Тенденции мирового рынка, способствующие созданию нескольких моделей экосистем у российских банков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.12.2022

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Бабило, М. М. Тенденции мирового рынка, способствующие созданию нескольких моделей экосистем у российских банков / М. М. Бабило. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98396/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность данной статьи обусловлена мировыми тенденциями в сфере финансовых услуг. На сегодняшний день цифровизация все сильнее проникает в каждую сферу нашей жизни и делает ее комфортнее и удобнее благодаря технологиям больших данных. Пользователи отдают предпочтение инновационным и удобным сервисам, которые заключены в одном мобильном приложении. Диверсифицируя свою деятельность, банки привлекают к себе больше пользователей, удерживают их благодаря множеству предложений, не связанных с банковской деятельностью, к примеру, сервис по доставке еды и продуктов, такси, онлайн-кинотеатр и тому подобное. Сочетание финансовых и нефинансовых продуктов через экосистему является необходимым условием в конкурентной борьбе за клиента. Объектом исследования являются банковские экосистемы. Предметом исследования — тенденции на мировом финансовом рынке, модели банковских экосистем.

Ключевые слова: банковские экосистемы, тенденции финансового рынка, цифровая экономика, иммобилизованные активы, модели банковских экосистем.

Развитие информационных технологий, в том числе аналитики BigData (больших данных), и пандемия COVID-19 сыграли особую роль в оцифровке банковской системы в России.

Конкуренция очень сильно растет, банкам становится непросто, что сказывается на высокой стоимости привлечения клиентов у крупных игроков; банковские услуги традиционных банков становятся дороже, чем у цифровых конкурентов (к примеру, 0,50 долл. — средняя ежегодная стоимость обслуживания счета в частном китайском необанке «WeBank»; 3–15 долл. — средняя ежегодная стоимость обслуживания счета в традиционном банке); конкуренты традиционных банков оказываются более прибыльными.

Банки видят приход бигтехов (от англ. BigTech) — крупнейших технологических компаний (примеры: Amazon, Google, Microsoft и др.) на рынок финансовых услуг, что сказывается на растущей конкуренции. Банки пытаются этому противодействовать, укреплять свои позиции, в связи с чем возникают некоторые тренды развития банка, основные из которых: «lifestyle-банкинг» и «кооперация-конкуренция», что ведет к появлению экосистем и маркетплейсов.

С одной стороны, банки пытаются формировать пул различных финансовых и нефинансовых услуг на базе lifestyle-банкинга. Финансовая организация старается окружить один жизненный сценарий клиента, к примеру, поехать в путешествие, с целом спектром взаимосвязанных услуг: получение страховки, взятие автомобиля в аренду. Данный процесс предназначен для лояльности клиента, а также для конечного результата — увеличения прибыли. И так же новый процесс, который возникает на рынке — co-opetition («ко-онкуренция» — конкурентное сотрудничество), что является трендом на конкуренцию с одной стороны, и на взаимодействие с игроками, которые раннее считались исключительно конкурентными, с другой. Банки вступают в сотрудничество с компаниями-BigTech, крупными IT-компаниями, также могут вступать в сотрудничество друг с другом. Все вышеперечисленные процессы ведут к появлению экосистем и маркетплейсов. Данная концепция не нова, ранее, в 2000-х годах банки пытались создавать финансовый супермаркет, но в тот момент были разрозненные и несогласованные каналы с клиентами. Сегодня, с развитием интернета, мобильных приложений взаимодействовать с клиентами стало намного проще, предсказуемо, поэтому, сформировать площадки, где компании могут предлагать различные финансовые и нефинансовые сервисы, сегодня намного быстрее, выгоднее перспективнее.

Соответственно, на мировом рынке зарождаются две тенденции:

— — построение экосистемы. Экосистема — система взаимосвязей между продуктами и сервисами, которые несут большую ценность для пользователя, чем сервисы по отдельности. Лидерами на данном рынке является Китай с такими компаниями, имеющими крупные экосистемы, как: Alibaba Group; Tencent; Pingan. Экосистема может быть построена вокруг приложения-мессенджера, внутри которого можно получить доступ к любой из услуг. Экосистема — выход за рамки одной бизнес-модели, соответственно, это совмещение торговли, технологий, и финансов. Более половины американцев готовы приобретать финансовые услуги у Big Tech: 65 % у Amazon; 58 % у Google. Это определенная ступень эволюции, как говорил Бил Гейтс в 90-е годы: «Нам нужны банковские услуги, но не сами банки».

