Методические рекомендации для учителей и учеников для предотвращения буллинга в учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.12.2022

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Горбунов, А. В. Методические рекомендации для учителей и учеников для предотвращения буллинга в учебных заведениях / А. В. Горбунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98363/ (дата обращения: 16.11.2024).



Этот проект направлен на решение такой проблемы, как школьный буллинг. В нём представлены методические рекомендации для родителей, учителей и детей, которые могут помочь не допустить какую-либо травлю ребёнка.

Ключевые слова: буллинг, жертва, агрессор, рекомендации, школьное образование, наблюдатель, психика, мировоззрение, доверие

В наше время всё чаще и чаще поднимается вопрос травли и издевательств, порой с летальным исходом, в школьной среде. С момента появление всемирной паутины, для несформировавшейся психики ребенка, стало доступно слишком много разнообразной информации, пагубно влияющей на неокрепший разум. Пусть сам термин «буллинг» появился лишь в конце прошлого века, сама его концепция является вечной. Помимо этого, как показывает практика, большинство людей сталкивались с этой проблемой и далеко не для всех, это прошло бесследно.

Для создания рекомендаций, я провел анонимный опрос среди учеников 2–4 классов. Опрос проводился в Лицее № 1586, МБОУ школе № 22, двух учебных заведениях в Москве и Подмосковье, а также в МБОУ СОШ № 4 пос. Анджиевский, в Краснодарском крае. Ученики начальных классов, этих школ согласились заполнить небольшую анонимную анкету, которая дала мне всю нужную информацию для понимания проблем и внутренних переживай детей. Одним из важнейших вопросов, стал «Почему, по вашему мнению, в школе могут над кем-то издеваться (Рис.1).

Причины буллинга

Рис. 1. Причины буллинга

Многие дети сами не понимали, что именно стало первопричиной издевательств. Некоторые начали перекладывать вину друг на друга, вспоминая события вплоть до первой встречи. Другие просто говорили, что не помнят причины, но «оставить этого просто так уже не могут».

Агрессия . В большинстве случаев, инициаторами буллинга становиться люди, которые сами переживали или переживают издевательства над собой с стороны тех, кому не могут дать отпор. Жертвы, пытаются «отыграться» на тех, кто слабее их самих, выплеснуть эмоции через других.

Отсутствие доверия . Буллинг сильно бьёт по психики и самооценке ребёнка. Неокрепший разум, сталкиваясь с нападками в свой адрес часто не может принять верного решения за неимением нужного опыта и знаний. В такой ситуации необходима помощь взрослых, родителей и учителей [1].

Неконтролируемый поток информации . К сожалению, появление интернета принесло нам не только плюсы, но и минусы. Одним из таких минусов стала сложность контроля контента, потребляемого детьми. Среднестатистическим родителям стало нелегко отслеживать что именно их ребенок смотрит, слушает и читает в интернете. Неотфильтрованный поток контента, не подходящий для детей, развращает и вкладывает в их умы неправильно интерпретированные ценности и взгляды.

Процентное соотношение опрошенных детей, столкнувшихся с буллингом, говорит о том, что эти случаи не единично и требуют серьезного вмешательства (Рис. 2).

Количество детей, столкнувшихся с буллингом из 100 опрошенных человек

Рис. 2. Количество детей, столкнувшихся с буллингом из 100 опрошенных человек

Меньше 20 учеников, ответили мне, что никогда не сталкивались с буллингом, и не являлись его участниками. Это говорили дети, одноклассники которых заявляли, что травля и издевательства не такая уж редкость в их школе и даже классе. Можно предположить, что так или иначе, почти каждый ребенок сталкивается с травлей.

Методические рекомендации по предотвращению школьного буллинга для учителей и детей.

Учителя

1. Постарайтесь построить доверительные отношения с детьми.

Постарайтесь следить за взаимоотношениями в классе. Как я говорил ранее, нередки случаи, когда дети не рассказывают о травли родителям. Создайте атмосферу доверия между самими учениками. Доверие к учителю — это очень важно, однако нельзя забывать о доверии между учениками.

2. Проводите больше внеклассных мероприятий.

Для укрепления отношений между учителем и учениками, а также между самими учениками, хорошо подходят внеклассные мероприятия. Это не только поможет всем расслабиться, но и просто весело провести время среди учебного года [2].

Проводите классный час. Классный час — это замечательная возможность обсудить жизнь класса, поговорить на те темы, которые ученики не понимают или просто поиграть. Заинтересуйте детей посещением культурных мест. Поездки в музеи, театры, кино, заповедники, зоопарки или другие интересные места, помогут сплотить класс. Любые экскурсии помогут детям провести время вместе, не в напряжении и учёбе, а расслабленном и привычном состоянии.

Приглашайте в класс школьного психолога. Появление школьного психолога в классе хотя бы раз в две недели, способно изменить отношения в классе в лучшую сторону. С помощью, казалось бы, отстранённых игр, упражнений и бесед, психолог способен повлиять на мировоззрение детей.

3. Задумайтесь о чувствах детей.

Профессия учителя очень нервная и изнуряющая. Учителя — обычные люди, которые иногда не выдерживают нагрузки, созданной детьми, и могут поступить опрометчиво.

Не ругайте/отчитывайте ребёнка прилюдно. Ваши, пусть и справедливые, замечания может неправильно понять и подхватить весь класс. Если вы хотите высказать что-то ребёнку, попросите подойти его к вам после урока. При конфликте двух детей постарайтесь разобраться в причинах этой стычки, а не просто сразу наказывать обоих.

