Статья посвящена изучению влияния интернета на молодежь в современном обществе на примере молодежи Челябинской области, изучению интернета как фактора распространения экстремизма в молодежной среде и затрагивает вопросы профилактики и противодействия радикально-деструктивным идеологиям.
Ключевые слова : экстремизм, интернет, социальные сети, контент, репост, блогер.
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и, в особенности, методам действий, радикально отрицающим общепризнанные в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами которые создают реальную угрозу общественной безопасности и порядку, свободам граждан и жизнедеятельности государства. Тема распространения экстремизма и борьбы с ним всегда была актуальной для России. Развитие глобальной сети Интернет и других современных средств связи для коммуникации предоставляет возможность экстремистским идеологам воздействовать на людей по новым каналам связи [1].
Мною было проведено исследование среди учащейся молодежи Челябинской области (Магнитогорск, Челябинск, Миасс, Златоуст) для изучения влияния интернета и информационных технологий на молодежь в современном обществе, а также изучению интернета как фактора распространения экстремизма.
Основу выборочной совокупности составили 10776 человек из числа учащихся общеобразовательных учебных заведений Челябинской области, относящихся к возрастным категориям от 13 до 25 лет, в том числе 4803 (54 %) юношей, 5832 (45 %) девушек, 140 (1 %) человек не указали свою половую принадлежность. На первом месте традиционно находится интернет, в пользу которого выбор делали 71 % опрошенных. Телевидение является основным источником информации для 31 % респондентов. Печатные СМИ играют минимальную роль в информировании респондентов, составляя 11 %.
Данную иерархию основных источников информации необходимо учитывать при проведении профилактических мероприятий контртеррористической и антиэкстремистской направленности в молодежной среде, делая упор на активную информационную работу в сетевом виртуальном пространстве. Основным ресурсом, используемым молодежью в интернете, являются виртуальные социальные сети. Именно в социальных сетях, благодаря их возможностям моментального мультиплицирования любой информации, распространяется основная часть деструктивных идей и контента, несущего экстремистскую информацию. При обработке данных по популярным социальным сетям я исходила из того, что вопрос в анкете предусматривал выбор нескольких социальных сетей и опрашиваемые, как правило, выбирали 3–4 варианта.
Полученный рейтинг популярных социальных сетей глазами респондентов Челябинской области довольно типичен для учащейся молодежи. Пальму первенства держит самая популярная российская социальная сеть «ВКонтакте», выбранная 96 % респондентов в качестве основной. Второй по значимости для опрошенных является сеть Instagram, которая уверенно догоняет социальную сеть «ВКонтакте». По популярности этой социальной сети показатели составляют 74 %. «Одноклассники», Facebook и Twitter обычно имеют узкую функциональную направленность, являясь статусно-престижным элементом в молодежной среде, и учетные записи в них регистрируются исключительно для количества. В опоре на полученные результаты следует, что при осуществлении профилактической работы с молодежью необходимо первоочередное внимание уделять социальной сети «ВКонтакте», а также разрабатывать еще дополнительную программу работы в сети Instagram, учитывая особенности данного ресурса, ориентированного, прежде всего, на визуальный контент — фото и видео.
Помимо рейтингования популярных источников информации и социальных сетей анкета содержала вопросы, отражающие частоту посещаемости социальных сетей, а также суточную активность пользователей. Результаты свидетельствуют, что ежедневно посещают приоритетные для них социальные сети 94 % респондентов. В рамках ежедневных посещений измерили суточную активность респондентов. Результаты свидетельствуют, что 62 % опрошенных проводят в социальных сетях до 4 часов, а 38 %— более 5 часов.
Для комплексной оценки потенциальных возможностей использования виртуального пространства опрошенной молодежью в анкету, по которой проводилось настоящее исследование, были дополнительно включены вопросы, отражающие статусные позиции гаджетов и устройств, необходимые для выхода в интернет и стандарты интернет-соединения, которыми чаще всего пользуются респонденты. На первом месте оказались смартфоны, которые выбрали более двух третей опрошенных. Это означает, что 81 % опрошенных максимально мобильны и имеют возможность выходить в интернет в любое время и в любом месте, используя как мобильный интернет, либо подключение к сети wi-fi. Переносные (ноутбуки) и стационарные компьютеры, занимающие второе и третье места, соответственно, требуют привязки к определенному месту и использованию либо кабельного интернета, либо wi-fi соединения. Чаще всего они используются не столько для общения и знакомства с ресурсами интернета, сколько для выполнения учебных заданий, либо компьютерных игр. Удивляет довольно высокий показатель сотовых телефонов, не позволяющих применять высокоскоростное соединение для выхода в интернет. Вполне вероятно, что часть респондентов, отвечая на этот вопрос, перепутала статус гаджетов, считая смартфоны сотовыми телефонами. Низкий рейтинг планшетных компьютеров (планшетов) тоже вполне объясним ограничениями в мобильности и неудобствах, возникающих при передвижениях по территории населенного пункта и за его пределы. Планшет, в отличие от смартфона, в карман положить нельзя.
