В данной статье будут рассмотрены вопросы физической активности студентов высших учебных заведений после пандемии COVID-19. Будет проведён анализ и рассмотрены способы самостоятельной физической активности.
Ключевые слова: COVID-19, физическая активность, студенты, пандемия, образование .
В 2020 году из-за новой пандемии коронавируса началась социальная изоляция, а также онлайн-занятия, которая заменила учебные занятия в аудиториях. Таким образом, студенты принимали позу, отличную от обычной, в течение более длительного времени, чем обычно, что представляет собой возможный фактор риска возникновения уменьшения физической активности.
Было проведено исследование среди студентов Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Таблица 1
Характеристики участников исследования
Характеристики участников исследования |
Результаты |
Семестр |
1–4 |
Пол |
Женщины — 99 (60 %) Мужчины — 55 (40 %) |
Возраст |
18–23 |
Ежедневное учебное время |
Более 4-х часов — 80 (55 %) От 2-х до 4-х часов — 74 (45 %) |
Таблица 2
Уточнение места возникновения боли
Отдел |
До пандемии |
После пандемии |
Наличие боли |
56 |
103 |
Поясничный отдел позвоночника |
30 |
68 |
Плечи |
13 |
21 |
Шейный отдел |
14 |
33 |
Прочее |
12 |
29 |
Снижение физической активности является следствием напряжения, чрезмерной нагрузки и связанных с работой заболеваний опорно-двигательного аппарата. Эти особенности включают в себя различные нарушения, которые вызывают боль в костях, суставах, мышечных структурах или прилегающих структурах [1].
Студенты были вынуждены проводить большое количество часов, сидя перед экраном. Это представляет собой основной фактор снижения физической активности.
Кроме того, социальная изоляция затрудняла студентам занятия физическими упражнениями. Мышечная слабость — это быстрое явление, возникающее всего за два дня бездействия [2]. Это представляет собой еще один фактор риска возникновения снижения физической активности.
Социальное дистанцирование в результате пандемии COVID-19, вынудило студентов использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для учебы. В среднем студенты Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики посвящали учебе более 4 часов в день перед ноутбуком/планшетом/компьютером во время пандемии.
Студенты начали постоянно пользоваться ноутбуками и мобильными телефонами в рамках своей учебной рутины и в это время принимают очень неудобные позы, которые могут вызвать боль и изменения в опорно-двигательном аппарате, особенно в верхних конечностях и позвоночнике [3].
Увеличилось число студентов с жалобами на боль, связанными с плохой осанкой. Не только это, но и увеличение частоты еженедельных болей в этой группе обследования. Таким образом, это решение, принятое учебными заведениями во время пандемии, не обходится без каких-либо побочных эффектов на качество жизни учащихся.
Несмотря на это скелетно-мышечная боль, вызванная дистанционным обучением, как правило, не имеет большой интенсивности. С прекращением модели дистанционного обучения боль может прекратиться, что подтверждает идею, которая связывает боль с этим новым образом жизни. Таким образом, даже в течение ограниченного периода времени стратегия дистанционного обучения привела к увеличению частоты возникновения скелетно-мышечных болей в этой конкретной подгруппе населения.
Некоторые студенты смогли сохранить некоторую физическую активность во время социальной изоляции. Аэробные упражнения на укрепление и растяжку, даже если они выполняются дома, повышают болевой порог и предотвращают усиление боли у пациентов с диагнозом хроническая боль. [4] [5] [6]. Кроме того, известно, что он полезен при большинстве скелетно-мышечных болей, включая хронические проблемы с шеей, остеоартрит, ревматоидный артрит, фибромиалгию, миофасциальные боли, а также хронические боли в пояснице [7] [8] [9], это является важным компонентом в борьбе с болью у студентов.
Таким образом, делается вывод о том, что существует связь между возникновением скелетно-мышечной боли при более длительном времени перед экраном у студентов, проходящих дистанционное обучение.
