Конституционно-правовая характеристика конфедеративных государств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.12.2022

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Божко, А. С. Конституционно-правовая характеристика конфедеративных государств / А. С. Божко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98386/ (дата обращения: 21.11.2024).



В мире все чаще наблюдается тенденция к углублению межгосударственных отношений, это влияет на укрепление международного сотрудничества во всех сферах общественного развития. Именно поэтому изучение различных аспектов конфедеративного государства становится актуальным и вызывает научный интерес, так как это может стать решением самых разных проблем современного общества.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом, и во внутренних, и во внешних делах субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет. В юридической литературе, конфедерация, как сложное политико-правовое образование, трактуется по разному.

Современные юристы не дали однозначной оценки конфедерации, поэтому существует несколько подходов к пониманию этого явления. Некоторые ученые считают, что конфедерации не следует рассматривать как форму государственного устройства. Они аргументируют это тем, что в этом случае имеет место не полноценное государство, а объединение каких-либо организаций или государств.

Например: Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Организация «исламский конгресс» (ОИК), Организация Североатлантического Договора (НАТО), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Другая часть ученых утверждает, что конфедерация это промежуточная ступень к становлению федерации, и этому есть историческое подтверждение (США). В литературе также есть точка зрения, что конфедерацию следует рассматривать как особую разновидность государственного устройства, у которой, безусловно, есть свои индивидуальные, присущие только ей признаки, а также перечень весомых отличий от федерации. Этот подход является самым оптимальным.

Для полного понимания такого явления как конфедеративное государство следует знать его основные признаки. Первое, что хочется отметить — у конфедерации нет своих органов управления. При образовании такого государства не создается общих органов законодательной, исполнительной и судебной власти, как это делается в государстве с федеративным устройством. Для решения проблем, поставленных конфедерацией, создаются координационные, консультативные, наблюдательные и иные органы, которые взаимодействуют друг с другом. Данные органы состоят из представителей государств, которые являются субъектами конфедерации. Основной задачей конфедеративных органов является решение проблем экономического, экологического, политического характера (ради чего и создается конфедеративное государство).

Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861-1865 годов). Следует добавить, что конфедерация состоит из полностью суверенных государств и в них сохраняется своя система государственных органов

Второй аспект рассмотрения конфедерации касается гражданства. Конфедеративное государство сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном юридическом союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен.

Еще одним признаком конфедерации и в то же время существенным отличием от федерации является отсутствие армии, единой системы налогообложения и общего государственного бюджета. Но при этом эти вопросы могут координироваться и согласовываться по решению членов конфедеративного государства. Примером необходимости данного процесса может служить оказание экономической помощи странам, входящим в конфедерацию. Также органным конфедерации могут принять решение о введение единой денежной системе, одинаковых таможенных правилах и о межгосударственной кредитной политике на время существования данного государственного образования функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом.

Еще одним важнейшим признаком конфедерации является право нуллификации, которое принадлежит членам конфедерации. Нуллификация — право отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

Юридической основой конфедерации является союзный договор, который заключается государствами, входящими в конфедерацию. Этот договор или серия соглашений не являются основным законом, не составляют конституцию. По факту они относятся к категории международных (межгосударственных) соглашений.

Союзный договор — договор между двумя или несколькими государствами, в силу которого его участники обязуются действовать сообща для охраны определённого политического положения (включая оказание взаимной помощи на случай войны

Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях, вопросы экологического характера и проблемы терроризма. Для этих союзов характерно создание объединенных вооруженных сил. Возможна высокая степень общности в сфере кредитно-денежной системы, унификация правовых систем, статуса личности и других институтов, регулируемых государственным правом.

Таким образом, проанализировав достаточное количество информации, можно сказать, что конфедерация действительно является формой государственного устройства. Нельзя отрицать, что на практике конфедерации встречаются довольно редко и количество их в современном мире и в историческом разрезе в чистом виде практически равно нулю.

Кроме того, конфедеративное государство — нестабильное явление. Почти во всех случаях оно приходит либо к образованию федерации, либо к распаду. Все эти аспекты делают изучение конфедерации актуальной и перспективной темой дальнейших исследований.

Литература:

  1. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2019
  2. Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 582 с.
  3. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Право Европейского Союза Вопросы истории и теории. М.: Проспект, 2010.
  4. Казанник А. И., Костюков А. Н. Сравнительное конституционное право. М., 2020.
  5. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфедеративное государство, конфедерация, государство, государственное устройство, временный юридический союз, признак конфедерации, решение проблем, союзный договор, субъект конфедерации, США.


Задать вопрос