В статье описана система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ, приведены результаты опроса ее эффективности, а также выявлены резервы улучшения.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка, повышение квалификации, государственные гражданские служащие.
В современных условиях профессиональное развитие госслужащих — это один из стержневых факторов эффективности системы государственной службы [3, с.1511], ведь именно профессионализмом служащих обусловливается ее действенность, результативность и адаптированность принимаемых управленческих решений на высшем уровне в целом.
ГБОУ ВО БАГСУ выступает главным оператором по реализации программ повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, а также руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности на уровне передовых стандартов качества по всем лицензированным программам и направлениям подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, отвечающим требованиям современного работодателя, а его миссией выступают:
Рис. 1. Миссия ГБОУ ВО БАГСУ
Целями деятельности ГБОУ ВО «БАГСУ» являются:
Рис. 2. Цели деятельности ГБОУ ВО БАГСУ
В 2021 году Академией организованы и проведены:
– очные и дистанционные профориентационные мероприятия для школьников, обучающихся учреждений среднего профессионального и высшего образования, родителей, педагогов и студентов;
– выездные профориентационные встречи с обучающимися школ и колледжей РБ совместно с преподавателями и сотрудниками Академии;
– образовательный проект «Школа молодого управленца».
Таблица 1
Выполнение плана-графика обучения государственных гражданских служащих Республики Башкортостан по программам дополнительного профессионального образования в рамках государственного задания в 2021 году
Показатель |
План |
Факт |
Уровень выполнения плана (%) |
Численность слушателей по программам ДПО в рамках государственного задания (чел.), в т. ч.: |
2127 |
2059 |
96,8 % |
по программам повышения квалификации |
2017 |
1962 |
97,2 % |
по программам профессиональной переподготовки |
110 |
97 |
88,2 % |
Таким образом, несмотря на меньшую численность обученных в рамках государственного задания гражданских служащих, уровень выполнения плана-графика составляет 96,8 %.
Результаты проведенного опроса с целью оценить степень эффективности профессиональной переподготовки и повышения квалификации показали, что государственные гражданские служащие заинтересованы в систематическом получении новых знаний, навыков и умений в соответствии с их занимаемыми должностями. По их мнению, для того чтобы система мотивации в области дополнительного профессионального образования работала лучше, а информация усваивалась эффективнее, необходимо наладить связь между потребностью в дополнительной профессиональной подготовке, уверенностью в том, что результаты профессиональной деятельности достигнуты благодаря дополнительному профессиональному образованию (чем выше уверенность, тем чаще возникает потребность), а также между потребностью и наличием представлений о том, какими должны быть результаты профессиональной деятельности (обратная связь — чем ниже уровень уверенности в том, что представления имеются, тем сильнее потребность).
По их мнению, для того чтобы система мотивации в области дополнительного профессионального образования работала лучше, а информация усваивалась эффективнее, необходимо наладить связь между потребностью в дополнительной профессиональной подготовке, уверенностью в том, что результаты профессиональной деятельности достигнуты благодаря дополнительному профессиональному образованию (чем выше уверенность, тем чаще возникает потребность), а также между потребностью и наличием представлений о том, какими должны быть результаты профессиональной деятельности (обратная связь — чем ниже уровень уверенности в том, что представления имеются, тем сильнее потребность).
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что к современным проблемам профессионального развития государственных гражданских служащих можно отнести комплексность всех аспектов развития: с точки зрения профессионализации, саморазвития личности, профессиональной карьеры государственного гражданского служащего; условий, при которых обеспечивается профессиональный и карьерный рост и др. [1, с.102]
Поэтому основные резервы улучшения профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ можно отразить схематично:
Рис. 3. Основные резервы улучшения профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих ГБОУ ВО БАГСУ
Также необходима четкая модель реализации компетентностного подхода, который базируется на общей профессионально-деятельностной технологии обучения, внедрении модульного обучения и системы непрерывного контроля сформированности уровня профессиональной компетентности [2, с.342].
Представляется, что это в значительной мере оптимизирует систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих.
Литература:
- Белов К. М. Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ / К. М. Белов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 100–102. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66935/ (дата обращения: 20.12.2022).
- Мельникова А. А. Направления совершенствования профессионального развития и оценки деятельности госслужащих / А. А. Мельникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 340–342. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88145/ (дата обращения: 10.12.2022).
- Хафизова И. П. Развитие системы повышения квалификации муниципальных служащих / И. П. Хафизова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1508–1511. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31526/ (дата обращения: 15.12.2022).