Ликвидация юридического лица, или Что делать, если бизнес не удался | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Унтила, В. А. Ликвидация юридического лица, или Что делать, если бизнес не удался / В. А. Унтила. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 291-295. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98284/ (дата обращения: 24.12.2024).



Очень много людей в наше время хотят зарабатывать своим бизнесом, а не работая на кого-то. Особенно горят этим молодые люди — студенты, которым не хватает средств со стипендии и работы вместе взятых. Они тщательно продумывают план по открытию бизнеса. Ищут поставщиков, свободную нишу, изучают законодательство и процедуру открытия ИП или юридического лица (далее по тексту — юр. лицо) в целом. И вот, наконец, все бумажные «волокиты» пройдены, поставщики найдены, бизнес продуман и запущен. Однако предсказать то, как пойдут дела, зачастую не получается у большинства из новоиспеченных бизнесменов. Если продавец зашел на рынок с товаром-трендом, вряд ли у него получится привлекать такое же количество покупателей после окончания моды на данный товар. Так, например произошло со спиннерами (вращающаяся игрушка, в центре которой находится металлический или керамический подшипник, а по краям от него — несколько лопастей, выполняющих роль стабилизатора), лизунами (желеобразная игрушка) и другими актуальными только на короткий период времени товарами. И вот, продажи падают, прибыли нет, одни расходы. Что делать юному бизнесмену в таком случае? Ведь этот вопрос он не продумывал наперед, будучи уверенным, что дело «пойдет в гору».

Согласно имеющимся в общем доступе отчетам Федеральной налоговой службы (далее по тексту — ФНС РФ), в Российской Федерации в период с января по декабрь 2022 года 262 607 организаций прекратили свою деятельность. В результате банкротства закрылось 5927 организаций, что почти в половину меньше, чем в 2020 году. При анализе таблиц за разные временные промежутки наблюдается тенденция снижения случаев ликвидации юр. лиц. Наиболее «травматичным» для бизнеса годом, при котором было наибольшее количество случаев закрытия бизнеса, считается 2020 год — время пандемии, когда был введен карантин и для выхода из дома требовалось разрешение, в связи с чем люди оставались дома и пользовались онлайн-сервисами, а маленький бизнес и только-только открывшиеся организации были вынуждены приостановить свою деятельность или прекратить ее полностью. В подобных случаях, обычно, происходит ликвидация юр. лица. Для подробного изучения вопроса необходимо сначала ознакомиться с терминологией и правовой базой.

Итак, согласно ст. 61 Гражданского Кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ) под ликвидацией юр. лица понимается его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Вопросы, касающиеся данной темы, в большинстве своем регулируются положениями ст.61–64 ГК РФ, но также установление новых правил или их отмена может осуществляться Федеральными Законами (далее по тексту — ФЗ), а именно: ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1], ФЗ от 26.12.1995 года № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) «Об акционерных обществах» [2], ФЗ от 8.02.1998 года № 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [3], ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [4], ФЗ от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5] и др.

У большинства читающих возникнет вопрос, а что же такое, собственно, это универсальное правопреемство? На простом доступном для обычного человека, не имеющего юридического образования, этот процесс является ни чем иным как прекращением деятельности без создания других юр. лиц. В результате ликвидации юр. лицо прекращается как субъект, отвечающий признакам юр. лица, и теряет свою правосубъектность. Однако в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, все-таки возможна частичная передача прав (например, в случаях ликвидации гос. учреждений).

Процесс ликвидации занимает довольно много времени. Одни только проверки могут занять до двух, а то и трех месяцев. Так, сам процесс включает в себя три продолжительных этапа, подразделенных еще на более мелкие «шажки»:

  1. Первый этап — определение оснований для ликвидации юр. лица;
  2. Второй этап — порядок ликвидации;
  3. Третий этап — последствия ликвидации.

Ликвидировать организацию можно как по своему желанию, например, когда все закупленные спинеры были распроданы, а новых продаж не предвидеться или поставщики резко перестали изготавливать новинки, так и по решению суда и других компетентных органов, которым эти спинеры покажутся нарушающими общественный порядок или если вы вдруг не заплатите налоги. В самом последнем случае ответственность, согласно судебной практике, наиболее серьезная и в случае каких-то ошибок, повозиться с документами нужно будет в три раза дольше, чем обычно. Мы рассмотрим ликвидацию юр. лица на добровольной основе.

