И ещё скажу: добрая жена завсегда в доме госпожа. Дело супруга — дом обеспечить, дело жены — дом вести. Коли у тебя всего настряпано, да чисто, да тепло — и злой одобреет. Но уж коли кормишь, можно и сдержать от худых-то дел! Иного и не позволишь супругу, а только чтобы он себя по-прежнему уважал и чадам чтобы был отец, глава! Муж-от один на всю жизнь. И детям отец! Не отберешь их, маленьких-то, ни у отца, ни у матери! Ты вот спроси, легко ли нам? Оногда и недоспишь, и куска недоешь, и болеть не позволишь себе! Супруг, чада — болеют, жена, мать — завсегда на ногах… С мужем прожить да воспитать детей достойно — тут те и монашеский подвиг, и ратный труд! Вон уж и на беседе, воззри: парни с жалейками да с домрами придут, а девицы — с пряжею да шитьем!
Балашов Д. Похвала Сергию
Святые князья Пётр и Феврония являются одними из самых почитаемых святых современной России. Их житие, написанное Ермолаем-Еразмом в XVI веке для Великих Четий Миней, стало классикой древнерусской словесности, знакомство с которой обязательно для любого культурного человека. В настоящей статье мы хотели бы перечислить и кратко охарактеризовать произведения русской литературы о Петре и Февронии, написанные в начале XXI века.
Сначала назовёт книгу Т.Даниловой [1]. Автор книги повествует о деяниях святых, объясняет мотивы Православной Церкви, по которым они были канонизированы; прослеживает, как складывалась традиция их почитания на протяжении нескольких веков; а также по летописям прослеживает судьбы нескольких поколений потомков святых (отметим интересную деталь: в древнерусском житии ничего не говорится о детях святых, летописи же упоминают их двух сыновей). Данилова рассказывает также о семейных парах, которые считаются образцом семьи (царь Фёдор Иоаннович и его супруга Ирина, граф Алексей Сергеевич Уваров и его супруга Прасковья Сергеевна, последняя императорская чета Николай II Александрович и Александра Фёдоровна Романовы) и о некоторых святых, которым молятся о создании и сохранении семьи — Иулиании Лазаревской, Ксении Петербургской. В книге приводятся рассказы людей, получивших помощь и поддержку по своим молитвам Петру и Февронии. Сравнивая житие Петра и Февронии с западной историей о Тристане и Изольде и восточной легендой о Лейле и Меджнуне, Т.Данилова показывает, почему именно наших героев можно считать образцом семьи.
Подробностью отличается книга А. А. Марковой [4]. Этот автор не только переработал известное древнерусское житие, изложив его современным языком и указав на связь этого текста с русским фольклором (специалистам-словесникам эта связь, разумеется, очевидна, но она может быть не столь очевидна широкому кругу читателей), но и описал историю их почитания, рассказ о Свято-Троицком монастыре, где покоятся мощи святых, акафист и молитвы святым. Кроме того, в книгу входят слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святых Петра и Февронии, текст Ермолая-Еразма, история Мурома, где прошла жизнь святых, рассказ о празднике День семьи, любви и верности, связанном со святыми Петром и Февронией (на наш взгляд, это очень важный «сюжет» книги, так как упомянутый праздник празднуется в нашей стране уже в течение целого ряда лет, причём это праздник народный, не «спущенный сверху»), и ряд примеров чудес по молитвам этих святых.
О.Светлова представляет свою книгу [7] как книгу «о тайне брака, освященного небесной любовью» и «о необычной семье, которая стала образцом супружества для многих поколений русских людей — о святых Муромских князьях Петре и Февронии». В книге приводится множество историй помощи святых — эти истории рассказаны самими людьми, описывается их жизненный путь, даётся канон, акафист и молитвы Петру и Февронии. Необходимо особо акцентировать внимание на множестве описанных в книге чудес, совершённых по молитвам этим святым — именно это и составляет «нерв» данного издания и всей серии в целом, призванных продемонстрировать реальность присутствия Бога и Его святых в нашей жизни.
А.Худошин [9] ставил себе целью не только познакомить читателя с историей Петра и Февронии Муромских (книга написана целиком и полностью на материале жития Ермолая-Еразма), но и показать, что всякое духовное творение несёт в себе глубоко мысли, которые не лежащие на поверхности, а требующие трудной и долгой духовной работы.
Книга Е.Тростниковой [8] рассчитана, как сам автор пишет, предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот текст вписывается в модификацию житийного жанра, выделяемого такими исследователями, как Е. К. Макаренко [2; 3] и А. Э. Санько [6], — детское житие. Эти жития невелики по объёму, в них даётся самая необходимая информация (без подробностей), адаптированная для детского восприятия, они написаны простым языком. Эта книга богато иллюстрирована. Так, на страницах книги мы видим изображение прядущей Февронии, рядом с которой сидит зайчик (с. 15) или паломников у мощей святых (с. 41):
Последней назовём книгу Л.Поносовой [5]. Автор предприняла необычную, но удавшуюся попытку изложить историю Петра и Февронии в стихах — перед нами поэма о жизни святых, об их земном подвиге во имя прославления законного брака, фотографии некоторых памятников Петру и Февронии (в настоящий момент в самых разных городах России стоят памятные изображения святых), фотографии икон святых Петра и Февронии, в книгу включены также молитва святым Петру и Февронии и советы молодожёнам от супругов со стажем по созданию и сохранению крепкого и счастливого брака.
Надеемся, нам удалось показать значимость подвига святых Петра и Февронии для современных россиян, придерживающихся традиционных нравственных ценностей — в нашей стране, к счастью, таких большинство. Петру и Февронии посвящаются книги, память о них живёт в народе уже несколько веков, им сооружают памятники, День семьи, любви и верности связан с именем именно этих святых. Думается, пример Петра и Февронии и дальше будет оказывать влияние на умы людей.
Литература:
- Данилова Т. Петр и Феврония. Наша главная история любви. М.: Вече, 2010.
- Макаренко Е. К. Агиография XX века. Проблема жанра и методов его исследования // Святоотеческие традиции в русской литературе / Отв. ред. В. В. Соломонова, С. А. Демченков. Омск: Вариант-Омск, 2010. С. 155–164.
- Макаренко Е. К. Агиография XX века. Проблема жанра и методов его исследования // Сибирский филологический журнал. 2011. № 1. С. 95–102.
- Маркова А. А. Святые Петр и Феврония Муромские. М.: Благовест, 2011.
- Поносова Л. Пётр и Феврония. Поэма о вечной любви. Духовно-светское просветительское издание. Екатеринбург: Издательские решения, 2016.
- Санько А. Э. Жития святых: особенности редакционно-издательской подготовки // Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России. Шестнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура» / Сост. О. В. Терехова. Челябинск: ЧГИК, 2018. С. 231–235.
- Светлова О. Вам помогут святые покровители брака и семьи Петр и Феврония. Серия «Святые вам помогут». М.: АСТ, 2011.
- Тростникова Е. Пётр и Феврония. Сказание о святых супругах и о том, что любовь сильнее смерти. М.: Культурно-просветительный русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2013.
- Худошин А. Святые Пётр и Феврония. Любовь и радость. М.: ТЕРИРЕМ, 2013.
[1] Данная статья была удостоена Диплома победителя (1-е место) на XV Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование» (26 декабря 2022 года, г. Киров, АНО «Научно-просветительский центр «Традиция»; ФГБОУ ВО «Вятский государственный агротехнологический университет» Историко-культурное молодёжное научное общество «Самобытная Вятка»).