Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 626 раз

Библиографическое описание:

Копункина, А. С. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу / А. С. Копункина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/447/97930/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность данной статьи обусловлена тем, на данный момент одной из наиболее обсуждаемых тем экономического характера на государственном уровне, является оптимизация системы финансового мониторинга во всех областях финансовой системы РФ, а также решение недостатков данной системы. Благодаря эффективности финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом в Российской Федерации существует устойчивость и стабильность государства, благополучие граждан и их экономическая безопасность.

Ключевые слова: финансовый мониторинг, финансовый контроль, Федеральная служба, нормативная база, операция, орган, Росфинмониторинг

Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам» [1].

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность: непосредственно и (или) через свои о территориальные органы; во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации.

Говоря о финансовом контроле, необходимо выделить такие проблемы как: «первая проблема — совершенствования технологий, а также появление новых способов отмывания денежных средств, полученных преступным путем. Второй, но тем не менее важной, проблемой является совершенствование нормативной базы, осуществляющей финансовый контроль». Не все нормативные документы соответствуют целям и задачам государственных органов финансового контроля, для которых создавались данные документы [2].

Финансовому мониторингу подлежат крупные банковские операции и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценным имуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлторские компании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные о названных операциях и сделках [3].

Накопленная службой информация подлежит обработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ним могут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовые структуры.

Обратимся к полномочиям Росфинмониторинга, которые закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 (ред. от 08.03.2016) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» [4].

1) Собрать, обработать и провести анализ информации об операциях, с денежными средствами или иным имуществом, подпадающим под действие контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2) Создать единую информационную систему и вести (пополнять) федеральную базу данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

3) Направлять соответствующую информацию в правоохранительные органы согласно их компетенции при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. И другие.

Говоря о статистических данных, «Росфинмониторингом в 2021 году было проведено 272 проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [5]. В целях профилактики правонарушений в сфере исполнения законодательства, Росфинмониторинг осуществляет тесное взаимодействие с органами прокуратуры и иными правоохранительными органами.

Несомненно, деятельность Росфинмониторинга ежегодно обеспечивает дополнительное поступление денежных средств в доходную часть бюджета. Также, проведение контрольно-надзорных мероприятий позволяет обеспечить качество и актуальность информации о финансовых операциях. Материалы проверок организаций, проведенные Росфинмониторингом, служат дополнительным источником информации при проведении финансовых расследований и иной аналитической работы, направленной на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма [6]. Но, тем не менее проблемы все-таки существенны и требуют их решений.

Исходя из вышесказанного можно подытожить следующее:

В данной статье анализировалась тема финансового контроля, осуществляемая Росфинмониторингом. В настоящее время, образовалось множество «пробелов в законодательстве», которые регулируют работу этого государственного органа.

По нашему мнению, выходом из этой ситуации является то, чтобы законодатель доработал нормативную базу. Пробелы в законодательстве создавали и создают сложности, с которыми могут столкнуться как должностные лица, в процессе финансового мониторинга, так и обычные граждане. Мы считаем, что решением проблем будет являться усовершенствованная нормативно правовая база, а также внедрение новых методов контроля легализации денежных средств, полученных преступным путем и противодействию терроризма.

Литература:

  1. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой по финансовому мониторингу. URL:https://studwood.net/634558/pravo/finansovyy_kontrol_osuschestvlyaemyy_federalnoy_sluzhboy_finansovomu_monitoringu (дата обращения: 25.10.2022)
  2. Основные проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации. URL:https://moluch.ru/archive/355/79463/ (дата обращения: 26.10.2022)
  3. Финансовый контроль, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти URL:https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-kontrol-osuschestvlyaemyy-federalnymi-organami-ispolnitelnoy-vlasti (дата обращения: 27.10.2022)
  4. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.2012 № 808 (ред. от 08.03.2016) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» URL:http://fedsfm.ru/about/legal/752 (дата обращения: 27.10.2022)
  5. Статистическая информация о результатах контрольной деятельности Росфинмониторинга за 2021 год URL:https://www.fedsfm.ru/special/activity/supervisory-results/5559 (дата обращения: 29.10.2022)
  6. Степашкина Е. Н. Некоторые проблемы финансового контроля / Е. Н. Степашкина // Юридическая наука в Республике Мордовия: межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. Саранск, 2009. С. 66–69. URL:http://kontentus.ru/wpcontent/uploads/2020/11/Stepashkina_E_N.pdf (дата обращения: 30.10.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, финансовый контроль, Российская Федерация, Федеральная служба, нормативная база, орган, операция.


