В данной статье рассмотрены основные методы повышения транспортно-эксплуатационного состояния городских автомобильных дорог г. Рязани, условия увеличения продолжительности сроков гарантийной эксплуатации автомобильных дорог после капительного ремонта.
Ключевые слова: асфальтобетон, дорожное покрытие, прочность и деформация.
This article discusses the main methods of improving the transport and operational condition of urban highways in Ryazan, the conditions for increasing the duration of warranty operation of highways after capital repairs.
Keywords : asphalt concrete, road surface, strength and deformation.
Известно, что эффект от выполнения работ по содержанию и ремонту выражается в повышении транспортно-эксплуатационных качеств дороги, удобства, безопасности дорожного движения и снижения себестоимости перевозок. При назначении отдельных видов работ по содержанию и ремонту дороги необходимо стремиться к наиболее полному решению двух основных задач:
- Обеспечения непрерывного, безопасного и удобного проезда по дороге;
- Обеспечения сохранности дорог и дорожных сооружений.
Главным показателем решения первой задачи является круглосуточное, бесперебойное движение автотранспорта со скоростью движения не ниже разрешенной правилами дорожного движения и при отсутствии ДТП по причине неудовлетворительного содержания. Характерным показателем решения второй задачи являются межремонтные сроки дорожных одежд, под которыми подразумевают период от момента ввода дороги в эксплуатацию до первого капитального ремонта, а также период между капитальными ремонтами [1]
Межремонтные сроки асфальтобетонных покрытий определяют исходя из их естественного износа и ухудшения состояния проезжей части в результате взаимодействия с транспортным потоком и природными факторами. Известно, что качество и своевременность проведения работ по содержанию являются определяющими факторами, влияющими на величину межремонтных сроков асфальтобетонных покрытий. Поэтому при планировании работ по содержанию необходимо предусматривать проведение таких мероприятий, которые не только восстанавливают состояние дорожной конструкции до первоначальных показателей, но и повышают ее конструктивные и эксплуатационные качества.
Таким образом, существенно снизить затраты на плановые и капитальные ремонты позволит увеличение планируемых затрат на своевременное и более качественное выполнение работ по ремонту дорожных одежд. Учитывая, что затраты на капитальный ремонт несопоставимо выше затрат на ремонт, увеличение межремонтных сроков позволит значительно перекрыть увеличение затрат на планомерно проводимые ремонтные работы, и тем самым получить положительный экономический эффект. При этом за счет более высокого уровня содержания, достигаемого путем проведения наиболее эффективных дорожно-ремонтных работ, достигается дополнительный эффект от повышения скорости транспортного потока и, следовательно, уменьшения себестоимости перевозок, а также снижения потерь от дорожнотранспортных происшествий [2]
Город Рязань, который является крупным промышленным центром ЦФО, в последнее время испытывает настоящий дорожный бум. За период с 2016 по 2022 год в городе проведены работы по капитальному ремонту городских дорог на площади более 4,2 млн. м2, особенно много работ было произведено в 2022 году.
Однако опыт эксплуатации городских автодорог показывает, что, использование в производственном процессе современной дорожно-строительной техники, которая отвечает всем требованиям ГОСТов строительных материалов, на относительно новой дороге вскоре наблюдается появление дефектов, которые существенно снижают транспортно-эксплуатационное состояние дорог. Как правило, по прошествии 1–2 лет активной эксплуатации, на исследуемых участках дорог появляются продольные и поперечные трещины, выбоины, и другие дородные дефекты. Появление этих дефектов связано, прежде всего, с ухудшением состояния оснований дорожных одежд городских автодорог. Дело в том, эти основания конструкционно устраиваются с применением низкопрочных каменных материалов, выполненных на основе известнякового щебня. Как следствие, использование таких малопрочных материалов в основания дорожной одежды, влечет за собой перегруженность вышележащими слоями асфальтобетонного покрытия, толщина которого достигает 500 мм, а также снижают несущую способность дорожного покрытия
В условиях многократного перехода температур через 0 градусов наиболее частым видом разрушения асфальтобетонных покрытий является образование сетки трещин. Традиционный метод борьбы с такими изъянами заключается в перекрытии дефектных участков слоем асфальтобетона после заливки битумом, либо метод ямочного ремонта. Ожидаемым результатом, которого хочет достичь подрядчик в таком случае, является лишь временная задержка возникновения дальнейших трещин. В теории это 1–2 года, что на практике сокращается еще больше ввиду климатических особенностей, после чего на местах ремонта появляются отраженные выбоины и трещины. Еще одним фактором некачественного и недолговечного ремонта является несоблюдение подрядчиком температурного и климатического режима укладки дорожной одежды
Гарантийный сpoк эксплуатации дорог после капитального ремонта в г.Рязань — 5 лет, что, по сути, является межремонтным сроком эксплуатации, в связи с чем увеличение его является актуальной научно производственной задачей, для решения которой необходимо провести ряд мероприятий технического, экономического и экологического характера.
Литература:
- Трофименко, Ю. B. Транспортные сооружения и окружающая среда / Ю. В. Трофименко, Г. И. Евгеньев. -М.: Академия, 2006.
- Говоров, В. В. Оптимизация эксплуатационных показателей при ремонте и содержании автомобильных дорог / В. В. Говоров // Дисс. канд. техн. наук. — Воронеж: ВГАСУ, 2005.