В данной статье анализируется содержание понятий «духовность» и «нравственность», раскрывается их смысл, а также исследуется историко-теоретический аспект их генезиса в России.
Ключевые слова: нравственность, духовность, история.
This article analyzes the content of the concepts of «spirituality» and «morality», reveals their meaning, and also explores the historical and theoretical aspect of their genesis in Russia.
Keywords : morality, spirituality, history.
Анализ и изучение содержания понятий «духовность» и «нравственность», а также углубленное рассмотрение проблематики духовно-нравственного воспитания и развития личности практически всегда были в фокусе внимания как научного, так и ненаучного подходов к изучению человеческой личности. Трактовке указанных понятий уделяли повышенное внимание философы, педагоги, психологи и теологи.
Отечественный подход к философии и педагогике в начале XIX века традиционно базировался на восприятии духовности и нравственности как идеалов православной культуры, стремиться к обретению которых должен был каждый благочестивый христианин. Например, по словам Достоевского Ф. М., признаком духовности человека может быть исключительно вера в Бога. По мнению Бердяева Н. А., духовность и её составные части в человеческой личности имеют не только человеческую природу, но ещё и богочеловеческую, а духовность, по его словам, «есть богочеловеческое состояние».
Подход православной традиции развитие духовности в человеке рассматривалось как нечто, что связано с миром трансцендентного, что, по сути своей, существует за рамками человеческого индивидуального бытия. То есть, в православии под духовностью понимается нечто, что имеет божественную природу происхождения, но, вместе с тем, существует в каждом человеке, оставляя право выбора отношения к этому явлению за свободной волей каждого человека [4].
Впрочем, для православных подходов к понятию духовности как нацеленности на участие человека в созидательных процессах, базирующихся на христианских добродетелях, свойственна также трактовка духовности как стремления личности к абсолютным и непостижимым с рациональной точки зрения вещам и состояниям. Именно с такой точки зрения духовность выступает как главный катализатор самосовершенствования личности. Поэтому для русских религиозных философов духовность не могла быть самостоятельной, существуя в обезличенном виде, вместо этого представляясь им своеобразным мерилом соответствия каждого человека определёнными христианством идеалам. Так, например, Зеньковский В. В. считал, что духовность каждого человека является следствием его личностного начала, так как каждый человек сотворён по образу и подобию Бога [3].
Но православная традиция — это не единственный источник, трактующий понятие «духовность» в отечественной истории. В советский период истории России господствовал подход к пониманию человеческой личности с позиции диалектического материализма, что выражалось, преимущественно, в связи с социальной сущностью человека. Например, Энгельс Ф. считал, что духовное начало в человеке остаётся функцией высокоорганизованной материи или же следствием материальной общественной практики людей. Одновременно с этим, полагал он, мыслящий дух — это «высший цвет» цикла смерти и вечного возрождения материи. Диалектический материализм как философия, по сути своей, отрицал существование какой-либо духовной реальности и трансцендентного аспекта человеческого бытия, однако, одновременно с тем, отдельные её элементы толерантно допускались в продуктах культуры и искусства.
Под термином «нравственность», как правило, в широком смысле понимают набор установок и предписаний, которым при определении своей модели поведения должен руководствоваться человек в рамках своей культуры и свойственных ей добродетелей и идеалов. Впрочем, если обратиться к диалектическому материализму, то можно проследить, что для атеистической культуры характерен явный примат морали, «нравственности», над религией, как бы подчёркивающий превосходство рационального подхода к добродетелям над мистическим [6].
Девяностые годы XX века в исследованиях по теме характеризовались подходом к нравственности как логичному взаимодополнению с духовностью, как бы логично утверждая идею, гласящую, что быть духовным человеком — это и значит жить в соответствии с нормами морали. К примеру, Асмолов А. Г. утверждал, что личностная социализация неразрывно связана с уровнем духовно-нравственного развития личности. По мнению Борытко Н. М., например, под нравственностью следует понимать ориентацию на осознаваемы смысл различных жизненных вещей и явлений окружающей среды, тогда как ориентация на какой-либо внешний идеал и на оценку других следовало бы называть термином «моральность» [2].
Современные классики и исследователи XXI тоже сформировали идеи развития общества (П. Ф. Катерева, Н. А. Бердяев, О. В. Рогозина, Е. Шестун и другие), в которых отмечается важность духовно-нравственного воспитания, где воспитанник восходит к вершинам человеческого духа, к высшим проявлениям беззаветности, милосердия, законы о ближнем, переживания чувства прекрасного [1].
Важно понимать, что в истории России наибольшая роль в формировании идеалов гражданского общества, его моральных ориентиров и жизненных ценностей была отведена именно православной традиции, поэтому корректнее всего рассматривать генезис и содержание терминов «духовность» и «нравственность» было бы именно в таком контексте [7]. Нравственность же, согласно христианским учениям, невозможна в принципе без веры в Бога. И если духовности отведена роль мерила степени высших устремлений личности, то нравственность надлежит понимать как степень добродетельности в отношении к другим людям и всему обществу в целом.
Литература:
- Бердяев Н. А. Самопознание. / Н. А. Бердяев. — Санкт-Петербург: Азбука, 2021. — 416 с.
- Ильин И. А. Путь духовного обновления. / И. А. Ильин. — Москва: Даръ, 2017. — 480 с.
- Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. / В. В. Зеньковский. — Москва: ЁЁ Медиа, 2012. — 260 с.
- Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации. / С. Б. Крымский // Вопросы философии. — 1992. — № 12. — С. 21–28.
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. / В. Н. Лосский. — Москва: Академический проект, 2015. — 543 с.
- Маркс К. Сочинения. Издание второе. / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. — 698 с.
- Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека. / А. Ф. Никитин // Педагогика. — 1992. — № 1–2. — С. 6–10.