Статья посвящена интеллектуальной игре как средству обучения иностранному языку, повышающему мотивацию к изучению иностранного языка. В статье описываются функции игровой деятельности, раскрывается понятие «интеллектуальная игра», рассматривается игра Game time.
Ключевые слова: иноязычное образование,игровая деятельность, функции игры, мотивация, интеллектуальная игра.
The article is devoted to the intellectual game as a means of increasing motivation to learning a foreign language. The article describes the functions of gamt activities, reveals the concept of «intellectual game», describes on of the games constructed by the author «Game time».
Keywords: foreign language teaching, game activity, game functions, motivation, intellectual game.
Изучение иностранного языка становится все более и более востребованным в современном обществе. Согласно новым образовательным стандартам изучение иностранного языка должно обеспечить приобщение к культурному наследию стран изучаемого языка, формировать иноязычную коммуникативную компетенцию, необходимую для успешной социализации и самореализации учащихся [5, с. 284].
Одним из наиболее популярных и эффективных методов изучения школьниками иностранного языка принято считать игру, так как при решении игровых задач активизируется эмоциональная и мыслительная речевая активность, умение быстро принимать решения, проявлять смекалку, находчивость, фантазию. Именно в условиях игры тренируется непроизвольное внимание, идет более быстрое запоминание лексического и грамматического материала.
Как полагает Л. Г. Балина, игра как средство обучения выполняет следующие функции:
- Коммуникативная (направлена на объединение учащихся, установления эмоциональных отношений).
- Обучающая (направлена на развитие памяти, внимания и восприятия информации, развитие умений и навыков).
- Развлекательная (направлена на пробуждение интереса, получения удовольствия от игрового процесса).
- Воспитательная (направлена на воспитание гуманного отношения к партнерам по игре, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки) [1, с. 534].
Таким образом, игра выполняет немаловажную роль в образовательном процессе. Именно интеллектуальные игры стимулируют прогресс в изучении языкового материала.
Под интеллектуальной игрой принято понимать игровой процесс, который основывается на применении игроками интеллектуальных способностей и эрудиции. Важной чертой данной игры является то, что она являются не только частью игровой, но и учебной деятельности [4].
Существует огромное количество разнообразных учебно-методических комплексов по иностранному языку. Однако, уделяя внимание изучению грамматического и лексического материала, учебники не обращаются к интеллектуальным играм. Стоит отметить, что игровые технологии, в частности интеллектуальные игры или их элементы, не часто встречаются в современных УМК. Именно потому перед учителями иностранного языка стоит немаловажная задача — разнообразить процесс обучения, создав и применив свой собственный комплекс упражнений для развития всех видов речевой деятельности и направленный на повышения мотивации учащихся к овладению иностранным языком [2, c. 603].
Рассмотрим интеллектуальную игру Game time, предназначенную для учащихся 3–4 классов. Данная игра направлена не только на закрепление изученного грамматического и лексического материала, но и для повышения интереса учащихся к изучению английского языка.
Игра состоит из 4 раундов, за каждый из которых ученики могут получить по 50 очков. Цель игры — получить как можно больше очков за выполненные задания. В каждом раунде идет проверка навыков и умений в разных видах речевой деятельности: говорении, чтении, письменной речи и аудировании. Класс или группа делится на 3–4 команды. Каждая команда выполняет задания совместно, может советоваться, обсуждать выполнение заданий.
Так, первое задание направлено на тренировку навыков аудирования. Учитель раздает учащимся картинки с именами людей и глаголами, обозначающими действия. Задача учащихся — послушать и определить, что делают люди на картинке, соединить имена с глаголами. Текст зачитывает учитель, произнося каждое предложение два раза.
Например:
- Sally is sitting on the grass. She has got long hair, she is reading a book.
- Ben is wearing a black T-shirt.
- Mary is eating an iсe-cream.
Стоит отметить, что данное упражнение направлено на повторение английского времени The Present Continuous Tense, которое уже должно быть известно учащимся 3–4 классов.