Итак, как только мы начинаем процесс, после уведомления нами об этом регистрирующего органа, в реестр вносится запись о том, что юр. лицо находится в процессе ликвидации. Однако мы все еще можем продолжить ведение нашей деятельности — например, до момента полной распродажи спинеров, но при этом должны в срочном порядке уведомить всех, кто с нами сотрудничает о начале данного процесса. С этого момента к наименованию юр. лица обязательно добавляется слово «ликвидация».

Нашей официальной причиной станет «достижение целей деятельности, для которых была создана организация», так как, опять-таки, весь товар распродан, а мода на спинеры уже стремительно падает.

Другими причинами могут стать могут стать истечение срока или невозможность достижения цели и другие.

Процесс ликвидации юр. ликвидации нельзя назвать простым, так как он, во-первых, включает в себя много ступеней, а во-вторых, занимает очень много времени:

Шаг 1 — Принятие решения о ликвидации и ликвидирующей комиссии (ликвидаторе).

Решение о ликвидации организации в основном принимают непосредственно ее руководители при общем собрании участников общества, а в случае одного единственного участника — его решение оформляется письменно. Протокол общего собрания (решение единственного участника/собственника имущества) о ликвидации должен содержать, во-первых, само решение о ликвидации юр. лица, во-вторых, решение о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии, в-третьих, определение порядка и сроков ликвидации (не более года). Все участники должны присутствовать на собрании. В случае обнаружения факта несоблюдения протокола, решение может быть признано недействительным.

Необходимо также уделить внимание организационным моментам и мелким деталям. Например, в каких случаях назначается ликвидатор, а в каких ликвидационная комиссия? Согласно общепринятым правилам, учредители организации сами решают кто именно будет заниматься процессом ликвидации компании, так что решение о ликвидаторе или комиссии в большинстве случаев остается за ними. Ликвидатором или одним из членов комиссии может быть любое физическое лицо. При этом состав комиссии или ликвидатор может быть изменен согласно решению руководителей юр. лица, со внесением соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Комиссия или ликвидатор в дальнейшем приобретает все полномочия по управлению делами ликвидируемого лица, а также выступает от его имени в суде. Основной их задачей является выявление кредиторов организации и иных контрагентов, для их письменного уведомления о начале процесса, а именно — о сроках, требованиях и иных важных положениях. Данная норма содержится в п. 1 ст. 63 ГК РФ. Минимальный срок — 2 месяца после публикации в «Вестнике государственной регистрации» сведений о ликвидации (согласно приказу ФНС РФ от 16.06.2006 г. № САЭ-3–09/355 [6]). Минимальный срок ликвидации составляет 3 месяца, так как примерно столько требуется для осуществления всех необходимых формальных процедур.

Шаг 2 — уведомление регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации.

Начало процедуры ликвидации организации должно сопровождаться уведомлением регистрирующего органа о принятом ею решении в срок не более 3-х дней после его принятия. Для уведомления о ликвидации используется форма № Р15016.

На основании данного уведомления, сведения о его процессуальном состоянии (состоянии ликвидации) вносятся в ЕГРЮЛ. С этого момента закон запрещает производить любые изменения в учредительных документах ликвидируемой организации.

Шаг 3 — Составление промежуточного ликвидационного баланса.

Во время данного этапа происходит сбор сведений о составе имущества ликвидированного лица, а именно инвентаризация его активов.

Также выявляются наши компании-должники (при наличии таковых). Закона, обязующего компанию это делать, не существует, однако в процессе ликвидации дебиторскую задолженность все-равно будет необходимо либо взыскать, либо списать в убытки, либо уступить по договору цессии.

Промежуточный ликвидационный баланс (далее по тексту — баланс) — это ни что иное, как отчет о финансовом состоянии предприятия или организации. Баланс компании составляется после истечения срока предъявления требований кредиторами, не менее чем через 2 месяца с момента опубликования сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Если же срок был увеличен комиссией, то тогда по истечении данного срока.

