По определению Международной организации по миграции [1], мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от юридического статуса лица, добровольного или недобровольного характера перемещения, причин перемещения и продолжительности пребывания.
Согласно данным Международной организации по миграции в 2022 году число международных мигрантов достигло отметки в 272 миллиона, что на 14 миллионов превышает данные за 2021 год (женщины составляют 48 % от общего числа мигрантов, около 38 миллиона — дети, 4,4 миллиона — международные студенты и 164 миллиона — трудовые мигранты).
Актуальность исследования обусловлена постоянно меняющейся ситуацией на международной арене в настоящее время, которая отражается на внутриполитической обстановке РФ, и как вследствие, требует постоянного мониторинга миграционного движения, анализа его тенденций и динамики, выработки на этой основе государственной миграционной политики, её составление, корректирование и применение. Также основными аргументами в пользу изучения миграционной политики являются масштабы рассматриваемого явления, так как миграция влияет на экономическое, социальное, демографическое и культурное развитие государства и его отдельных регионов.
В настоящее время в РФ происходят значительные изменения во внутренней и внешней политике, которые затрагивают большинство сфер общественных отношений граждан, что приводит к возникновению новых взаимоотношений между гражданами и государством и к необходимости их изучения.
Указом Президента РФ № 622 от 31 октября 2018 года утверждена Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы [2], согласно которой целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
В данном исследовании предлагаем рассмотреть проблемы миграционной политики в настоящее время, основные направления для их решения, что в результате приведет к совершенствованию самой миграционной политики государства.
Первой проблемой, которую мы хотим отметить, является большой приток мигрантов в страну и ее регионы. Почему же это, по нашему мнению, является проблемой? С одной стороны, привлечение и прибытие в Россию мигрантов (именно иностранных граждан) является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем, поскольку источником увеличения численности населения было переселение мигрантов и привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам, что являлось необходимостью для дальнейшего поступательного развития экономики страны.
В настоящее время в некоторых регионах России существует такая проблема как сокращение численности людей трудоспособного возраста, что обусловлено низкой рождаемостью, и в таком случае миграция трудовых ресурсов позволяет решить вопрос с дефицитом рабочей силы в отдельных отраслях производства [3].
Вместе с тем, увеличение трудовых ресурсов за счет мигрантов не должно осложнять ситуацию на рынке труда по отношению к постоянно проживающим гражданам. Также негативным последствием мобильности рабочей силы является сокращение уровня средней заработной платы в регионе. Это связано как с низкой производительностью труда, так и с отсутствием у работодателей необходимости ее повышения. Ведь, как правило, мигранты согласны выполнять работу за более низкую заработную плату, следовательно, нет необходимости повышать ее и местным работникам. В этой связи велик риск роста безработицы среди местного населения.
То есть здесь наряду с въездом работников низкой квалификации регионы могут лишиться собственных высококвалифицированных кадров за счет их миграции. Чтобы этого не допустить, необходимо совершенствовать не только социальную и экономическую политику внутри государства, но и миграционную политику, так как от нее в немалой степени зависит уровень заработной платы по отраслям, количество рабочих мест, а следовательно, и качество жизни. Полагаем, что необходимо создавать комфортную среду для той категории мигрантов, которая может принести пользу не в качестве дешевой рабочей силы, а в качестве инвестиций, своего рода интеллектуального ресурса для дальнейшего развития страны. Необходимо улучшать условия труда для высококвалифицированных работников своей страны, дабы у них не возникало намерения трудиться на благо иных государств.
Считаем, что решение вопросов с трудоустройством для приехавшим мигрантов должно осуществляться на конкурсной основе с учетом знания языка, норм и правил проживания, основ права и трудовой квалификации. При этом основной аспект должен быть смещен на процесс подготовки будущих мигрантов в стране их проживания.
Также, например, согласно данным представленным Законодательным Собрание Челябинской области [4] на территорию Челябинской области с начала 2022 года прибыло более 1000 вынужденных переселенцев. Им оказывается социальная поддержка (получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи, проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания, пользование коммунальными услугами и др.), многие встают в очередь на получения жилья. Полагаем, что большой приток населения в определенный субъект РФ приводит к тому, что из бюджета субъекта выделяются денежные средства, необходимые для оказания социальной, жилищной помощи, помощи в адаптации. Избыточное количество прибывших лиц в один регион не позволит государству в полной мере осуществить функции по социальной защите как граждан страны, так и беженцев и переселенцев и создаст предпосылки к возникновению социальной напряженности. Миграция непосредственно влияет на социально-экономическое положение регионов и является доминирующим фактором при формировании рынка труда и жилья.
Еще одной проблемой при миграции, по нашему мнению, является проявление национализма, экстремизма, терроризма, возникновение социальных конфликтов на почве национальных и религиозных различий мигрантов и коренного населения России. Всё это негативно воздействует на межнациональные этнические отношения и формирует основу для появления этнической преступности, созданию однородных преступных группировок по национальному признаку, что обостряет социальную, демографическую и криминогенную обстановки на территории России в целом.
Полагаем, что для противодействия организованной преступности необходимо дальнейшее совершенствование деятельности всех правоохранительных органов России. Необходимо рассмотреть меры по ограничению въезда в РФ иностранным гражданам и мигрантам, совершившим преступления на территории РФ, а также по развитию потенциала международных связей между правоохранительными службами различных стран мира.
С учетом изложенного, приходим к выводу, что приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Во всей совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и следствиям этого процесса. Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста.
Таким образом, можем полагать, что вопросы, разрешаемые в сфере миграционной политики, достаточно актуальны, важны и сложны, так как их содержание и круг лиц, на которых они непосредственно распространяются, будут постоянно изменяться в соответствии с развитием общества и правового государства.
Литература:
- Организация объединенных наций // https://www.un.org/ru/global-issues/migration
- Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.
- Актуальные проблемы законодательного регулирования миграционных процессов на территории государств-участников СНГ: материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел РФ, 2021. — 154 с.
- Законодательное собрание Челябинской области // — URL: https://zs74.ru