Особенности креативности молодежи с химической зависимостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.12.2022

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Каргальцев, П. Д. Особенности креативности молодежи с химической зависимостью / П. Д. Каргальцев, И. Ю. Кулагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 338-341. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98200/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: креативность, молодежь, химическая зависимость.

В настоящее время социальная ориентация направлена на креативных и активных личностей. Их креативность может проявляться в социальных и экономических, а также в культурных трансформациях. В связи с этим, изучение креативности на данный момент набирает популярность и становится достаточно актуальной.

Каждый человек имеет право проявлять креативность где-либо, так как любой из нас неповторим. Однако множество людей сильно закомплексованы, постоянно во всем сомневаются, опираются на стереотипы, из-за которых они не могут быть креативными. Многие люди довольно узко мыслят, считая ход своего мышления единственным и верным, не понимая, что существует огромное множество других взглядов и мнений [1; 7].

Зарубежные исследования креативности принадлежат К. Р. Роджерсу, Х. Э. Штейнбаху и многим другим ученым в области психологических наук.

В то же время отечественные исследования в области креативности принадлежат К. А. Афанасьевой, А. В. Батаршеву, К. А. Симкаевой и др.

Долгое время креативное мышление рассматривалось в рамках дивергентного мышления. Со временем оно стало изучаться как самостоятельный аспект, который состоит из различных факторов.Тем не менее, нет общих взглядов на особенности креативности [2].

Креативность формируется на протяжении всей жизни человека. Активнее всего можно заметить проявления креативности у молодых людей и девушек. Это связано с тем, что молодежь борется за собственное место в жизни, свое мнение, конфронтирует с родственниками, учителями, ровесниками. В случае отверженности молодые люди могут испытывать затруднения. Такими людьми, как правило, оказывается достаточно креативная молодежь [4; 5; 9].

Если обратиться к статистическим данным по молодежи, страдающей химической зависимостью, то можно обнаружить наличие интеллектуальных людей. Согласно исследованиям, около 20 % молодых людей и девушек имели высокие показатели интеллекта до начала употребления химических веществ. Нередким является наличие креативности мышления у молодежи с химической зависимостью. Интересным является то, из-за чего такая молодежь реализует свои возможности не в положительной деятельности, а в разрушительной [3; 6].

Под креативностью также понимают предрасположенности человека в рамках художественности. Благодаря таким задаткам, человек способен придумывать множество идей, решать проблемы и различной трудности задачи. В понятие креативность также входит способность человека отстаивать свое мнение.

Для того, чтобы креативность проходила процессы развития, молодежь должна взаимодействовать в ходе деятельности, также обмениваться опытом между собой. Такой процесс будет прямо расположен к искусству как способу пути самовыражения, коммуникации [8].

Молодежь нуждается в признании собственной важности, независимости, поиске своего предназначения, в общении. Все это помогает молодым людям добиваться целей и положительных результатов. В случае, если процесс формирования личности молодежи проходит благоприятно на предыдущих этапах, молодые люди впоследствии входят в культуру, что ведет за собой становление креативности.

Молодежь, страдающая химической аддикцией, в большинстве своем переживают подростковые трудности. Они склонны копировать и подражать. Зачастую такое подражание и приводит их к употреблению. В процессе разрушается личность. Молодежь уже неспособна к адекватному мышлению.

В случае, когда у человека были креативные задатки до момента употребления, ему будет намного легче сохранить креативность мышления в процессе выздоровления и после [10].

Говоря о данном исследовании, оно является актуальным, так как в настоящее время есть недостаток исследований по данной теме. Также нет исследований, связанных с изучением креативности и ее связи с возрастом, полом молодежи с химической зависимостью. Опираясь на данные факты, было проведено исследование креативности молодежи с химической зависимостью.

В исследовании приняли участие 60 человек от 18 до 25 лет. Все молодые люди и девушки проживают в Москве и Московской области, а также проходят реабилитацию в реабилитационном центре.