Утвержденной формы баланса нет, а потому для его составления можно руководствоваться рекомендованными ФНС России и машиночитаемыми формами. Однако он обязательно должен включать сведения об имуществе (о составе имущества), о требованиях, предъявляемых кредиторами, результат анализа данных требований, а также перечень требований, удовлетворенных вступившим законную силу судебным решением, вне зависимости от того, были ли они приняты ликвидационной комиссией или нет.

Необязательно, но очень рекомендовано указать также информацию о кредиторах, не предъявивших требования ни ликвидатору, ни в суд, для того чтобы в случае возникновения с ними спора иметь законное обоснование и подтверждение того, что ликвидируемое юр. лицо подавало в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушало законодательно установленную процедуру.

Данный баланс составляется на основе бухгалтерского баланса, сформированного до даты принятия решения о ликвидации. Информацию об имуществе необходимо подтвердить материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н) [7].

После составления баланса, необходимо сразу убедиться в том, что как денег, так и иного имущества юр. лица хватит для того, чтобы оплатить (удовлетворить) требования кредиторов. Если это не так — необходимо подать заявление о банкротстве в суд.

Если денег и иного имущества достаточно, то необходимо утвердить баланс и подать уведомление о его составлении в регистрирующий орган по форме № Р15016, в течение трех дней после его утверждения, но при этом не ранее:

  1. Истечения срока, во время которого кредиторы могут предъявлять свои требования;
  2. Вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к ликвидируемому юр. лицу;
  3. Окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов и вступления в силу итогового документа по ним; (если таковая проводилась)
  4. Завершения таможенной проверки в отношении ликвидируемого предприятия, составления на ее основе акта и принятия по ее результатам решения.

Баланс может быть составлен несколько раз, так как иногда кем-то допускаются ошибки и все необходимо переделывать, или если кто-то из кредиторов поменял свои требования. Количество попыток структурировать баланс не ограничено, однако необходимо все же ориентироваться на вышеназванные установленные законодательством сроки.

После получения сведений о балансе ликвидируемой организации, в целях осуществления контроля, налоговая инспекция может назначить налоговую проверку деятельности данной организации за три полных календарных года до года принятия решения о ликвидации.

Шаг 4 — Расчёт с кредиторами.

Расчет с кредиторами должен быть денежным, однако если их не хватает, то организация должна продать свое имущество, в соответствии со ст. 94 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [8]. Если имущество оценивается выше 100 тысяч рублей, то должны быть организованы торги.

Если и после продажи имущества не хватает средств для удовлетворения всех требований кредиторов, то комиссия должна принять решение о банкротстве юр. лица и подать заявление в арбитражный суд.

Предъявляемые кредиторами требования можно условно поделить на несколько групп. Первая группа требований — это те требования, который были предъявлены своевременно, в положенный срок, и внесены в баланс. Вторая группа также включает своевременные требования, однако они пока не включены в баланс. Третья группа включается требования, предъявленные уже после окончания положенного срока. И последняя четвертая группа — это требования, предъявленные после завершения ликвидации. Удовлетворение данных требований происходит в установленном законодательством порядке — поочередно (ст. 111 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). После исключения юр. лица из ЕГРЮЛ, требования, предъявляемые к нему, уже не имеют никакой юр. силы, т. е. выполнять их никому не нужно

Шаг 5 — сведения о работниках в ПФР

Сведения о сотрудниках, работающих в ликвидируемой организации, также необходимо структурировать и подать в пенсионный фонд России в течение месяца со дня утверждения ликвидационного баланса. Если такового не произошло, то в ликвидации юр. лица может быть отказано.

Шаг 6 — Составление окончательного ликвидационного баланса.

Окончательный ликвидационный баланс (далее по тексту — окончательный баланс) — это баланс, предоставленный ликвидатором в регистрирующий орган, после всех ликвидационных процедур, в том числе после полного расчета со всеми кредиторами.