Предпоследний показатель отражал рейтинг популярности браузеров. Измерение этого показателя было обусловлено следующим соображением. Для создания фейков и их активному использованию, а также получению доступа к экстремистским материалам, заблокированным на территории Российской Федерации, лучше всего подходит программное обеспечение, позволяющие устанавливать анонимное сетевое соединение посредством динамического обновления IP-адресов, находящихся, как правило, за границей — Tor Browser. Этот браузер крайне неудобен для повседневного использования в силу более низкой скорости Интернет-соединения, необходимости для смены IP-адресов перезапуска браузера, постоянных рекомендаций по уменьшению размеров экранного окна и прочего. Зато для решения кратковременных специфических задач, к числу которых можно отнести: создание фейков, с которых можно осуществлять распространение деструктивной информации; возможность обойти блокировки Роскомнадзора и использование заблокированных в социальных сетях тематических групп, он подходит. Задавать респондентам напрямую «в лоб» вопрос «используете ли Вы Tor Browser или нет?» с точки зрения методологии социологических исследований недопустимо, поэтому был сформулирован вопрос о частоте использования того или иного браузера, позволяющий замаскировать интерес к интересующей нас информации.
Из полученных результатов видно, что самыми рейтинговыми являются браузеры, связанные с двумя самыми популярными поисковыми системами — Google и Yandex. Видимо респонденты очень часто используют их для поиска необходимой информации. Tor Browser постоянно использует 5 % респондентов, что в абсолютных показателях составляет 491 человек.
В завершении, в рамках данного исследования был составлен рейтинг популярности известных российских видеоблогеров, как лояльных власти, так и находящихся к ней в оппозиции. По факту являясь лидерами мнения они оказывают серьезное влияние на массовое сознание учащейся молодежи. Для опрошенных репондентов самым популярным блогером является Николай Соболев (63 %), второе место занимает Юрий Дудь (59 %), замыкает тройку лидеров Данила Поперечный (51 %) общий охват аудитории данных лидеров составляет более 14 миллионов подписчиков. Все представленные блогеры являются выразителями оппозиционных настроений и выступают с активной критикой власти.
Таким образом, можно констатировать определяющую роль интернета в роли основного источника информации, преимущественном использовании смартфонов при обращении к ресурсам Мировой паутины, наличию высокоскоростного мобильного и кабельного способа передачи данных, а также использовании специального браузера-анонимайзера — Тора, неудобного для повседневного использовании, но применяемого для решения специфических задач, включая работу с фейковых аккаунтов и скачивания заблокированного на территории Российской Федерации деструктивного контента.
При разработке профилактической антидеструктивной стратегии ориентироваться в первую очередь на виртуальное пространство, акцентируя внимание на визуальном и текстовом контенте, нацеленный на формирование и закрепление антидеструктивных стереотипов.
От реального мира виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было — от родителей до правоохранительных органов. Интернет-пространство способствует анонимности пользователей, что является очень привлекательным фактором для навязывания молодежи деструктивных установок. Вместе с тем, экстремисты, перебравшись в пространство виртуальной реальности, в большой степени обезопасили себя от социального давления и цензуры, которым они подвергались в реальности [2].
Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма — им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет — единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию.
В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Социальные сети и блогосфера — это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей — увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемый процесс.
Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения — нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.
Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» — проверка и перепроверка информации.
В социальных сетях проводит время, по большей части, молодёжь. Возраст от 14 до 22 лет считается самым опасным для усвоения экстремистских идей. Этому возрасту присуще обострённое чувство справедливости, поиск ценностей и смысла жизни. Экстремисты учитывают ряд психологических особенностей при подготовке сообщений для подростков и студентов; используется узнаваемый стиль, слоганы и символы. При этом информация подается при помощи понятных и популярных среди молодежи форматов, таких как мемы, коллажи, подкасты. Для молодежи это представляется чем-то несерьезным, игрой и они вовлекаются в процесс создания экстремистских материалов.
Социальная и материальная незащищённость молодёжи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности лёгкого распространения радикальных идей среди молодёжи [3].
С развитием информационно-коммуникативных технологий и повсеместным распространением Интернета, экстремизм из локального характера перерос в глобальный. Возможности социальной сети позволяют размещать материалы разного жанра, а также их быстрое распространение методом «снежного кома» или же «цепной реакции, «через репост». Тем самым достигая желаемого результата за очень короткое время на относительно большой аудитории.
Рост экстремистского контента в сети Интернет требует не только адекватных мер реагирования на соответствующие публикации, но и выработку системы мер профилактики и противодействия радикально-деструктивным идеологиям.
Литература:
- Сиранашвили, Л. А. Экстремизм в современном обществе: интернет как фактор распространения экстремизма среди российской молодежи / Л. А. Сиранашвили, М. Д. Савельева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 447–449. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54887/ (дата обращения: 01.11.2022).
2. Таков А. З. Интернет как фактор распространения экстремизма в молодежной среде //Образование и право. 2021. № 6. С. 336–340.
- Быкадорова А. С., Чурилов С. А., Шаповалова Е. В. Экстремизация молодежной аудитории сети Интернет // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3. С. 181–184.