Похожие статьи

Банковское регулирование и надзор

Одним из важнейших компонентов банковской системы — как эффективная защита от дестабилизации, возникновения кризисных ситуаций, как локального характера, так и системных, становится создание сильных, подходящих рыночной среде механизмов банковского р...

Место аудита в системе финансового контроля в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности, элементы финансового контроля и аудита, анализ которых позволил обозначить место обычного и обязательного аудита в российской системе финансового контроля. Обычный аудит является комплексным правовым профессионал...

Теоретическое изучение роли Центрального банка РФ в экономике России

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время огромное значение придают проблеме денежно-кредитных отношений в России. Происходит совершенствование монетарной политики, что является важнейшей предпосылкой для укрепления финансовой...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Государственный (муниципальный) финансовый контроль как один из основных видов финансового контроля

В статье анализируются особенности государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Делается вывод о том, что несмотря на многочисленные реформирование бюджетного законодательства, вопрос совершенствования меха...

Контроль (надзор) Центрального банка Российской Федерации в банковской сфере

В статье автор рассматривает роль Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий п...

Организация внутреннего контроля в коммерческом банке как ключевой фактор его экономической безопасности

В статье рассматривается система внутреннего контроля коммерческого банка и указывается на то, что она выступает инструментом, который направлен на стабильную работу кредитной организации, сокращению рисков и их профилактики, а значит и на укрепление...

Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля

В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правово...

Ликвидность банка как предмет банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с изменениями, внесенными в структуру Базель III, которые оказывают влияние на российский банковский сектор, особенно по вопросам, касающимся ликвидности в управлении коммерческим банком. На примере ПАО «Сб...

Правовое регулирование аудиторской деятельности

В статье рассматриваются актуальные юридические особенности аудиторского финансового контроля: целесообразно систематизировать историю развития, правового регулирования аудиторского финансового контроля; обобщить особенности его юридической сущности ...

Проблемы института финансового уполномоченного в Российской Федерации

В настоящем научном исследовании проводится анализ проблем сравнительно нового института Российской Федерации, позволяющего регулировать конфликты в финансовой сфере — финансового уполномоченного. Автором обосновывается важность дальнейшего регулиров...

Похожие статьи

Банковское регулирование и надзор

Одним из важнейших компонентов банковской системы — как эффективная защита от дестабилизации, возникновения кризисных ситуаций, как локального характера, так и системных, становится создание сильных, подходящих рыночной среде механизмов банковского р...

Место аудита в системе финансового контроля в Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности, элементы финансового контроля и аудита, анализ которых позволил обозначить место обычного и обязательного аудита в российской системе финансового контроля. Обычный аудит является комплексным правовым профессионал...

Теоретическое изучение роли Центрального банка РФ в экономике России

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время огромное значение придают проблеме денежно-кредитных отношений в России. Происходит совершенствование монетарной политики, что является важнейшей предпосылкой для укрепления финансовой...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Государственный (муниципальный) финансовый контроль как один из основных видов финансового контроля

В статье анализируются особенности государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений. Делается вывод о том, что несмотря на многочисленные реформирование бюджетного законодательства, вопрос совершенствования меха...

Контроль (надзор) Центрального банка Российской Федерации в банковской сфере

В статье автор рассматривает роль Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий п...

Организация внутреннего контроля в коммерческом банке как ключевой фактор его экономической безопасности

В статье рассматривается система внутреннего контроля коммерческого банка и указывается на то, что она выступает инструментом, который направлен на стабильную работу кредитной организации, сокращению рисков и их профилактики, а значит и на укрепление...

Правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля

В данной статье рассматривается правовое обеспечение деятельности субъектов негосударственного финансового контроля. проводится анализ законодательства РФ, на котором основывается деятельность вышеуказанных субъектов. Посредством сравнительно-правово...

Ликвидность банка как предмет банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с изменениями, внесенными в структуру Базель III, которые оказывают влияние на российский банковский сектор, особенно по вопросам, касающимся ликвидности в управлении коммерческим банком. На примере ПАО «Сб...

Правовое регулирование аудиторской деятельности

В статье рассматриваются актуальные юридические особенности аудиторского финансового контроля: целесообразно систематизировать историю развития, правового регулирования аудиторского финансового контроля; обобщить особенности его юридической сущности ...

Проблемы института финансового уполномоченного в Российской Федерации

В настоящем научном исследовании проводится анализ проблем сравнительно нового института Российской Федерации, позволяющего регулировать конфликты в финансовой сфере — финансового уполномоченного. Автором обосновывается важность дальнейшего регулиров...

Задать вопрос