В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.
Ключевые слова : малый бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, развитие малого бизнеса
В современных условиях малому предпринимательству принадлежит особое место, поскольку оно оправданно является одной из составных и значимых частей экономики любого государства. Малый бизнес не только влияет на экономику страны в целом, но и обеспечивает занятость населения, к тому же создает необходимую конкуренцию на потребительском рынке. Однако несмотря на вышесказанное имеются предприятия, которые прекращают свою работу в результате неконкурентоспособности на рынке или нестабильности экономики. Хоть и считается, что малый бизнес — это основа стабильности общества, ведь он способен быстро и эффективно приспособиться к новым экономическим условиям, однако, с другой стороны, малое предпринимательство очень сильно зависит от общих условий экономического развития страны. И соответственно для развития малого предпринимательства необходима поддержка со стороны государства.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. И тут важно заметить, что задача состоит не только в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, чтобы в дальнейшем малые предприятия могли расти и развиваться в условиях этого рынка. [5, с. 48]
Основным источником регулирования отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого предпринимательства является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1], в котором определяются понятия субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
На сегодняшний день государство предоставляет различные виды содействия малому бизнесу на основании Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 02.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [2]. К ним отнесены: финансовое, имущественное, информационное, консультационное и образовательное содействие. Российское правительство выделяет приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. К ним отнесены:
— Сельское хозяйство — производство и переработка мяса, молочной продукции и овощей;
— Экспортеры;
— Отечественные IT-компании;
— Компании, которые выходят на IPO;
— Туризм;
— Самозанятые граждане. [7]
Хорошо известно, что развитие малого предпринимательства является одним из показателей успешности рыночных реформ и уровня эффективности конкурентной экономики. Практика показывает, что усиление роли малого предпринимательства происходит даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя при этом устойчивость того же малого предприятия остается довольно низкой. [5, с. 49]
Существуют разные отрасли, в которых малые предприятия имеют некоторые преимущества относительно более крупных предприятий. К этим отраслям можно отнести оптовую, розничную торговлю и другие. Крупные же организации в свою очередь доминируют в промышленности, транспорте и сельском хозяйстве.
В целом условно, причины, тормозящие развитие малого бизнеса, можно разделить на внешние и внутренние. Как уже говорилось ранее, малое предпринимательство сильно зависимо от рыночного состояния страны, и именно это является внешней причиной торможение развития малого бизнеса на ряду со сложным финансовым состоянием [6]. К ним относятся такие явления как, инфляция, спад производства, высокие процентные ставки, неразвитая правовая система и так далее. Внутренними причинами принято считать низкий уровень предпринимательской, инновационной и инвестиционной культуры [3].
Проанализировав некоторые работы, посвященные причинам, тормозящим развитие малого предпринимательства, можно выделить следующие из них:
- Слабость механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
- Отсутствие организационно-правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
- Сложная финансово-экономическая ситуация в стране, такие как: инфляция, спад производства или, например, в случае с пандемией коронавируса, и санкций из-за сложных политических отношений.
- Рост цен на все факторы производства, снижение покупательной способности россиян.
Кроме вышеуказанных причин также есть ряд не менее важных по значимости проблем, которые также влияют на развитие малого бизнеса. Примерами могут служить непостоянство политики в налоговой сфере, в частности, сложно отследить все изменения, когда ты начинающий предприниматель, относительно немаленькие ставки взносов и налогов, на которые вновь создаваемые малые предприятия не имеют средств, ведение отчетности также сопровождается определенными трудностями, так как законодательство постоянно меняется, что опять же проблематично для начинающих предпринимателей [4].
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения многих проблем, таких как формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придаёт экономике гибкость, мобильность, манёвренность; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы и многое другое [5, с. 52].
Все эти изменения могут придать экономике страны определенную стабильность, устойчивость и в целом положительно сказаться на развитии страны. В современных условиях перехода экономики на путь устойчивого развития, в том числе перевода российской экономики на инновационный путь, развитие малого предпринимательства становится важнейшей задачей, без решения которой невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие России.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 02.12.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть II). Ст. 2162.
- Акбашева Н. Р., Лаптева Е. А., Храмова И. В. Проблемы малого бизнеса в России // https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-malogo-biznesa-v-rossii-3
- Дабина К. С. Роль и проблемы малого бизнеса в современных условиях //https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-problemy-malogo-biznesa-v-sovremennyh-usloviyah
- Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием: учебник / под науч. ред. Г. Л. Багиева, В. Ю. Бурова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 48–52с.
- Михайлов О. Ф. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России // https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii
- Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2022 года https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy