Статья посвящена анализуособенностей правового регулирования ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам в зарубежных странах.
Ключевые слова: алкогольная продукция, несовершеннолетние лица, правовое регулирование, розничная продажа, ответственность
The article is devoted to an analysis of the peculiarities of the legal regulation of liability for the retail sale of alcoholic products to underage in foreign countries
Keywords : alcoholic products, underage, legal regulation, retail sale, responsibility
Идеология демографического развития многих развитых стран в настоящее время ориентирована на увеличение продолжительности жизни людей, снижение уровня заболеваемости и сокращение смертности граждан от различного рода неблагоприятных факторов.
Особое внимание уделяется решению задачи по сохранению и укреплению здоровья несовершеннолетних, являющихся основой генофонда любой нации.
Существует целый ряд серьезных угроз психофизиологическому благополучию молодежи, среди которых по своим масштабам и тенденциям в последние десятилетия лидирует подростковый алкоголизм.
По данным Всемирной организации здравоохранения, наибольший уровень потребления алкоголя (около 70 %) среди молодежи в возрасте 15–18 лет приходится на европейские страны, тогда как в России этот показатель составляет около 39, 5 %. Наименьший уровень потребления алкоголя среди молодежи традиционно характерен для мусульманских стран, в которых производство и распространение алкогольных напитков зачастую вовсе запрещено по религиозным соображениям [5].
Следует отметить, что проблема чрезмерного употребления алкоголя среди подростков уже достаточно давно вышла за пределы национальных границ государств и превратилась в проблему общемирового масштаба, с которой государства пытаются справиться посредством разработки социально-правовых механизмов, стимулирующих и защищающих условия нормального физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного формирования несовершеннолетних.
Одновременно ведется работа по усилению нормативно-правовой базы, определяющей порядок и условия реализации алкогольной продукции, а также устанавливающей ответственность за нарушения в этой сфере.
Вполне закономерно, что институт ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам имеет весьма богатое и разнообразное регулирование в правовых системах зарубежных стран.
Анализ зарубежного законодательства и практики его применения позволяет обозначить по крайней мере четыре модели правового регулирования в рассматриваемой области, каждая из которых отражает историко-культурные особенности развития государства и права.
К первой модели правового регулирования А. А. Берндт относит страны, где государственной религией является ислам и где полностью запрещены продажа, употребление, производство и распространение алкогольных напитков [4].
К примеру, Уголовные кодексы Кувейта 1960 г. и Бахрейна 1976 г. предусматривают уголовную ответственность за изготовление, продажу и употребление спиртных напитков. За употребление алкоголя в Брунее введены телесные наказания, а Закон об уголовных наказаниях Республики Иран 1991 г. и вовсе устанавливает смертную казнь за «употребление алкоголя в третий раз, если за каждый предшествующий подобный случай к виновному лицу применялось нормированное наказание» [4].
Примечательно, что запрет на употребление алкогольной продукции в этих странах распространяется на все возрастные группы, а не только на несовершеннолетних.
Страны, в которых запрещена продажа алкогольных напитков лицам определенного возраста, но не установлена уголовная ответственность за нарушение этого запрета, образуют вторую модель правового регулирования в рассматриваемой сфере общественных отношений [4].
Такая модель правового регулирования характерна для законодательства ряда стран бывшего СССР, включая Армению, Узбекистан, Беларусь, Казахстан, уголовные кодексы которых не содержат норм, предусматривающих ответственность за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, но имеют близкую по содержанию к российской норму, предусматривающую ответственность за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков.
Третья модель правового регулирования в исследуемой сфере, а точнее сказать, фактическое отсутствие такого регулирования, характерно для ряда стран третьего мира, где нет законодательно установленного запрета на употребление алкогольных напитков несовершеннолетними. В число таких стран входят африканские республики Габон и Гана [4].
Четвертая и последняя модель правового регулирования ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам представляет наибольший интерес в связи с тем, что она характерна для наиболее развитых стран мира и может служить ориентиром для развития отечественного законодательства.
