В статье рассматривается проблема влияния гендерных стереотипов на построение карьеры мужчинами и женщинами. Развитие карьеры является важным процессом среди многих этапов профессионального роста и развития личности. Несмотря на то, что мужчины и женщины имеют равные шансы и условия для активного продвижения по карьерной лестнице, гендерные стереотипы создают на их пути определенные барьеры. В статье представлены данные, опубликованные в книге «Атлас новых профессий», выпущенной научной группой Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив. На основании эмпирического исследования автор показывает, что респонденты имеют представления о профессиональных качествах, помогающих мужчинам и женщинам при построении карьеры, которые, однако, относятся к разным содержательным областям и направлениям.
Ключевые слова: карьера, гендерные стереотипы, профессиональные качества, Атлас новых профессий.
The influence of gender attitudes on the career building of men and women is analyzed in the article. Сareer development is an important process among many stages of professional personal development. Despite the fact that men and women have equal chances and conditions for active career advancement, gender stereotypes create certain barriers. The article presents the data published in the book «Atlas of New Professions», published by the scientific group of the Moscow School of Management «Skolkovo» and the Agency for Strategic Initiatives. Based on empirical research, the author demonstrate respondents have an idea of the professional qualities that help both men and women build a career and relate to different semantic areas.
Keywords: career, gender stereotypes, professional qualities, Atlas of new professions.
Гендерные стереотипы и их влияние на построение и развитие карьеры в различных сферах деятельности сформировались задолго до современного общества. В различные исторические периоды времени освоение женщинами «мужских» профессий и наоборот влекло за собой непонимание и неприятие обществом подобного выбора, порой, доходящие до всеобщего порицания и осуждения. Подобная проблема не утратила своей актуальности и в современном обществе.
Гендерные стереотипы — это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей ее конкретных представителей. В современном экономическом мире гендерные стереотипы порождают явления, которые тормозят развитие карьеры у женщин, тем самым, давая больше возможностей для карьерного роста мужчинам.
Этапу становления карьеры предшествуют этапы, связанные с выбором профессии и обучением после завершения школьного образования. Предполагается, что гендерные стереотипы уже на этом этапе не позволяют девушкам сделать выбор в пользу «мужских» профессий. Например, по данным исследования, проведенного Е. В. Вайднер и Е. В. Дороховой, 11 % респондентов ответили, что на выбор ими будущей профессии повлияли гендерные стереотипы, причем все 11 % являются девушками. Эта информация находит подтверждении при знакомстве с «Атласом новых профессий», в котором представленные профессии маркируются определенным визуальным символом (иконка), означающим, что профессия чаще всего «мужская» или «женская», хотя в содержании и описании профессии контент о гендерном предпочтении отсутствует (рисунок 1).
Рис. 1. Визуальные символы (иконки) в «Атласе новых профессий»
Следует отметить, что в «Атласе новых профессий» содержится около 350 профессий из 27 отраслей, 230 из которых отмечены иконкой «мужчина», а 113 профессий, то есть в 2 раза меньше, обозначены иконкой «женщина». Является ли подобная маркировка случайной, однозначно сказать нельзя, но факт остается фактом: «мужских» иконок на порядок выше, чем «женских». Суммировав специальности по отраслям с учетом их маркировки иконками, получилась следующая наглядная картинка (рисунок 2).
Рис. 2. Маркировка профессий в «Атласе новых профессий»
Можно отметить, что из 27 отраслей, представленных в «Атласе новых профессий», лишь в 4 отраслях иконок «женщина» больше, чем иконок «мужчина» (образование, искусство и культура, социальная сфера, индустрия моды), в одной отрасли количество иконок равное (водный транспорт). Значительный перевес иконок «мужчина» в IT-секторе, менеджменте, медицине, электроэнергии, отрасли медиа и развлечений, наземном транспорте.
Таким образом, гендерные стереотипы начинают оказывать свое влияние в экономической сфере уже на этапе выбора профессии юношами и девушками. И, к сожалению, нередко девушки формируют свои профессиональные предпочтения именно под влиянием гендерных стереотипов.
