В работе раскрыты основные аспекты влияющие на формирование психологической устойчивости у курсантов во время обучения в ведомственных вузах, а именно во время проведения занятий по огневой подготовке, также внесены варианты совершенствования психики при стрельбе из служебного оружия.
Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая устойчивость, курсанты, сотрудники, стрелковое оружие.
Говоря о морально-психологической подготовке сотрудников, необходимо рассмотреть истоки подготовки и воспитания. Так в период их обучения практически полностью формируются профессиональные навыки, которые вносят коррективы в процесс формирования личности, что в свою очередь определяет их дальнейшую службу.
По мнению многих практиков, весь процесс огневой подготовки должен начинаться с изучения понятия стрельбы, обучающийся должен понимать, из чего состоит грамотный выстрел, что в свою очередь определяется и физиологической, и психологической сторонами.
Под стрельбой из огнестрельного оружия понимаются действия двигательной и нервной системы, необходимые для произведения выстрела. Определение подтверждает выше отражённое и закрепляет два основных компонента для стрельбы. Таким образом, для произведения выстрела необходимо помимо физической подготовки иметь психологическую готовность к выстрелу, непосредственно техника производства выстрела будет предопределять точность попадания, но и без психологической готовности не сделать грамотного выстрела. Например страх хлопка при выходе пули из выхода канала ствола в последний момент может сделать все ваши действия, проделанные до этого, бесполезными, так как малейшее колебание руки приведёт к кардинальному смещению места попадания в связи с тем, что длинна ствола пистолета Макарова всего 93мм [1].
Таким образом можно прийти к выводу о том, что техника стрельбы является основой точного производства выстрела, но без морально-психологической готовности сотрудников, она будет равна нулю.
Для формирования морально-психологической устойчивости необходимо включать в занятия по огневой подготовке упражнения на стрельбу при экстремальных условиях, хотя бы минимально приближенных к реальным ситуациям, в которых сотрудникам придётся применять оружие. Так как сразу после обучения курсанты распределяются на службу в учреждения по всем субъектам Российской Федерации, и нередки случаи, когда ещё на начальном этапе работы возникают чрезвычайные ситуации, в которых будет необходимо правильно применить огнестрельное оружие, данный факт также является условием, которое повышает актуальность огневой подготовки для укрепления морально-психологической готовности сотрудников.
Таким образом, с целью совершенствования навыков курсантов по огневой подготовке можно предложить следующие направления:
1) первоначальное обучение знаниям и навыкам, необходимым для обращения со служебным огнестрельным оружием;
2) формирование устойчивых навыков использования служебного оружия в стандартных условиях стрельбы;
3) обучение навыкам ведения огня из оружия в различных экстремальных условиях;
4) формирование навыков стрельбы из служебного оружия в условиях, максимально приближенных к условиям реальной работы в экстремальных условиях конфронтации с преступником.
Данные направления должны быть поэтапно изучены в теории и до автоматизма отточены на практических занятиях, что поможет максимально подготовить курсантов к дальнейшей службе, а также поможет сформировать все морально-нравственные устои, направленные на служебную деятельность.
Данные направления занятий по огневой подготовке следует реализовывать с применением современных технологий, которые помогут создать виртуальные условия для выполнения нормативов и различные обстановки для укрепления стрессоустойчивости [2].
Дело в том, что нынешние занятия по огневой подготовке по большей части направлены на закрепления знаний по усвоению правильной техники выполнения выстрела в условиях отсутствия факторов психологического давления. Так, при первых же случаях стрессовых ситуаций множество сотрудников начинают терять свои профессиональные навыки в связи с отсутствием достаточной психологической готовности к действиям в экстремальных условиях и в условиях чрезвычайных обстоятельств. Отсюда необходимость в оборудовании новыми современными технологиями, максимально приближающими сотрудника к условиям ЧО.
Также можно выделить ряд предложений по формированию психологической устойчивости:
– введение соревновательной техники- характеризуется выполнением определенных упражнений в виде соревнований между обучающимися;
– введение упражнений с сокращением временного интервала выбора цели и ее поражения;
– техника с добавлением звуковых эффектов (звук сирены и т. д.) — дезориентирует обучающихся и приближает действия в экстремальных условиях, что позволяет развить способность концентрироваться, сосредотачиваться на постоянном поражении цели;
– метод выполнения упражнений, определяется начальником съемки на рубеже открытия огня, характеризуется отсутствием идея, осуществление ожидаемого, то есть, его присутствие в стрессовой ситуации [3].
Резюмируя выше изложенное, можно прийти к выводу о необходимости введения новых методик проведения занятий по огневой подготовке, а также расширению использования современных технологий в процессе подготовки сотрудников.
Литература:
- Баранов, В. Е. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к применению физической силы и огнестрельного оружия в экстремальных условиях / В. Е. Баранов. — Текст: непосредственный // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2017. — № 1(32). — С. 47– 49.
- Мудофьева, Ю. А. Особенности обучения сотрудников УИС огневой подготовке / Ю. А. Мудофьева, С. В. Беляков. — Текст: непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. — 2022. — № 1. — С. 228–231.
- Смирнов, И. Э. Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости курсантов / И. Э. Смирнов, Е. С. Волков, Я. Ю. Черноусов. — Текст: непосредственный // IN SITU. — 2022. — № № 3. — С. 43–45.