Одним из старейших кодифицированных европейских уголовных актов является Уголовный кодекс Голландии 1886 года, статья 252 которого гласит:
«Срок тюремного заключения не более девяти месяцев или штраф третьей категории должны быть назначены лицу, приведшему в состояние алкогольного опьянения ребенка младше шестнадцати лет. Если преступник совершает преступление в ходе занятия профессиональной деятельностью, он может быть лишен права заниматься этой профессиональной деятельностью».
В ряде других стран романо-германской системы права (Швейцария, Болгария, Бразилия) уголовно наказуемой является не только розничная продажа, но и любая передача алкоголя несовершеннолетнему (снабжение, выдача, доставка, отпуск алкоголя, продажа его частным лицом), что свидетельствует о достаточно высокой степени защиты прав несовершеннолетних [4].
Так, статья 136 ныне действующего Уголовного кодекса Швейцарии 1937 года устанавливает: «выдача ребенку, не достигшему 16 лет, алкогольных напитков или иных веществ в количестве, которое может угрожать его здоровью, или наркотических веществ, или предоставление их в распоряжение для потребления, наказывается тюремным заключением или штрафом».
Анализ статьи 136 Уголовного кодекса Швейцарии позволяет сделать вывод о том, что указанная норма не содержит понятия «розничная продажа», а использует более широкое понятие «выдача», под которое подпадает и продажа.
Такая конструкция статьи Уголовного кодекса позволила законодателю расширить круг лиц, подлежащих ответственности, что представляется обоснованным, ведь несовершеннолетние зачастую получают доступ к алкоголю через старших товарищей, приобретающих спиртные напитки для них по их просьбе [3].
Указанное деяние, исходя из действующего уголовного законодательства России, не образует состава преступления, предусмотренного статьей 151 Уголовного кодекса РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции», но и не подпадает под действие ст. 151.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за неоднократное совершение деяния, выражающегося в розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции [2].
При этом административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ [1].
Несмотря на то, что на фоне зарубежного опыта правовая политика Российской Федерации по противодействию розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции является умеренной и в целом отвечает общемировым тенденциям в части охраны здоровья молодого поколения от негативного влияния алкоголя, введение ответственности за приобретение алкогольной продукции с целью ее последующей передачи несовершеннолетнему могло бы стать действенной мерой в борьбе с молодежным алкоголизмом в России.
С целью охраны общественных отношений в сфере обеспечения нормального физического, психического развития, нравственного воспитания несовершеннолетних необходимо часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ изложить в новой редакции: «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, равно как и приобретение алкогольной продукции в розницу с ее последующей передачей несовершеннолетнему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».
— с учетом новой редакции части 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ необходимо внесение изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащую административную преюдицию.
В статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается внести следующие изменения:
1) наименование статьи изложить следующим образом: «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, а также приобретение в розницу алкогольной продукции с ее последующей передачей несовершеннолетнему».
2) изложить статью в следующей редакции: «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, равно как и приобретение алкогольной продукции в розницу с ее последующей передачей несовершеннолетнему, если эти деяния совершены неоднократно, наказываются штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
3) дополнить статью примечанием следующего содержания: «приобретением алкогольной продукции в розницу с целью последующей передачи несовершеннолетнему, совершенным неоднократно, признается покупка алкогольной продукции, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию».
Для снижения объемов употребления алкогольной продукции несовершеннолетними одного лишь внесения изменений в уголовное и административное законодательство может оказаться недостаточно, в связи с чем необходимо усиление контроля за хозяйствующими субъектами, реализующими соответствующую продукцию. Подобный контроль может выражаться, в частности, в интенсификации внеплановых проверок хозяйствующих субъектов в целях обнаружения фактов реализации алкогольной продукции несовершеннолетним, а также в создании особых реестров обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, в которых будет содержаться информация о подтвержденных фактах незаконной реализации хозяйствующими субъектами алкоголя лицам, не достигшим возраста 18 лет.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; 2022. — № 215. — Ст. 4567.
- Уголовный кодекс Швейцарии от 21.12.1937 г. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://legislationline.org/download/id/8991/file/SWITZ_Criminal %20Code (дата обращения 25.11.2022).
- Берндт А. А. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства об уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним / А. А. Берндт // Адвокатская практика. 2015. № 2. С. 29–33.
- Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/ru (дата обращения 25.11.2022).