Мы предположили, что есть особенности креативности у молодых людей и девушек, страдающих химической зависимостью. В частности, что компоненты креативности связаны со сроком ремиссии, а число срывов связаны с проявлением эмоций и необходимостью врать.

Для проверки гипотез были использованы некоторые методики. Первая методика — опросник креативности Джонсона, вторая методика — диагностика личностной креативности Е. Е. Туник, третья методика — тест «Креативность» Н. Вишняковой, четвертая — опросник «Поведенческие особенности антисоциальной креативности».

Благодаря теоретическому исследованию данной проблемы, удалось выяснить, что молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью, имеют психологические проблемы будучи подростками. Шаблон нездорового образа жизни является катализатором в процессе употребления запрещенных веществ. Все зависимые люди уверены, что они разбираются в устройстве мира, в других людях.

Чем сильнее проявления креативности, тем лучше воображение, которое развивается у молодежи с химической зависимостью.

Соответственно, блокировка потребностей, желания созидать ведут к внутренним конфликтам, безысходности, обреченности.

Преодоление данного состояния возможно исключительно с креативностью и решениями, к которым молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью неспособны. Они не находятся в поисках решений своих трудностей, а просто закрывают глаза на все происходящее и скрываются в другой реальности посредством химических веществ.

Данные, полученные в ходе исследования говорят о том, что молодые люди и девушки, страдающие химической зависимостью гораздо чаще, размышляют о явлениях, с которыми не имели места сталкиваться в жизни. Такая молодежь показывает высокие результаты склонности к риску. Девушки с химической зависимостью показывают высокие результаты творческого мышления и оригинальности. Юноши с химической зависимостью показывают высокие результаты по шкале любознательности.

Таблица 1

Оценка значимость различий по показателям креативности молодых людей (креативность по данным тестов Джонсона и Туник)

Шкалы

Группы (средние ранги)

U

p

без зависимости

зависимые от химических веществ

Опросник креативности Джонсона

25,9

29,5

312

0,398

Склонность к риску

22,9

33,25

222

0,015*

Любознательность

30,1

24,25

282

0,172

Сложность

27,8

27,13

351

0,875

Воображение

26,4

28,88

327

0,563

Суммарный показатель (Туник)

28,3

26,5

336

0,675

Примечание: * — различия значимы на уровне р≤0,05.

Молодые люди и девушки с химической зависимостью показывают высокий уровень показателей по шкале «Склонность к риску».

Таблица 2

Оценка значимость различий по показателям креативности молодых людей (креативность по данным теста Вишняковой)

Шкалы

Группы (средние ранги)

U

p

без зависимости

зависимые от химических веществ

Творческое мышление (реальное)

26,7

28,5

336

0,669

Творческое мышление (идеальное)

19,1

38

108

0,000**

Любознательность (реальное)

29,4

25,13

303

0,306

Любознательность (идеальное)

16

41,88

15

0,000**

Оригинальность (реальное)

22,8

33,38

219

0,012*

Оригинальность (идеальное)

19,7

37,25

126

0,000**

Воображение (реальное)

21,8

34,63

189

0,002**

Воображение (идеальное)

18,8

38,38

99

0,000**

Интуиция (реальное)

24,5

31,25

270

0,111

Интуиция (идеальное)

17,6

39,88

63

0,000**

Эмоциональность (реальное)

24,3

31,5

264

0,086

Эмоциональность (идеальное)

19,6

37,38

123

0,000**

Чувство юмора (реальное)

28,3

26,5

336

0,667

Чувство юмора (идеальное)

17,1

40,5

48

0,000**

Творческое отношение к профессии (реальное)

27,5

27,5

360

1,000

Творческое отношение к профессии (идеальное)

26,8

28,38

339

0,711

Примечание: ** — различия значимы на уровне р≤0,01; * — различия значимы на уровне р≤0,05.

Результаты по всем шкалам: творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, чувство юмора выше у зависимых.

