На уроках литературы учителю все труднее удержать интерес ребенка, чтение воспринимается как скучное занятие. Учащиеся жалуются, что и стихи не запоминаются, и текст неинтересный. Учителя русского языка и литературы делают все возможное, стараясь привить любовь к чтению, показать важность чтения для развития личности человека. Изучение поэзии является одной из самых сложных работ, так как учащийся должен уметь проникать в подтекст, исследовать языковые средства создания смысла, чутко и вдумчиво отнестись к произведению. М. Цветаева писала: «Что есть чтение — как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов».
Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе литературоведческий анализ, использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Метод проектов давно и успешно применяется в школе. Дистанционное преподавание и специфика работы с детьми с ОВЗ ставит перед учителем некоторые ограничения. Мы используем только прием создания видеообраза стихотворения — индивидуальный краткосрочный мини-проект, рассчитанный на работу в течение 1–2 уроков, что позволяет добиться главного — увидеть, услышать героев, мир, в котором они живут, почувствовать то, что чувствуют герои, вдохнуть жизнь в рифмованные строчки. Работая над проектом, учащиеся выполняют и литературоведческий анализ, и используют средства сети Интернет (для поиска дополнительных сведений, художественных иллюстраций, музыкальных произведений), и обучаются навыкам работы с новейшими информационными технологиями. Учет интегративных связей приводит к корректировке педагогических целей. Приоритетной целью становится, согласно исследованиям Г. В. Князевой, «развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде» [1].
Данный метод использовался при подготовке открытых уроков, на методической неделе, на предметной неделе, во внеурочной деятельности. Дети с удовольствием откликались, создавая видеообраз стихотворений, изучаемых на уроках, а также при подготовке общешкольного проекта «Читаем вместе».
В этом году, изучая любовную лирику М.Цветаевой в 11 классе, мы ставили перед собой цели: показать своеобразие лирики М.Цветаевой, дать прочтение в контексте времени; провести углубленный анализ стихотворений о любви для раскрытия внутренних переживаний поэта; дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова, развивая навыки выразительного чтения. Для достижения этих задач было принято решение поработать над созданием видеообраза стихотворения М. Цветаевой.
Работа над созданием видеообраза стихотворения рассчитана на 1–2 урока и состоит из четырёх этапов:
1) постановка проблемной ситуации и распределение ролей и зон ответственности;
2) сбор и обработка материала;
3) презентация проекта;
4) обсуждение результатов [2].
Теперь, когда ученик лично заинтересован, намного легче решаются следующие педагогические задачи: во-первых, производится идейный анализ стихотворения, позволяющий учащемуся войти в мир проблем, волновавших поэтов Серебряного века; во-вторых, анализ стихотворений. В-третьих, находя в стихотворениях ответы на собственные вопросы, ребёнок начинает заинтересованно и эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией; таким образом, желание продолжать работу над проектом получает чёткую психологическую мотивацию. В-четвёртых, решается воспитательная педагогическая задача: формируется культура человеческих взаимоотношений.
Для выразительного чтения стихотворения учащемуся необходимо не только найти нужную интонацию, выбрать темп, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ лирического героя. Например, при работе над стихотворением М. Цветаевой главным было показать, что перед нами — обнаженная душа лирического героя, который бежит по жизни, как канатоходец по канату. Это движение (бег с короткими остановками) задано уже ритмом стихотворения — чередованием длинной и короткой строк. Неуравновешенность, дисгармоничность выражена и неточными рифмами:
не спорю — к морю;
не сплю — ни к кораблю;
на… канате — лунатик;
Таким образом, и ритмически, и лексически, и синтаксически передана крайняя душевная раздробленность души лирического героя, подчеркнуто отрицающего этот мир, что передано при помощи градации (поэт использует глаголы с отрицанием не). Пространство, чётко прорисованное в стихотворении («солнце — луна — море — корабль — стены — сад — трамвай –канат»), как мы видим не расширяется, а, наоборот, сужается (лирический герой отрицает все, что способно радовать и возрождать душу), замыкая в себе, оставляя лирическому герою лишь канат. Работаем и над анализом стилистических средств (инверсионный порядок слов, повторы, анафора, гипербатон), и над анализом использованных знаков препинания (тире, вопросительный или восклицательный знак, многоточие, точка). Особое внимание при подготовке к выразительному чтению уделяем звукописи, обращаем внимание на то, что подчеркнутое в первой же строке отрицание «не жалуюсь» звукописью не только не подтверждается, но и опровергается: многократно повторяющийся открытый звук [у] переходит в закрытое [ун], уходящее глубоко во внутрь человека. Мы слышим не жалобу, — это облаченный в членораздельные звуки вой, обращенный в таинственную бесконечность вселенной. Так решается М.Цветаевой в этом стихотворении её излюбленная тема одиночества человека.
В заключение урока, посвященного анализу стихотворения, мы приходим к выводу, что в качестве зрительных образов будем использовать ассоциативные иллюстрации, акцентирующие ключевой образ стиха. Тема стихотворения, основные образы, звукопись помогает определиться и с музыкальным сопровождением произведения.
Созданный мультимедийный проект мы используем как иллюстрацию на уроке, участвуем в конкурсах творческих проектов.
Положительные результаты от создания мультимедийных проектов мы видим в том, что:
– повышается интерес к чтению поэзии;
– совершенствуется умение литературоведческого анализа;
– развивается ассоциативное мышление учащихся;
– развивается кругозор учащихся.
Литература:
- Князева Г. В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник ВУиТ. 2010. N 16 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer (дата обращения 15.12.2022)
- Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе. — «Литература», 2005, № 1
- Цветаева М: Поэт о критике. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tsvetayeva.com/prose/pr_poet_o_kritike (дата обращения 15.12.2022)