Цель данного исследования — на основании самых свежих данных сделать современный обзор роли БПЛА в современных военных конфликтах.
Ключевые слова: квадрокоптер, беспилотник, БПЛА, дроны-камикадзе, роботы-разведчики, СВО.
Мы с вами дожили до такого времени, что в современных военных конфликтах комбатанты с обеих сторон весьма активно используют различные типы беспилотников. Управляемый дрон — это работяга современной войны: беспилотники производят разведку, корректируют огонь артиллерии, носят на себе сбрасываемые боеприпасы и даже сами являются управляемыми снарядами.
Говоря о дронах, следует вспомнить, что до недавнего времени, большинство военных экспертов совершенно не рассматривали эти аппараты, как что-то серьёзное. В крайнем случае, для дронов существовала ниша разведки, и массовая закупка беспилотников в войска не планировалась.
Как тут не вспомнить известный исторический факт: на заре авиации никто из военных всерьёз не рассматривал аэропланы как средство завоевания превосходства в воздухе или как средство для точной доставки боеприпасов по указанному адресу. Аэропланам отводилась скромная роль фронтовых разведчиков. Расчалочные этажерки превратились в мощные скоростные адекватно вооружённые машины, и массовое применение штурмовой, бомбардировочной и истребительной авиации навсегда изменило представление о современной войне, — авиация стала иметь решающее значение на поле боя. То же самое, но с небольшими поправками можно сказать и про беспилотную авиацию. 1912 год, компанией «Сперри корпорейшн» был представлен первый гироскопический автопилот, — технология обеспечивала автоматическое удержание курса полёта и стабилизацию крена. В 1930-х годах автопилоты уже устанавливались на гражданские самолеты, а в 1947 году самолёт C-54 ВВС США совершил трансатлантический перелет полностью под управлением автопилота, включая взлет и посадку.
В 1930 году русский ученый Павел Александрович Молчанов запустил первый в мире радиозонд — беспилотный аэростат с радиопередатчиком, который позволил отпустить шар в самостоятельный полет и получать данные без возврата на землю. На шаре крепились датчики, отслеживающие состояние атмосферы. Шар работал на высоте около 8 км. В наше время метеозонды используются для изучения атмосферы на высотах до 40 километров и выше. Кстати, беспилотные аэростаты считаются одной из основных причин наблюдения НЛО. Определение «дрон» впервые использовал Делмар Фарни, возглавлявший проект радиоуправляемой авиации ВМФ США в 1936 году. Вскоре обозначение закрепилось, и его стали использовать в качестве альтернативы термину беспилотные летательные аппараты. Во время Второй мировой войны дроны стали оружием противоборствующих стран. Беспилотный ударный бомбардировщик-торпедоносец Interstate TDR-1 на вооружении армии США, немецкие самолёт-снаряд Фау-1 и баллистическая ракета Фау-2 — вот символы беспилотников середины 40-х годов XX века. После войны проекты TDR-1 и Фау-1 были фактически свёрнуты, а технология Фау-2 стала основой космической программы США.
Во второй половине XX века были продолжены разработки беспилотных военных самолётов. И к началу 80-х годов в лидеры в этой сфере выбился СССР. Самолёты Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж» считались наиболее оснащенными устройствами того времени. Ту-143 «Рейс» был предназначен для ведения разведки в прифронтовой полосе, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту. По окончании полета самолет разворачивался и возвращался на базу, а после — осуществлял посадку с помощью парашютно-реактивной системы и шасси. В 1970–1980-х годах было выпущено 950 единиц БПЛА, несколько из них до сих пор находятся в эксплуатации. Ту-141 «Стриж» был предназначен для ведения разведки на трансзвуковых скоростях. Аппарат оснащался средствами фото — и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых погодных условиях и в любое время суток. Беспилотник состоял на вооружении ВВС СССР c 1979 по 1989 годы. В 1996 году на вооружение армии США поступил дрон Predator. Аппарат по сей день используется в разведке и поражении целей противника [1].
В современных вооруженных конфликтах массовое применение беспилотников порой может изменить ход того или иного сражения. Массированные атаки дронов-камикадзе, как показала практика, способны, например, надолго вывести из строя аэродром противника. Следует ещё и сопоставить разницу в себестоимости самодельного беспилотника-камикадзе и цену уничтоженного или повреждённого дроном летательного аппарата.
Дроны активно используются для поддержки пехоты и артиллерии. Они заменили собой боевые самолеты, использование которых в конфликте снизилось из-за боязни потерь, отмечает журналист французского издания «Futura» Луи Неве. Он подчеркивает, что дроны легкие в управлении, недорогие — по военным меркам, — а также более скрытные <...>
По данным Минобороны России, на момент начала спецоперации в украинской армии на балансе находились 36 беспилотников, при этом в сводках военного ведомства за 17 октября сказано об уничтожении с начала СВО уже 2256 беспилотных летательных аппаратов [2].
Для наглядности можно провести обзор систем, которые используются в данный момент в специальной военной операции.
