Актуальность данной статьи обусловлена мировыми тенденциями в сфере финансовых услуг. На сегодняшний день цифровизация все сильнее проникает в каждую сферу нашей жизни и делает ее комфортнее и удобнее благодаря технологиям больших данных. Пользователи отдают предпочтение инновационным и удобным сервисам, которые заключены в одном мобильном приложении. Диверсифицируя свою деятельность, банки привлекают к себе больше пользователей, удерживают их благодаря множеству предложений, не связанных с банковской деятельностью, к примеру, сервис по доставке еды и продуктов, такси, онлайн-кинотеатр и тому подобное. Сочетание финансовых и нефинансовых продуктов через экосистему является необходимым условием в конкурентной борьбе за клиента. Объектом исследования являются банковские экосистемы. Предметом исследования — тенденции на мировом финансовом рынке, модели банковских экосистем.
Ключевые слова: банковские экосистемы, тенденции финансового рынка, цифровая экономика, иммобилизованные активы, модели банковских экосистем.
Развитие информационных технологий, в том числе аналитики BigData (больших данных), и пандемия COVID-19 сыграли особую роль в оцифровке банковской системы в России.
Конкуренция очень сильно растет, банкам становится непросто, что сказывается на высокой стоимости привлечения клиентов у крупных игроков; банковские услуги традиционных банков становятся дороже, чем у цифровых конкурентов (к примеру, 0,50 долл. — средняя ежегодная стоимость обслуживания счета в частном китайском необанке «WeBank»; 3–15 долл. — средняя ежегодная стоимость обслуживания счета в традиционном банке); конкуренты традиционных банков оказываются более прибыльными.
Банки видят приход бигтехов (от англ. BigTech) — крупнейших технологических компаний (примеры: Amazon, Google, Microsoft и др.) на рынок финансовых услуг, что сказывается на растущей конкуренции. Банки пытаются этому противодействовать, укреплять свои позиции, в связи с чем возникают некоторые тренды развития банка, основные из которых: «lifestyle-банкинг» и «кооперация-конкуренция», что ведет к появлению экосистем и маркетплейсов.
С одной стороны, банки пытаются формировать пул различных финансовых и нефинансовых услуг на базе lifestyle-банкинга. Финансовая организация старается окружить один жизненный сценарий клиента, к примеру, поехать в путешествие, с целом спектром взаимосвязанных услуг: получение страховки, взятие автомобиля в аренду. Данный процесс предназначен для лояльности клиента, а также для конечного результата — увеличения прибыли. И так же новый процесс, который возникает на рынке — co-opetition («ко-онкуренция» — конкурентное сотрудничество), что является трендом на конкуренцию с одной стороны, и на взаимодействие с игроками, которые раннее считались исключительно конкурентными, с другой. Банки вступают в сотрудничество с компаниями-BigTech, крупными IT-компаниями, также могут вступать в сотрудничество друг с другом. Все вышеперечисленные процессы ведут к появлению экосистем и маркетплейсов. Данная концепция не нова, ранее, в 2000-х годах банки пытались создавать финансовый супермаркет, но в тот момент были разрозненные и несогласованные каналы с клиентами. Сегодня, с развитием интернета, мобильных приложений взаимодействовать с клиентами стало намного проще, предсказуемо, поэтому, сформировать площадки, где компании могут предлагать различные финансовые и нефинансовые сервисы, сегодня намного быстрее, выгоднее перспективнее.
Соответственно, на мировом рынке зарождаются две тенденции:
— — построение экосистемы. Экосистема — система взаимосвязей между продуктами и сервисами, которые несут большую ценность для пользователя, чем сервисы по отдельности. Лидерами на данном рынке является Китай с такими компаниями, имеющими крупные экосистемы, как: Alibaba Group; Tencent; Pingan. Экосистема может быть построена вокруг приложения-мессенджера, внутри которого можно получить доступ к любой из услуг. Экосистема — выход за рамки одной бизнес-модели, соответственно, это совмещение торговли, технологий, и финансов. Более половины американцев готовы приобретать финансовые услуги у Big Tech: 65 % у Amazon; 58 % у Google. Это определенная ступень эволюции, как говорил Бил Гейтс в 90-е годы: «Нам нужны банковские услуги, но не сами банки».
— построение маркетплейсов — витрины для продуктов других провайдеров.
Банки и крупные IT-компании стараются выстраивать закрытые экосистемы, чтобы замкнуть клиента на себя, чтобы он пользовался исключительно сервисами данной экосистемы.
Общий тренд для всего мира — рост доминирования крупных игроков. В США крупные 5 банков включают в себя около 80 % всех активов банковской системы. В Австралии крупнейшие 4 банка делят около 80 % рынка. В Великобритании так называемая «Большая Девятка Банков», которые контролирует 90 % рынка. Экосистема — то, что неразрывно связано с развитием конкуренции и это важно регулировать.
Крупные экосистемы все построенные в первую очередь на данных, обмене данных. Таким образом, организациям, владеющим данной экосистемой, проще оценить способности клиента. Например, если клиент данной банковской экосистемы хочет взять кредит, а он работает таксистом в сервисе, который предоставляет эта же экосистема, то у организации есть все данные о том, как клиент работает, сколько зарабатывает, какие у него потребительские привычки и т. п., то есть построение крупных экосистем — полное замыкание всех данных о физических или юридических лицах. Это то, что есть только у крупных игроков, чего не достичь сейчас средним и малым игрокам, что отрицательно сказывается на конкурентном ландшафте.