— построение маркетплейсов — витрины для продуктов других провайдеров.

Банки и крупные IT-компании стараются выстраивать закрытые экосистемы, чтобы замкнуть клиента на себя, чтобы он пользовался исключительно сервисами данной экосистемы.

Общий тренд для всего мира — рост доминирования крупных игроков. В США крупные 5 банков включают в себя около 80 % всех активов банковской системы. В Австралии крупнейшие 4 банка делят около 80 % рынка. В Великобритании так называемая «Большая Девятка Банков», которые контролирует 90 % рынка. Экосистема — то, что неразрывно связано с развитием конкуренции и это важно регулировать.

Крупные экосистемы все построенные в первую очередь на данных, обмене данных. Таким образом, организациям, владеющим данной экосистемой, проще оценить способности клиента. Например, если клиент данной банковской экосистемы хочет взять кредит, а он работает таксистом в сервисе, который предоставляет эта же экосистема, то у организации есть все данные о том, как клиент работает, сколько зарабатывает, какие у него потребительские привычки и т. п., то есть построение крупных экосистем — полное замыкание всех данных о физических или юридических лицах. Это то, что есть только у крупных игроков, чего не достичь сейчас средним и малым игрокам, что отрицательно сказывается на конкурентном ландшафте.

Сегодня движение в сторону цифровой экономики наблюдается с двух сторон: с одной стороны, технологии позволяют оцифровывать все сервисы и продукты; с другой стороны, регуляторы по всему миру активно следят за тенденциями и развивают удаленную идентификацию, биометрию, цифроой профиль, систему быстрых платежей (СБП — в РФ является уникумом, например, в Китае 80 % платежей оттянули на себя мессенджеры, цифровые экосистемы). В настоящее время большое количество нормативно-правовых актов и законов, которые призваны бороться с наличными, все сложнее сделать сделки на более крупные суммы.

Рассмотрим основные тренды финтех (финтех — индустрия, в которой работают компании/старт-апы, развивающие сервисы рядом с финансами, которые закрывают потребности клиентов около финансов).

Как один из трендов — постепенное исчезновение необходимости физической идентификации. В мире уже существует понятие лицензии на цифровой банкинг. Сегодня, держа в руке телефон многие люди доверяют технологиям, биометрии или своего пальца, или лица, то есть все самое сокровенное: телефон и идентификация в нем — они знают о человеке больше, чем его близкие. Государство уже готово к тому, что по биометрическим данным можно удаленно открывать вклады, счета, и тем самым проходить идентификацию. Что ведет к вопросу, что означает понятие отделения для банка — элемент продаж, сервиса или это часть остаточной идентификации, когда человеку все-таки необходимо сдать биометрию, чтобы впоследствии идентифицироваться.

Рассвет электронной коммерции, который ускорил Covid-19. Крупнейший среди самых больших финтехов — AliPay, компания, которая изначально начинала заниматься электронной коммерцией, на основе огромной клиентской базы построила финтех сервис и стала самым большим финтехом. Подобные компании имеют хорошую лояльность своих клиентов, они глубоко интегрированы в их жизнь, в том числе и сам клиент достаточное количество времени проводит в этих сервисах, не только для совершения покупок, но и для контента. Такая глубокая интеграция в жизнь пользователя, управления его вниманием, захват этого внимания, управление интерфейсом — все это позволяет компаниям запускать новые сервисы, имея подобное клиентское внимание.

Следующий тренд, который вытекает из предыдущего — борьба за внимание пользователя. У крупных BigTech компаний огромная лояльная аудитория, огромный захват пользовательского внимания. Противостоять данным конкурентам очень сложно, пример угрозы — потеря интерфейса с пользователем. Пластиковая карта не нужна — можно расплачиваться через телефон.

Чем же банкинг может отвечать сегодня? Интерфейсом, стремительным развитием мобильного банкинга, куда включено множество нефинансовых продуктов; оцифровкой банка (не только выход в онлайн, но и работать как IT-компания, изменяясь со временем) и построением экосистемы.

Последние несколько лет в России крупнейшие участники финансового рынка занимаются выстраиванием экосистем, куда входит то, что является частью нашей повседневной жизни — питание, покупки, технологии, образование, дом, здоровье, работа, медиа и развлечения, коммуникации, финансы, путешествия, автомобили, карты и т. п.