Дети

1. Способы сопротивляться буллингу.

Не многие понимают, но самая желаемая вещь для агрессора — это реакция. Все обзывательства, смешки, пинки и т. д., всё это лишь инструменты, которыми агрессор хочет вас раздразнить. В таких случаях есть несколько вариантов поведения [3].

Отвечайте на оскорбления комплиментом. Кажется, что это какая-то шутка, но нет. Если тебе сказали: «Не понял, как решить этот пример? Ну ты и глупый!», просто ответь без сарказма: «Блин да ты же реально умный, может тогда поможешь мне решить этот пример?».

2. Знайте себе цену.

Гордость — это очень размытое понятие, которое часто граничит с глупостью. Зазнаек никто не любит, это правда, но это правило работает и в обратную сторону. Нельзя себя принижать по сравнению с другими не при каких обстоятельствах. Выучите такое правило: «Если себя не будешь уважать ты сам, то никто другой тем более».

Помните, что самооценка еще более важна, но ее сложно поддерживать. Вы очень важный человек. Вы важны! Неуверенность в себе может быть тем единственным, что отделяет вас от самого популярного ученика в школе.

Придумай крутые и остроумные ответы. Вместе с друзьями или родителями заготовь интересные и весёлые ответы хулигану. В таких ответах нельзя использовать нецензурные слова, оскорблять хулигана на прямую или затрагивать кого-то ещё (его родителей или друзей). Подумай, как именно было бы круто ответь, например:

Ха у тебя на футболке пятно, в грязи всё время живёшь?

— Я свою футболку уже сегодня постираю, а тебе с такими манерами ещё всё жизнь жить.

3. Не бойтесь рассказывать о травле.

Если над вами или вашим знакомым издеваются, не бойтесь рассказать об этом родителям. Они смогут помочь вам, решить любую ситуацию. Расскажите школьной администрации, родителям, учителю и продолжайте рассказывать им, если это не прекращается.

Литература:

  1. Кес Е. А. Воспитание без криков и наказаний. Мудрые ответы на главные вопросы родителей / Е. А. Кес. — Москва: Эксмо, 2020. — 224 с. — ISBN 9785042631429
  2. Кривцова С. В. Буллинг в классе. Как избежать беды? Пособие для родителей. — 1-е изд. — М.: Русское слово, 2018. — 48 с.
  3. Цымбаленко Н. А. Буллинг. Как остановить травлю ребенка. — М.: Piter, 2019. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, класс, родитель, ученик, учитель, классный час, неокрепший разум, травля, школа, школьный психолог.


Похожие статьи

Школьный буллинг. Что делать? Методические рекомендации родителям и педагогам

Статья посвящена актуальной проблеме выявления и профилактики школьного буллинга.

Профилактика буллинга

Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждений. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами ...

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации

В статье рассматривается кибербуллинг как одна из значительных проблем XXI века, а также процесс создания условий по профилактике травли в Интернете.

Использование медийных текстов в учебно-методическом комплексе по английскому языку при развитии навыка чтения в рамках основного общего образования

В современном мире медийные тексты легко использовать на уроках в рамках основного общего образования. В данной работе будет сделан уклон на таких видах медийных текстов, как газеты и журналы. Существуют различные цели и способы использования английс...

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Психологический портрет жертвы преступления

Данная научная статья исследует психологический портрет людей, ставших жертвами преступлений. Авторы рассматривают как внутренние, так и внешние факторы, которые могут сделать человека более уязвимым для криминальной атаки. Они анализируют такие хара...

Похожие статьи

Школьный буллинг. Что делать? Методические рекомендации родителям и педагогам

Статья посвящена актуальной проблеме выявления и профилактики школьного буллинга.

Профилактика буллинга

Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждений. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами ...

Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

В статье рассматривается проблема использования современных компьютерных технологий для развития мотивации учения младших школьников. Данное направление считается одним из перспективных в развитии образования.

Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации

В статье рассматривается кибербуллинг как одна из значительных проблем XXI века, а также процесс создания условий по профилактике травли в Интернете.

Использование медийных текстов в учебно-методическом комплексе по английскому языку при развитии навыка чтения в рамках основного общего образования

В современном мире медийные тексты легко использовать на уроках в рамках основного общего образования. В данной работе будет сделан уклон на таких видах медийных текстов, как газеты и журналы. Существуют различные цели и способы использования английс...

Психологические особенности старшеклассников-участников буллинга

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей старшеклассников, участвующих в буллинге. Результаты диагностики показали, что в зависимости от роли, которую выполняет старшеклассник, он наделен определенным н...

Профилактика буллинга в образовательной среде

В работе представлены результаты теоретического исследования проблемы профилактики буллинга в образовательной среде. Рассматриваются основные причины буллинга, формы и роли. Обосновывается необходимость психолого-педагогической коррекционной программ...

Проблема буллинга в современной школе

В статье рассматривается актуальная проблема современной школы — буллинг. Представлено определение понятия «буллинг» и синонимичного ему понятия «травля», раскрыты последствия вовлечения ребенка в процесс травли с позиции жертвы. Приведены результаты...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Психологический портрет жертвы преступления

Данная научная статья исследует психологический портрет людей, ставших жертвами преступлений. Авторы рассматривают как внутренние, так и внешние факторы, которые могут сделать человека более уязвимым для криминальной атаки. Они анализируют такие хара...

Задать вопрос