. — Ростов: Феникс, 2001. — 416 c..
- Захаржевская, Р. В. История костюма: От античности до современности / Р. В. Захаржевская. — Москва: Рипол Классик, 2005. — 306 c.
- Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская. — Москва: Легкая индустрия, 1977. — 130 c. — Текст: непосредственный.
- МИР КОСТЮМА. История костюма Древней Греции [Электронный ресурс] http://mir-kostuma.com/ancient-greece/item/21-costume-history