Полученные результаты говорят о наличии взаимосвязи длительности пребывания молодежи, страдающей химической зависимостью в реабилитационном центре и их возможностью мыслить креативно, нестандартно, творчески решать поставленные перед ними задачи и т. д. Также, обнаружена взаимосвязь креативного отношения к выбранной профессии и показателями по шкале «Нанесение вреда». Число срывов у молодых людей и девушек взаимосвязано с любознательностью, общими показателями креативности, их интуицией, проявлением эмоций, воображением и способности врать.

Следовательно, предположение о том, что есть особенности креативности у молодых людей и девушек, страдающих химической зависимостью, была подтверждена. Все задачи, поставленные в исследовании, были выполнены. Цель исследования достигнута.

Литература:

  1. Афанасьева К. А. Химические зависимости глазами молодежи // М.: Журнал: Проблемы современного педагогического образования, 2017. — С. 240–246.
  2. Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера // СПб.: Питер, 2016. — 368 с.
  3. Дереча В. А. Психология зависимостей: учебное пособие для вузов // Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.
  4. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста/ учебник для академического бакалавриата // М.: Издательство Юрайт, 2016. — 351с.
  5. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию //Институт общегуманитарных исследований, 2016.
  6. Симкаева Ц. С. Креативность и интеллектуальная инициатива // Сборник: Современные проблемы развития одаренности детей и молодежи. Материалы I Всероссийской студенческой научно-практической конференции. / Отв. ред. И. В. Абакумова, А. К. Белоусова, Ю. А. Мочалова, 2019.- С. 87–89.
  7. Солсо Р. Когнитивная психология // СПб.: Питер, 2011. — 592с.
  8. Фольмер А. Характеристики самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости //Диссертация/ Санкт-петербургский государственный университет, 2016. — 89 с.
  9. Штейнбах Х. Э. Психология творчества. // Издательство: РХГА и Студия озвучания «Глагол», 2018.
  10. Юдина С. Д., Войтик И. М., Чухрова А. С. Специфика взаимосвязи креативности и рефлексии // Мир науки, культуры, образования, 2019. — № 2 (75). — С. 286–288.
Основные термины (генерируются автоматически): химическая зависимость, девушка, креативность, молодая, молодежь, творческое мышление, особенность креативности, чувство юмора, реабилитационный центр, страдающая химическая зависимость.


Похожие статьи

Интернет-зависимость как социальный стереотип аддиктивного поведения современной молодежи

В статье рассматривается понятие «социальный стереотип поведения». Анализируются факторы Интернет-зависимости молодежи, как одной из форм стереотипного поведения. Экспериментальным путем доказано, что Интернет-зависимость может привести к аддиктивном...

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости

В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.

Возрастные особенности умственной работоспособности школьников среднего звена

Влияние лабораторных работ на мотивацию школьников при изучении физиологии человека.

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Негативное информационное воздействие и психологические последствия его влияние на лиц школьного возраста

Статья посвящена психологическим последствиям влияния информационной зави-симости, на лиц школьного возраста и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в противодействии данному явлению.

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Похожие статьи

Интернет-зависимость как социальный стереотип аддиктивного поведения современной молодежи

В статье рассматривается понятие «социальный стереотип поведения». Анализируются факторы Интернет-зависимости молодежи, как одной из форм стереотипного поведения. Экспериментальным путем доказано, что Интернет-зависимость может привести к аддиктивном...

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Особенности компьютерной зависимости у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и основные мероприятия по ее профилактике. Рассматриваются признаки и причины компьютерной зависимости в данном возрасте.

Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости

В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.

Возрастные особенности умственной работоспособности школьников среднего звена

Влияние лабораторных работ на мотивацию школьников при изучении физиологии человека.

Возможности применения арт-терапии в коррекции химических зависимостей

В статье автор пытается определить степень важности влияния арт-терапии на лиц с химической зависимостью.

Негативное информационное воздействие и психологические последствия его влияние на лиц школьного возраста

Статья посвящена психологическим последствиям влияния информационной зави-симости, на лиц школьного возраста и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в противодействии данному явлению.

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Задать вопрос