Рассмотрим главные аспекты физической нагрузки в период самоизоляции во время пандемии COVID-19:
1. Достаточно трех тренировок по 20–45 минут в неделю;
2. Нужно стараться поддерживать свою физическую форму;
3. Используйте онлайн-ресурсы для выбора подходящего именно вам стиля, комплекса тренировок на различные группы мышц;
4. Ходите;
5. В идеале лучше не находиться в сидячем положении дольше 30 минут, по возможности надо делать перерывы в сидении. [10]
Необходимо правильное питание и потребление достаточного количества воды. Рекомендуется пить воду вместо сахаросодержащих напитков. Ограничение или полное исключение потребления алкогольных напитков является важной рекомендацией. Также стоит полностью исключить потребление алкогольных напитков молодыми людьми.
Настоящее исследование выявило увеличение частоты возникновения скелетно-мышечной боли среди студентов, которые в течение нескольких месяцев адаптировались к дистанционному обучению, а также к этой симптоматике.
Литература:
- Эпштейн С., Спарер Э. Х., Тран Б. Н., Руан К. З., Деннерлейн Дж. Т., Сингал Д. и Ли Б. Т. (2018) Распространенность заболеваний опорно-двигательного аппарата, связанных с работой, среди хирургов и интервенционистов: систематический обзор и мета-анализ. JAMA Surgery, 153, e174947.
- Наричи М., Вито Г., Франчи М., Паоли А., Моро Т., Марколин Г., Грасси Б., Бальдассарре Г., Цуккарелли Л., Биоло Г., ди Джироламо Ф. Г., Фиотти Н., Дела Ф., Гринхафф П. и Маганарис,C. (2021) Влияние сидячего образа жизни из-за домашнего содержания COVID-19 на нервно-мышечное, сердечно-сосудистое и метаболическое здоровье: физиологические и патофизиологические последствия и рекомендации по физическим и диетическим контрмерам. Европейский журнал спортивной науки, 21, 614–635.
- Мораис Б. Х., Далмолин Г. Л., Андоле Р., Дуллиус А. И. С. и Роша Л. П. (2019) Скелетно-мышечная боль у студентов-медиков: распространенность и связанные с ней факторы. Revista da Escola de Enfermagem da USP, 53, e03444.
- Дженин, Л.Дж., Мур, Р.А., Кларк, К., Мартин, Д., Колвин, Л.А. и Смит, Б.Х. (2017) Физическая активность и физические упражнения при хронической боли у взрослых: обзор кокрейновских обзоров. Кокрановская база систематических обзоров, 4, CD011279.
- Оливейра, М. А. С., Фернандес, Р. С. С. и Дахер, С.С. (2014) Влияние физических упражнений на хроническую боль. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 20, 200–203.
- Бейли, Д.Л., Холден, М.А., Фостер, Н.Е., Квик, Дж.Дж., Хейвуд, К.Л. и Бишоп, А. (2020) Определение приверженности лечебным упражнениям при скелетно-мышечной боли: систематический обзор. Британский журнал спортивной медицины, 54, 326–331.
- Флинн, Д. М. Н. (2020) Хроническая скелетно-мышечная боль: нефармакологические, неинвазивные методы лечения. Врач Am Fam, 102, 465–477.
- Бут Дж., Мозли Г. Л., Шилтенвольф М., Кэшин А., Дэвис М. и Хюбшер М. (2017) Упражнения при хронической скелетно-мышечной боли: биопсихосоциальный подход. Скелетно-мышечная помощь, 15, 413–421.
- Sociedade Brasileira do Estudo da Dor. SBED (2010) Глобальный год борьбы с мышечно-скелетной болью Информационные бюллетени, упражнения по лечению скелетно-мышечной боли.
- Спорт во время пандемии [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta-birulevo-vostochnoe.ru/2020/07/15/75518/ (дата обращения: 25.12.2022).