Осенью 2022 года автором было проведено социологическое исследование на тему «Гендерные стереотипы и карьера» в форме анкетного опроса. Всего в исследовании приняло участие 94 респондента, из них — 67 % женщин, 33 % мужчин.
Если ориентироваться на «Атлас новых профессий», то можно установить, что в нем в сфере образования для женщин было предложено больше профессий, чем для мужчин (9 против 7), как и в индустрии моды (7 против 4), что подтверждается и результатами авторского исследования: в вопросе выбора отраслей для быстрого развития карьеры у женщин респонденты называли сферу образования и бьюти-сферу, которую можно отождествить с индустрией моды (рисунок 3). Для мужчин в «Атласе новых профессий» IT-сектор представлен б о льшим выбором профессий для мужчин нежели для женщин (15 против 6), так же, как и сфера промышленности (9 против 4), что также подтверждается результатами авторского исследования (рисунок 4).
Рис. 3. Сферы деятельности, в которых, по мнению респондентов, женщинам быстрее всего можно сделать карьеру
Рис. 4. Сферы деятельности, в которых, по мнению респондентов, мужчинам быстрее всего можно сделать карьеру
Изучая вопрос о профессиональных качествах, которые являются важными при построении карьеры, автор выделил в отдельные группы качества, характеризующие мужчин и женщин, взяв за основу результаты исследования ученых Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».
Так, единодушие у респондентов наблюдалось при определении важности для карьеры мужских профессиональных качеств: в обеих группах первые позиции были отданы лидерским качествам, стрессоустойчивости и целеустремленности. При этом в группе мужчин лидерские качества выбрали 2/3 опрошенных, в то время как у женщин большинство склонялись к целеустремленности (46 %), а лидерские способности оценили 41 % женщин, поставив их на третью позицию (рисунок 5).
Рис. 5. Профессиональные качества, помогающие в развитии карьеры мужчинам (не более 3-х вариантов)
Относительно важности для карьеры женских профессиональных качеств можно сказать, что здесь отсутствует единодушие, подобное тому, которое сложилось в определении мужских качеств (рисунок 6).
Рис. 6. Профессиональные качества, помогающие в развитии карьеры женщинам (не более 3-х вариантов)
Если мужчины на первый план ставят такие профессиональные качества женщин как ответственность (58 %), коммуникабельность (48 %), уверенность в себе (39 %), то женщины, больше зная и понимая женщин, отдавали предпочтение наряду с ответственностью (46 %) и уверенностью в себе (48 %) еще и высокому профессионализму (40 %), ставя коммуникабельность лишь на пятую строчку. Только четверть мужчин указали на профессионализм женщин, как на важное качество, помогающее им в развитии карьеры.
Таким образом, как показывают теоретические разработки и данные эмпирических исследований, проблема влияния гендерных стереотипов на развитие карьеры существует в различных сферах занятости, что существенно замедляет темпы роста экономики. Влияние гендерных стереотипов во многом обусловлено традиционными взглядами общества на роль мужчин и женщин. Однако наметившиеся положительные тенденции в современном обществе относительно гендерных ролей мужчины и женщины позволяют надеяться на снижение роли гендерных стереотипов в развитии карьеры.
Литература:
- Букина Е. И. Гендерные стереотипы в языке и дискурсе // Ученые записки ЗабГГПУ. — 2013. — № 2 (49). — С. 61–65.
- Дорохова Е. В. Вайднер Е. В. Проблема влияния гендерных стереотипов на выбор профессии в научной сфере // Наука и образование. Научный рецензируемый электронный журнал. — 2022. — Т. 5. — № 2. — URL: http://opusmgau.ru/ index.php/see/article/view/4593 (дата обращения: 28.11.2022).
- Ильиных С. А., Бычкова М. М. Профессиональная карьера в гендерном измерении // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 4 (122). — С. 22–26.