В статье исследованы актуальные вопросы, связанные процедурой разрешения административных споров. Автором обозначены проблемные аспекты правоприменительной практики, а также законодательные основы процессуального обеспечения института разрешения административных споров.
Ключевые слова: административный спор, органы исполнительной власти, суд, административный процесс.
В процессе реализации властных полномочий неизбежны споры, которые определяются как административно-правовые, так как возникают из административных правоотношений.
Такие споры требуют конкретных механизмов для своего разрешения, как внесудебных, так и судебных.
Целью же функционирования указанного механизма является обеспечение законности публично-властной деятельности и защита субъективных прав в процессе разрешения судами и иными компетентными органами административно-правовых споров.
В российской административно-правовой науке мнение о том, что рассмотрение административно-правовых споров имеет своей целью и охрану режима законности, и защиту субъективных прав граждан, высказывалось уже довольно давно.
Это мнение основано на том, что гражданин имеет субъективные публичные права, которые должны признаваться и защищаться государством, а обеспечение режима законности в деятельности публичной власти имеет своей целью не только нормальное функционирование государственного аппарата само по себе, но и защиту прав и свобод граждан и организаций, вступающих в правоотношения с этим аппаратом.
А. Б. Зеленцов указывает, что административно-правовой спор как конфликт, возникающий из административно-правовых отношений, представляет собой спор о субъективном публичном праве, т. е. о праве, принадлежащем определенному лицу в правоотношении с участием частных лиц и административных органов, действующих как публичная власть, а также о законности использования этими органами публичных полномочий в отношениях с частными лицами [3, c. 34].
Административный процесс — комплексная деятельность, проходящая несколько последовательно сменяющих друг друга стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи и для этого совершаются необходимые юридически значимые действия, принимаются административно-процессуальные акты, оформляются документы, имеющие значение для дела.
Завершением же является принятие итогового решения, которым по существу разрешается правовой вопрос, послуживший основой дела.
Данные критерии можно применить в том числе и к производству по разрешению административно-правовых споров, которое автономизируется из общего массива административных производств как самостоятельная специфическая административно-процессуальная форма деятельности публичной администрации по осуществлению административно-публичных функций, один из комплексных (концептуальных) подвидов административного процесса [4, c. 34].
Целесообразно различать:
а) административные правовосстановительные споры общего характера, в соответствии с которыми обособить судебные дела об урегулировании общих административно-правовосстановительных споров, предусмотренные ч. 2 ст. 2 КАС РФ [1];
б) административные правовосстановительные споры специального характера, а именно: экономические административно-правовосстановительные споры, в соответствии с которыми обособить судебные дела об урегулировании специальных (экономических) административно-правовосстановительных споров, предусмотренные ч. 1.1, 1.2, 2, 4 ст. 29 АПК РФ.
Значение производства по рассмотрению административно-правовых споров состоит в том числе и в том, что он служит механизмом уменьшения нагрузки судебной власти, так как позволяет разрешить какую-то часть административных дел самостоятельно, без привлечения суда. Тем самым подкрепляются конституционные положения о разделении ветвей власти и их самостоятельности.
В этом плане необходимо отметить введение механизма обязательного досудебного оспаривания субъектами предпринимательской деятельности решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2].
Такая новелла подчеркивает значение досудебного рассмотрения административно-правовых споров в современной правовой системе. При этом одновременно устанавливается обязанность подавать жалобы в электронной форме через специальный портал, что вызывает определенные сомнения, так как может повлечь ограничение права на подачу жалобы теми лицами, которым затруднен доступ к Интернет-связи.
Самостоятельное развитие производства по рассмотрению административно-правовых споров во внесудебном порядке требует и совершенствования его нормативного регулирования. Уровень гарантий прав и свобод участников соответствующих правоотношений, уровень процессуальной разработки указанного производства должны быть достаточными для поддержания доверия между публичной властью и гражданами, что чрезвычайно важно для современного этапа развития российского общества.
Разрешение административного спора — это установление законности всех действий, которые совершаются административным органом в отношении граждан.
Литература:
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 05.12.2022)// «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, N 10, ст. 1391
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5007
- Зеленцов А. Б. Административное судопроизводство в России: проблемы правового регулирования // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — М, 2019.
- Козлов С. С. Административная юстиция: место и роль в судебной системе Российской Федерации // Юрист. № 7. Москва. 2019.