Армия Украины использует такие беспилотники:
— Bayraktar TB2 (используется для разведки и ударов по целям)
— Puma (дрон используется для разведки, время нахождения в воздухе — до 3 часов)
— Quantix Recon (используется для разведки, время находжения в воздухе до 45 минут)
— Switchblade (дроны-камикадзе, для уничтожения бронетехники радиус действия: 10 км или 20 км)
— MQ-9 Reaper (ударный беспилотник, время нахождения в воздухе — 24 часа)
— FlyEye
— H10 Poseidon II
— «Фурия» и «Лелека-100» (производятся на Украине)
В ходе СВО российские военные использует следующие БПЛА:
— «Орлан-10» (используется в целях разведки, работает на бензине)
— «Элерон» (используется для разведки, работает от электричества)
— КУБ- БЛА (дрон-камикадзе)
— «Ланцет» (дрон-камикадзе)
— «Иноходец» (ударный дрон, время нахождения в воздухе — 24 часа)
— «Форпост-Р» (ударный дрон)
— «Герань-2» (дрон-камикадзе)
Следует отметить, что в интересах выполнения разведывательных задач с обеих сторон конфликта используются гражданские дроны типа DJI, и конструктивно схожие с ними самодельные БПЛА. Существуют так называемые мини-компании, производящие дроны. Основные игроки на рынке мини-компаний следующие: DJI (Китай), Parrot (Франция), 3D Robotics, UVify, Autel Robotics (США), Yuneec, Power Vision, Hubsan, Walkera (Китай).
Краткие технические характеристики для вышеприведённых дронов по использованию их в качестве разведчиков:
Autel EVO II (время до 40 минут, расстояние до 9 км); Hubsan Zino 2 (время до 40 минут, расстояние до 8 км); FIMI X8 SE 2020 (время до 35 минут, расстояние до 8 км); DJI Mavic Air 2 (время до 34 минут, расстояние до 10 км); DJI Mavic 2 (время до 31 минут, расстояние до 10 км); DJI Mini 2 (время до 31 минут, расстояние до 10 км); DJI Phantom 4 Pro V2.0 (время 30 минут, расстояние до 10 км); Autel Robotics EVO (время до 30 минут, расстояние до 7 км); DJI Mavic Pro (Platinum) (время 27/30 минут (Pro/Pro Platinum), расстояние до 7 км); DJI Inspire 2 (время до 27 минут, расстояние до 7 км).
В настоящий момент, учитывая запросы армии и гражданских служб, в России очень динамично развиваются консорциумы — современные экосистемы для производства, обслуживания и продажи БПЛА в России. Основным направлением развития является производство БПЛА собственной разработки, ремонт, модификация и модернизация дронов, уже имеющихся на вооружении, а также обучение пользователей управлению, ремонту и обслуживанию боевых и гражданских дронов. Также к задачам консорциумов относится подготовка квалифицированных кадров и создание образовательных программ. При физическом факультете МГУ уже много лет существует группа MES Group — Modern Engineering School. MES — это площадка для развития технологий, а также для создания и внедрения новых наукоёмких продуктов. Сотрудники подразделения являются выпускниками физического факультета МГУ и являются молодыми учёными и энтузиастами своего дела, предлагая новые интересные аппаратные и программные решения. В настоящее время в консорциуме разрабатываются мобильные робототехнические системы с блоками машинного зрения, коллаборационные манипуляционные платформы для выполнения технологических и учебных задач, а также инфраструктурные решения на базе беспилотных летательных аппаратов.
В своей статье о направлении разработок БПЛА в России Наталья Просвирина обратила внимание на основные тенденции развития технологий авиационной беспилотной техники.
Быстрое развитие технологий беспилотных летательных аппаратов в мире, а также возрастающий спрос их технологий в гражданской и коммерческих сферах мира и России требуют дополнительных исследований по возможностям их двойного применения с освоением гражданского рынка. <…> Тенденции развития и совершенствования авиационной беспилотной техники тесно связаны с продолжением процессов структурной перестройки промышленности, национальными приоритетами развития науки и техники, конъюнктурой мирового рынка. Предпосылки этих изменений — глобализация экономики, процессы слияния и взаимосвязей в отрасли, развитие информационных технологий [3].
Заключение
Поскольку в современных конфликтах беспилотные летательные аппараты проявили себя в качестве надёжных ударных и разведывательных машин, которые наносят значительный урон противнику при минимальном риске для военнослужащих, следует всесторонне развивать данное направление и поощрять разработки в этой перспективной сфере.
Литература:
- БПЛА: Дайджест по робототехнике. — Текст: электронный // Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники: [сайт]. — URL: https://robotics.innopolis.university/wp-content/uploads/2021/02/Digest-Robotics2.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
- 1. Редакция, «ФедералПресс»/Денис Коробейников Какие беспилотники используют армии России и Украины / «ФедералПресс»/ Редакция. — Текст: электронный // ФедералПресс: [сайт]. — URL: https://fedpress.ru/article/3119779 (дата обращения: 21.12.2022).
- Просвирина, Н. В. Анализ и перспективы развития беспилотных летательных аппаратов / Н. В. Просвирина. — Текст: непосредственный // ЖУРНАЛ Московский экономический журнал. — 2021. — № 10. — С. 560–575.