Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яшнова, Л. С. Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника / Л. С. Яшнова, М. А. Иванова, Н. Л. Кодякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/447/97856/ (дата обращения: 16.11.2024).



Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей бывают искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ключевые слова: доброта, отзывчивость, толерантность, партнерство, взаимодействие, родители, детский сад.

Дошкольное детство — важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Задачи духовно-нравственного воспитания, находят развитие в государственных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в РФ» (от 29.12. 2012г. № 273 -ФЗ), «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», и «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (пр.№ 1155 от 17.10.2013 г). Одна из задач ФГОС ДО — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Задачи духовно-нравственного формирования личности дошкольника:

  1. Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботится о ближнем, толерантности к сверстникам, уважения к старшим.
  2. Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении всей истории, сохранение исторической преемственности поколений, воспитание патриотов России.
  3. Сохранение и преумножение нравственных, культурных ценностей общества, воспитание достойных граждан Российского государства, приобщение к национальной культуре, взаимодействие семьи, образовательного учреждения в воспитании детей.

Работая с дошкольниками по данному направлению, необходимо формировать и воспитывать следующие качества личности: сопереживание, искренность, отзывчивость, доброту, честность, милосердие, патриотизм, любовь к Родине.

Педагоги ДОУ совместно с родителями воспитанников уделяют большое внимание воспитанию духовно-нравственных качеств дошколят. Одной из форм работы в данном направлении является взаимодействие с социальными партнерами: Дом ребенка «Малютка» и реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. Посещая данные учреждения с благотворительными концертами, театральными постановками, подарками, воспитываем у детей стремление заботится о ближнем, толерантности к сверстникам.

В этом году мы с детьми приняли участие в Республиканской акции «Синий чемоданчик». Акция призвана к формированию чувства сострадания, милосердия к детям с расстройствами аутистического спектра.

К сожалению, не только эти дети находятся в трудной жизненной ситуации, поэтому с целью формирования доброты, бескорыстности, чувства взаимопомощи, семьи наших воспитанников ежегодно принимают участие в городских и республиканских благотворительных акциях: «Подари игрушку другу», «Шоколадный подарок каждому ребенку», «Дарите книги с любовью», помощь пациентам отделения паллиативной медицинской помощи, «Спасибо врачам», нуждающимся жителям ДНР и ЛНР по сбору игрушек, развивающих игр, канцелярских товаров с последующей передачей в волонтерский центр, даря тем самым частичку тепла своей души.

Ни для кого не секрет, что самое дорогое слово для каждого человека — «мама». Поэтому с целью воспитания любви к матери, содействию возрождению лучших традиций семейного воспитания, в дошкольном учреждении организуются различные мероприятия: концерты ко Дню Матери, городская социальная акция «Спасибо, мама», семейные посиделки, творческие гостиные, выставка рисунков «Лучшая мама на свете», мастер-классы с мамами и другие.

Немаловажная роль отводится формированию любви, заботы, уважения к старшим. Педагогами нашего детского сада организуются праздничные концерты ко Дню пожилого человека, выставки фотографий, проходит чествование ветеранов педагогического труда, социальные акции «Цветок своими руками», «Цветок ветерану». Ребята сами сажают цветы, ухаживают за ними, и в канун праздника 9 мая дарят ветеранам. Это способствует сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию патриотизма.

Дети с удовольствием принимают участие в республиканских и городских патриотических конкурсах и фестивалях: в Республиканском конкурсе «Юные таланты», приуроченном ко Дню Победы, в Городской акции «Георгиевская лента», записи диска «Я расскажу вам о войне». Стали победителями и заняли I место в Международном конкурсе

«Надежды России» и лауреатами 1 степени в республиканском конкурсе «Защитникам Отечества — Виват!». Для участия в данных конкурсах подбирался соответствующий репертуар, который направлен на воспитание патриотов России, формирование любви к Родине, приобщение дошкольников к нравственным и духовным ценностям.

Из года в год в чувашской столице проходит городское мероприятие «Парад дошколят». Дети и педагоги нашего дошкольного учреждения являются его неизменными участниками. Парад дошколят способствует воспитанию патриотов России, формированию любви к Родине, гордости за свою страну.

В настоящее время искажается история победы России в Великой Отечественной войне. Задачей педагогов является еще с дошкольного возраста сформировать правильные представления о подвиге народов в годы Великой Отечественной войны. С этой целью в детском саду проводятся познавательные часы «Что я знаю о войне», музыкально-литературные композиции, минутки тишины и другие.

Чтобы сформировать любовь к Родине на основе изучения национальных культурных традиций Чувашии и других народов, проживающих на территории приволжского федерального округа, в детском саду организуются костюмированные флешмобы ко Дню народного единства, познавательный час «Пока мы едины — мы непобедимы».

С целью формирования любви к малой Родине, на которой ребенок родился и вырос, ежегодно проводится городской флешмоб ко Дню города «Я люблю Че».

В заключение хочется сказать словами основоположника научной педагогики в России. Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни… Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».

Литература:

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 6-е изд., доп. — М.: Мозаика-синтез, 2020. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, воспитание патриотов России, ребенок, формирование любви, Великая Отечественная война, дошкольное учреждение, духовно-нравственное воспитание, историческая преемственность поколений, республиканский конкурс.


Похожие статьи

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Похожие статьи

Физическое воспитание дошкольников

Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стат...

Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...

Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста

Изменения, которые произошли в нашей стране, повлекли также за собой изменения привычного уклада жизни и не могли не отразиться на воспитательной среде в семье. В этой ситуации необходимо внимание к семье со стороны специалистов ДОУ, ей нужно сопрово...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Значение дошкольного возраста в становлении личности ребенка

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка

В статье анализируется определяющая роль духовности и сформированности нравственных ценностей для всестороннего развития ребенка, его становления как личности, наделенной высокими морально-духовными качествами и ценностными ориентирами.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Поддержка и развитие традиционных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

Статья исследует роль семьи и дошкольных образовательных учреждений в поддержке и развитии традиционных ценностей среди подрастающего поколения. Подчеркивается значимость семейных ценностей как основы для формирования духовно-нравственных и социокуль...

Внедрение духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс в начальной школе

Преподаватель уже давно считается сложной профессией, учитывая наличие взаимодействия в работе многих психоэмоциональных, языковых и социокультурных факторов. Каждый из этих факторов оказывает сильное давление на учителей, заставляя их быть интеллект...

Задать вопрос