В России с приходом цифровой экономики и с ее внедрением в повседневную жизнь организаций и клиентов сформировалось несколько моделей банковских экосистем, рассмотрим их на примере конкретных банков. МТС Банк — технологическая компания развивает дочерний банк. Тинькофф Банк — развитие экосистемы через партнерство, помимо банка есть и другие участники экосистемы. Сбербанк, в отличии от других банков, имеет полностью собственную экосистему.

Сейчас каждый бизнесмен хочет построить экосистему для конкурентного преимущества. Любая компания должна быстро расти, т. е. быстро набирать клиентскую базу, монетизировать ее и уметь управлять ей, чтобы пользователи не ушли к конкурентам. Владельцы экосистем, в свою очередь, судя по нарастающим тенденциям увеличения сервиса ради получения клиентского внимания, планируют стать монополистами. Вышесказанное непременно ведет к деградации сервиса и деградации продукта. С другой стороны, для хорошей экосистемы, которая держит высоко свою марку, постоянно радуя новыми сервисами — очень трудно удерживать такую планку. Проблема одного из сервисов оставляет отпечаток в воспоминаниях пользователя о всей экосистеме в целом.

Таким образом, создание банками экосистем является символом выживания для банков в условиях нарастающей конкуренции. Данная тенденция несет в себе как положительные черты, среди которых: удобный интерфейс для пользователя; рост доступности финансовых услуг; быстрый клиентский сервис с персональными предложениями; рост конкуренции между банками и IT-компаниями, ведущий к снижению цен для потребителя; возможность для банка ускорить привлечение клиентов и рост доходов от кросс-продаж; удешевление и ускорение банковских процессов за счет использования искусственного интеллекта; так и отрицательные — наращивание рисков кибер-угроз и безопасности данных; зависимость банков от бизнеса сторонних организаций, вплоть до репутационного риска; риск концентрации иммобилизованных активов.

Литература:

  1. Андрюшин С. А., Григорьев Р. А. (2021). Экосистемные банки: формы, риски и методы регулирования // Terra Economicus. 2021. Том 19(4). — С. 51–65.
  2. Каленов О. Е. Цифровые экосистемы организаций // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. — 2022. — Том 19. — № 1 (121). — С. 139–147.
  3. Мирошниченко М. А., Трелевская К. И., Мамыкина Е. В. Исследование процессов «Цифровизации» банковского сектора в рамках экосистемы цифровой экономики России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета 2019 № 133 С. 434–447.
  4. Радковская Н. П., Фомичева О. Е. Финансовая экосистема — основной тренд цифровой трансформации модели банковского бизнеса // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С. 186–189.
  5. Смирнов В. Д. Банковские экосистемы: специфика развития. Управленческие науки = Management Sciences in Russia. 2021;11(3). — С. 47–60.
Основные термины (генерируются автоматически): банк, экосистема, сервис, клиент, компания, Россия, услуга, цифровая экономика, банковская система, финансовый рынок.


Похожие статьи

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых технологий

Новым мировым трендом стал интернет вещей. Этот тренд положил начало развитию экосистем цифровой экономики. Текущие тенденции развития экономики призывают банки к ускорению перехода от классических бизнес-моделей к формированию глобальных экосистем, ...

Перспективы повышения эффективности технологий искусственного интеллекта при работе с банковскими картами

Искусственный интеллект стал важнейшей технологией в сфере банковского и финансового обслуживания. Эта инновационная технология даёт возможность кредитным организациям и компаниям улучшить эффективность операций, снизить риски и предложить более перс...

Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий

В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...

Продвижение малого бизнеса в условиях цифровизации

Цифровизация основных бизнес-процессов стала мощным инструментом повышения эффективности для крупных и средних компаний. Значительно улучшилось качество учета и контроля, созданы эффективные инструменты взаимодействия с клиентами. Важно, что цифровиз...

Использование российскими и зарубежными банками методов интеллектуального анализа данных при определении кредитоспособности заемщика

На современном этапе развития экономики важнейшей составляющей является банковский сектор, без которого невозможно представить современную жизнь. Банковские услуги и продукты, предоставляемые коммерческими банками, плотно вошли в повседневную жизнь и...