Сегодня движение в сторону цифровой экономики наблюдается с двух сторон: с одной стороны, технологии позволяют оцифровывать все сервисы и продукты; с другой стороны, регуляторы по всему миру активно следят за тенденциями и развивают удаленную идентификацию, биометрию, цифроой профиль, систему быстрых платежей (СБП — в РФ является уникумом, например, в Китае 80 % платежей оттянули на себя мессенджеры, цифровые экосистемы). В настоящее время большое количество нормативно-правовых актов и законов, которые призваны бороться с наличными, все сложнее сделать сделки на более крупные суммы.
Рассмотрим основные тренды финтех (финтех — индустрия, в которой работают компании/старт-апы, развивающие сервисы рядом с финансами, которые закрывают потребности клиентов около финансов).
Как один из трендов — постепенное исчезновение необходимости физической идентификации. В мире уже существует понятие лицензии на цифровой банкинг. Сегодня, держа в руке телефон многие люди доверяют технологиям, биометрии или своего пальца, или лица, то есть все самое сокровенное: телефон и идентификация в нем — они знают о человеке больше, чем его близкие. Государство уже готово к тому, что по биометрическим данным можно удаленно открывать вклады, счета, и тем самым проходить идентификацию. Что ведет к вопросу, что означает понятие отделения для банка — элемент продаж, сервиса или это часть остаточной идентификации, когда человеку все-таки необходимо сдать биометрию, чтобы впоследствии идентифицироваться.
Рассвет электронной коммерции, который ускорил Covid-19. Крупнейший среди самых больших финтехов — AliPay, компания, которая изначально начинала заниматься электронной коммерцией, на основе огромной клиентской базы построила финтех сервис и стала самым большим финтехом. Подобные компании имеют хорошую лояльность своих клиентов, они глубоко интегрированы в их жизнь, в том числе и сам клиент достаточное количество времени проводит в этих сервисах, не только для совершения покупок, но и для контента. Такая глубокая интеграция в жизнь пользователя, управления его вниманием, захват этого внимания, управление интерфейсом — все это позволяет компаниям запускать новые сервисы, имея подобное клиентское внимание.
Следующий тренд, который вытекает из предыдущего — борьба за внимание пользователя. У крупных BigTech компаний огромная лояльная аудитория, огромный захват пользовательского внимания. Противостоять данным конкурентам очень сложно, пример угрозы — потеря интерфейса с пользователем. Пластиковая карта не нужна — можно расплачиваться через телефон.
Чем же банкинг может отвечать сегодня? Интерфейсом, стремительным развитием мобильного банкинга, куда включено множество нефинансовых продуктов; оцифровкой банка (не только выход в онлайн, но и работать как IT-компания, изменяясь со временем) и построением экосистемы.
Последние несколько лет в России крупнейшие участники финансового рынка занимаются выстраиванием экосистем, куда входит то, что является частью нашей повседневной жизни — питание, покупки, технологии, образование, дом, здоровье, работа, медиа и развлечения, коммуникации, финансы, путешествия, автомобили, карты и т. п.
В России с приходом цифровой экономики и с ее внедрением в повседневную жизнь организаций и клиентов сформировалось несколько моделей банковских экосистем, рассмотрим их на примере конкретных банков. МТС Банк — технологическая компания развивает дочерний банк. Тинькофф Банк — развитие экосистемы через партнерство, помимо банка есть и другие участники экосистемы. Сбербанк, в отличии от других банков, имеет полностью собственную экосистему.
Сейчас каждый бизнесмен хочет построить экосистему для конкурентного преимущества. Любая компания должна быстро расти, т. е. быстро набирать клиентскую базу, монетизировать ее и уметь управлять ей, чтобы пользователи не ушли к конкурентам. Владельцы экосистем, в свою очередь, судя по нарастающим тенденциям увеличения сервиса ради получения клиентского внимания, планируют стать монополистами. Вышесказанное непременно ведет к деградации сервиса и деградации продукта. С другой стороны, для хорошей экосистемы, которая держит высоко свою марку, постоянно радуя новыми сервисами — очень трудно удерживать такую планку. Проблема одного из сервисов оставляет отпечаток в воспоминаниях пользователя о всей экосистеме в целом.
Таким образом, создание банками экосистем является символом выживания для банков в условиях нарастающей конкуренции. Данная тенденция несет в себе как положительные черты, среди которых: удобный интерфейс для пользователя; рост доступности финансовых услуг; быстрый клиентский сервис с персональными предложениями; рост конкуренции между банками и IT-компаниями, ведущий к снижению цен для потребителя; возможность для банка ускорить привлечение клиентов и рост доходов от кросс-продаж; удешевление и ускорение банковских процессов за счет использования искусственного интеллекта; так и отрицательные — наращивание рисков кибер-угроз и безопасности данных; зависимость банков от бизнеса сторонних организаций, вплоть до репутационного риска; риск концентрации иммобилизованных активов.
Литература:
- Андрюшин С. А., Григорьев Р. А. (2021). Экосистемные банки: формы, риски и методы регулирования // Terra Economicus. 2021. Том 19(4). — С. 51–65.
- Каленов О. Е. Цифровые экосистемы организаций // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. — 2022. — Том 19. — № 1 (121). — С. 139–147.
- Мирошниченко М. А., Трелевская К. И., Мамыкина Е. В. Исследование процессов «Цифровизации» банковского сектора в рамках экосистемы цифровой экономики России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета 2019 № 133 С. 434–447.
- Радковская Н. П., Фомичева О. Е. Финансовая экосистема — основной тренд цифровой трансформации модели банковского бизнеса // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 186–189.
- Смирнов В. Д. Банковские экосистемы: специфика развития. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2021;11(3). — С. 47–60.