Он требует утверждения органом, принявшем решение о ликвидации и является обязательным документом для предоставления в налоговую инспекцию для завершения процедуры ликвидации. Его форма не утверждена законодательно, однако лучше всего руководствоваться рекомендованными ФНС России и машиночитаемыми формами.

Если после погашения требований кредиторов у юр. лица остается какое-то имущество, то его следует распределить среди тех участников ликвидированного юр. лица, которые имеют на него вещные права. Если поделить без споров и ссор не получается, то предмет продается на торгах, а вырученная с него сумма уже должна быть распределена.

Шаг 7 — Государственная регистрация ликвидации юр. лица.

После пройденных вышеперечисленных шагов, для завершения процедуры ликвидации необходимо оплатить госпошлину в размере 800 рублей, и предоставить окончательный ликвидационный баланс совместно с необходимыми законодательно установленными документами (утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7–6/25 [9]) в регистрирующий орган.

Такими документами являются: заявление по форме 15016, подписанное председателем комиссии или ликвидатором; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в ПФР сведений о застрахованных лицах; документ об уплате государственной пошлины и доверенность (если с заявлением обращается представитель).

Если пришло положительное решение о гос. регистрации ликвидации, юр. лицо получает лист записи ЕГРЮЛ и уведомление о снятии с налогового учета на шестой день после подачи соответствующих документов. Компания считается ликвидированной только после внесения в ЕГРЮЛ данной информации.

В случае же отказа в организации предоставляется документ с описанием причины отказа. Основаниями для такого исхода событий закреплены законодательно в п.1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно: при предоставлении неполного пакета документов, при несоответствии предусмотренной формы предоставленных документов, если на документах нет подписи уполномоченного на это лица, если в документах содержатся недостоверные сведения, если в заявлении содержатся недостоверные сведения о паспортных данных гражданина, подававшего данное заявление, если вынесен запрет на совершение регистрационных действий в отношении организации на основании судебного акта, не удовлетворены требования кредиторов, недостаточно имущества ликвидируемой организации для погашения требований кредиторов и т. д. Решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юр. лица публикуется на официальном сайте регистрирующего органа.

В случае добровольной ликвидации, по решению того же Федерального управления, руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения обязан организовать собрание кредиторов. Их совместное решение о добровольной ликвидации предприятия определяется методом простого большинства от общего числа голосов.

В случае отказа в процедуре добровольной ликвидации Федеральным управлением, существует возможность принятия им же решения о подаче предприятием заявления для признания его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязания руководителя предприятия подать указанное заявление.

Таким образом, мы выяснили как именно происходит процесс ликвидации юр. лица, какие документы требуются, насколько долго все происходит, какими положениями законов руководствоваться, а также иные, кажущиеся несерьёзными, но кардинально влияющие на результат, положения.

На практике все, конечно, обстоит иначе, чем на «бумаге». Что-то может пойти вразрез с требованиями закона, что-то могут попросить дополнительно, а главное — из-за довольно «расплывчатого» и «резинового» законодательства о данном процессе, органы власти могут делать практически все, что им вздумается. На практике ликвидационные комиссии или ликвидаторы часто совершают недобросовестные действия с целью уйти от выполнения некоторых обязательств путём сокрытия имущества, на которое может быть обращено взыскание, ненадлежащего оповещения кредиторов, оттягивания сроков, введения в заблуждение кредиторов или суд и так далее. В таких ситуациях кредиторы могут остаться без возмещения своих требований после завершения процедуры ликвидации юр. лица и внесения советующих записей в ЕГРЮЛ.

И главное — перед открытием нового бизнеса, который «точно выстрелит», необходимо подумать также о вопросах его закрытия, дабы потом сделать все гораздо быстрее и грамотнее.

Литература:

  1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2020). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019). // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3–09/355@ (ред. от 28.08.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2006 № 8001) «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации». // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 01.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2020) «Об исполнительном производстве». // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7–6/25@ (ред. от 25.05.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 24139) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): лицо, регистрирующий орган, ликвидация юр, решение, требование, ГК РФ, ликвидационная комиссия, ликвидируемая организация, окончательный ликвидационный баланс, процесс ликвидации.


Задать вопрос