Реализация инновационных проектов нефтегазового комплекса в условиях цифровой трансформации

В статье проведено исследование особенностей реализации инновационных проектов нефтегазового комплекса в условиях цифровой трансформации. Автором рассматривается деятельность АО «Самаранефтегаз» как пример успешной реализации инновационных проектов в...

О роли банка в цифровой экономике

В рамках настоящей статьи проведен анализ роли банка в цифровой экономике. Доказано, что современная цифровая экономика смогла трансформировать практически все сферы жизни общества. При этом банковские структуры, как никто другой, ощутили на себе цел...

Слияния и поглощения: особенности применения цифровых технологий

Данная статья посвящена вопросам цифровизации сделок по слиянию и поглощению. Автор отмечает необходимость адаптации корпоративных организаций к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включ...

CBIS в контексте ее использования и удовлетворенности клиентов

Информационные системы — это изучение технологий, организаций и людей. Корпоративная компьютерная информационная система (CBIS) — это тип технологии, где люди могут покупать и продавать свои товары онлайн, поэтому она является частью онлайн-бизнес-пр...

Расшифровка электронной коммерции: раскрытие ее значения в эпоху цифровых технологий

Цифровая экономика XXI века, основанная на технологиях, данных и связях, трансформирует отрасли во всем мире. В этой главе исследуются его определение, ключевые компоненты и влияние на отрасли, уделяя особое внимание электронной коммерции как жизненн...

Похожие статьи

Развитие экосистем банков на основе современных цифровых технологий

Новым мировым трендом стал интернет вещей. Этот тренд положил начало развитию экосистем цифровой экономики. Текущие тенденции развития экономики призывают банки к ускорению перехода от классических бизнес-моделей к формированию глобальных экосистем, ...

Перспективы повышения эффективности технологий искусственного интеллекта при работе с банковскими картами

Искусственный интеллект стал важнейшей технологией в сфере банковского и финансового обслуживания. Эта инновационная технология даёт возможность кредитным организациям и компаниям улучшить эффективность операций, снизить риски и предложить более перс...

Перспективные направления повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием современных финансовых технологий

В статье рассматриваются основные перспективы повышения конкурентоспособности коммерческого банка с использованием финансовых технологий. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией банковской деятельности и развитием финтех-сектора...

Продвижение малого бизнеса в условиях цифровизации

Цифровизация основных бизнес-процессов стала мощным инструментом повышения эффективности для крупных и средних компаний. Значительно улучшилось качество учета и контроля, созданы эффективные инструменты взаимодействия с клиентами. Важно, что цифровиз...

Использование российскими и зарубежными банками методов интеллектуального анализа данных при определении кредитоспособности заемщика

На современном этапе развития экономики важнейшей составляющей является банковский сектор, без которого невозможно представить современную жизнь. Банковские услуги и продукты, предоставляемые коммерческими банками, плотно вошли в повседневную жизнь и...

Реализация инновационных проектов нефтегазового комплекса в условиях цифровой трансформации

В статье проведено исследование особенностей реализации инновационных проектов нефтегазового комплекса в условиях цифровой трансформации. Автором рассматривается деятельность АО «Самаранефтегаз» как пример успешной реализации инновационных проектов в...

О роли банка в цифровой экономике

В рамках настоящей статьи проведен анализ роли банка в цифровой экономике. Доказано, что современная цифровая экономика смогла трансформировать практически все сферы жизни общества. При этом банковские структуры, как никто другой, ощутили на себе цел...

Слияния и поглощения: особенности применения цифровых технологий

Данная статья посвящена вопросам цифровизации сделок по слиянию и поглощению. Автор отмечает необходимость адаптации корпоративных организаций к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включ...

CBIS в контексте ее использования и удовлетворенности клиентов

Информационные системы — это изучение технологий, организаций и людей. Корпоративная компьютерная информационная система (CBIS) — это тип технологии, где люди могут покупать и продавать свои товары онлайн, поэтому она является частью онлайн-бизнес-пр...

Расшифровка электронной коммерции: раскрытие ее значения в эпоху цифровых технологий

Цифровая экономика XXI века, основанная на технологиях, данных и связях, трансформирует отрасли во всем мире. В этой главе исследуются его определение, ключевые компоненты и влияние на отрасли, уделяя особое внимание электронной коммерции как жизненн...

Задать вопрос