Актуальность данной статьи обусловлена тем, на данный момент одной из наиболее обсуждаемых тем экономического характера на государственном уровне, является оптимизация системы финансового мониторинга во всех областях финансовой системы РФ, а также решение недостатков данной системы. Благодаря эффективности финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом в Российской Федерации существует устойчивость и стабильность государства, благополучие граждан и их экономическая безопасность.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, финансовый контроль, Федеральная служба, нормативная база, операция, орган, Росфинмониторинг
Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам» [1].
Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность: непосредственно и (или) через свои о территориальные органы; во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.
Говоря о финансовом контроле, необходимо выделить такие проблемы как: «первая проблема — совершенствования технологий, а также появление новых способов отмывания денежных средств, полученных преступным путем. Второй, но тем не менее важной, проблемой является совершенствование нормативной базы, осуществляющей финансовый контроль». Не все нормативные документы соответствуют целям и задачам государственных органов финансового контроля, для которых создавались данные документы [2].
Финансовому мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках [3].
Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.
Обратимся к полномочиям Росфинмониторинга, которые закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 (ред. от 08.03.2016) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» [4].
1) Собрать, обработать и провести анализ информации об операциях, с денежными средствами или иным имуществом, подпадающим под действие контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) Создать единую информационную систему и вести (пополнять) федеральную базу данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
3) Направлять соответствующую информацию в правоохранительные органы согласно их компетенции при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. И другие.
Говоря о статистических данных, «Росфинмониторингом в 2021 году было проведено 272 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [5]. В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства, Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.
Несомненно, деятельность Росфинмониторинга ежегодно обеспечивает дополнительное поступление денежных средств в доходную часть бюджета. Также, проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, проведенные Росфинмониторингом, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма [6]. Но, тем не менее проблемы все-таки существенны и требуют их решений.
Исходя из вышесказанного можно подытожить следующее:
В данной статье анализировалась тема финансового контроля, осуществляемая Росфинмониторингом. В настоящее время, образовалось множество «пробелов в законодательстве», которые регулируют работу этого государственного органа.
По нашему мнению, выходом из этой ситуации является то, чтобы законодатель доработал нормативную базу. Пробелы в законодательстве создавали и создают сложности, с которыми могут столкнуться как должностные лица, в процессе финансового мониторинга, так и обычные граждане. Мы считаем, что решением проблем будет являться усовершенствованная нормативно правовая база, а также внедрение новых методов контроля легализации денежных средств, полученных преступным путем и противодействию терроризма.
Литература:
- Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу. URL:https://studwood.net/634558/pravo/finansovyy_kontrol_osuschestvlyaemyy_federalnoy_sluzhboy_finansovomu_monitoringu (дата обращения: 25.10.2022)
- Основные проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации. URL:https://moluch.ru/archive/355/79463/ (дата обращения: 26.10.2022)
- Финансовый контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти URL:https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-kontrol-osuschestvlyaemyy-federalnymi-organami-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 27.10.2022)
- Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 (ред. от 08.03.2016) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» URL:http://fedsfm.ru/about/legal/752 (дата обращения: 27.10.2022)
- Статистическая информация о результатах контрольной деятельности Росфинмониторинга за 2021 год URL:https://www.fedsfm.ru/special/activity/supervisory-results/5559 (дата обращения: 29.10.2022)
- Степашкина Е. Н. Некоторые проблемы финансового контроля / Е. Н. Степашкина // Юридическая наука в Республике Мордовия: межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. Саранск, 2009. С. 66–69. URL:http://kontentus.ru/wpcontent/uploads/2020/11/Stepashkina_E_N.pdf (дата обращения: 30.10.2022)