Во втором раунде учащимся предлагается задание на тренировку навыков письменной речи. Второе упражнение под названием «Алфавитный суп» направлено на закрепление лексического материала по уже изученным темам. Учитель раздает каждой группе учащихся 5 букв алфавита. Задача учащихся, работая в команде, за отведенное учителем время, написать к каждой букве минимум три существительных. Так, например, если команда получит букву «Ff», могут быть записаны следующие слова: frog, father, fox. Каждая команда получает очки за правильно написанные слова, но, если слова написаны с ошибками, баллы теряются. Данное упражнение можно также усложнить, попросить учащихся написать подходящее прилагательное к данным словам. Например: «a green frog, a tall father, a red fox». Выигрывает та команда, сделавшая как можно меньше ошибок при написании слов и словосочетаний.
Упражнение третьего раунда направлено на тренировку навыков чтения. Задания Snake picture начинается с того, что каждой группе выдаются листы с загадками. Подсказка содержится в змее, в которой необходимо найти зашифрованные слова: towel, lake, evening, grass, scarf, farm, music. После этого учащиеся читают загадки в таблице и подписывают ответы. Так, например: «We can dry our hands with this (a towel). We enjoy listening to this (music). The time between afternoon and night (evening)» . Данное задание можно усложнить для учащихся специализированных классов. После нахождения зашифрованных слов учащиеся должны придумать свои собственные предложения — загадки. Например: « People drink it every day. Some people prefer to drink coffee, others like this drink (tea)». Данная игра позволит учителю разнообразить урок, повторить лексику, а также проверить навыки письменной речи.
Последний раунд направлен на тренировку навыков говорения. Игра I have got a green frog направлена на активизацию речевого материала по теме Colours. Суть игры заключается в том, что учитель в качестве ведущего встаёт в центр круга и показывает картинку животного, произнося «I have got a green frog». Ученик, к которому обращается учитель, должен согласиться, сказав: «Yes, you have got a green frog». Иногда учитель будет говорить другой цвет игрушки, в таком случае ученик должен заметить ошибку и исправить её. Если учащийся не заметил ошибку, он выбывает из игры. Выигрывает та команда в данном раунде, чьих участников осталось больше всего [3, с. 83].
Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуальная игра Game time позволяет учащимся не только осуществить тренировку всех видов речевой деятельности, повторить грамматические конструкции и лексический материал, а также является эффективным средством, повышающим мотивацию к дальнейшему изучению иностранного языка, поскольку проведение уроков в форме игр, в частности, интеллектуальных, позволяет учащимся выявить не только свои слабые, но и сильные стороны, почувствовать себя частью команды и показать все свои знания, приобретенные умения и навыки.
Литература:
1. Балина, Л. Г. Особенности обучения английскому языку в начальной школе / Л. Г. Балина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 30. — С. 531–535. — URL: http://e-koncept.ru/2015/65177.htm. (дата обращения: 21.12.2022).
2. Дурнова, А. Н. Активизация учебного процесса посредством игры на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 31. — С. 601–605. — URL: http://e-koncept.ru/2017/970135.htm. (дата обращения: 21.12.2022).
3. Ильина, М. С. Мотивация как один из факторов успешного обучения иностранному языку / М. С. Ильина, Э. М. Вильданова, Г. С. Муллагаянова // Вестник Набережночелнинского филиала Казанского нац. исслед. техн. ун-та им. А. Н. Туполева, 2016. — С. 82–84.
4. Калинина, М. С. Содержание обучения иностранным языкам в контексте реализации ФГОС / М. С. Калинина, Н. Н. Остринская, М. А. Эстерман // Известия ВГПУ. — 2019. — № 1 (134). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-kontekste-realizatsii-fgos (дата обращения: 21.12.2022).
5. Савёлова, М. С. Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС // Молодой учёный. — 2014. — № 13. — С. 283– 285.