В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность положительной настроенности на взаимодействие воспитателя с воспитанниками и расширение круга интересов детей как условие развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, память, внимание, дошкольное учреждение, условие, дидактические игры.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. «Период, на который запоминаются люди, события, в старшем дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то дошкольное детство оставляет много ярких воспоминаний» 3. Особенно это относится к старшему дошкольному возрасту.
Как указывает А. Ф. Тихомирова, одним из самых ранних проявлений памяти является узнавание [4, с. 36]. Двигательная память выступает основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной.
В дошкольном возрасте память существенно развивается от наглядно-образной к словесно-логической, от непроизвольной к произвольной. «Один из важных путей генезиса памяти дошкольника — развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развивает знаково-символическую функцию сознания. Существенно совершенствуется запоминание, дети начинают овладевать приемами запоминания» 3.
Совершенствование памяти в старшем дошкольном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе игровой деятельности различных способов и стратегий запоминания. Однако, без специальной работы, направленной на формирование данных способов, они складываются у детей стихийно, поэтому необходимы специальные практические занятия по совершенствованию памяти дошкольников. Для детей 5–6 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».
Психический процесс, внимание не имеет собственного содержания, проявляясь в других психических процессах, однако в нем прослеживается взаимосвязь образа и деятельности. Процесс изменения внимания представляет собой, прежде всего, изменение произвольности и четкости содержания познавательной деятельности.
Внимание являет собой только свойство того или иного психического процесса (память, мышление), следовательно, являются связующим психических процессов. Г. А. Урунтаева полагает, «для того, чтобы был осуществлен качественный переход от развития непроизвольного внимания к произвольному, а также развития внимания в целом, необходимо качественное изменение условий жизни ребенка, а также освоение новых видов деятельности в игровой, физической, умственной» 5.
Таким образом, стоит отметить, что проблеме развития внимания придается большое значение. Изучение данной проблемы актуально и в наше время. По данной проблеме проводятся теоретические и экспериментальные исследования. Ученые отстаивают свои взгляды о развитии внимания, которые являются достаточно обоснованными, а их исследования подтверждены на практике.
Важным условием развития памяти и внимания старших дошкольников является положительная настроенность на взаимодействие воспитателя с воспитанниками и расширение круга интересов детей. Слишком простые или слишком сложные объекты могут обусловить быстрое угасание памяти и внимания дошкольника. Поэтому наиболее оптимальным является уровень сложности, который потребует усилий, которые дадут конкретный и понятный ребенку эффект. Чтобы не произошло угасание памяти и внимания дошкольника нужно принять во внимание, что: построение образовательного процесса должно происходить по личностно ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми; необходимо предоставлять детям свободу выбора деятельности и способов действий, гарантированного права на ошибку при самостоятельном поиске решения; предоставлять возможность дошкольникам использовать полученные ими знания и суждения во время практической деятельности; демонстрировать уважение к идеям и мыслям дошкольников, избегать негативной оценки их интеллектуальной деятельности, обеспечивать справедливую эмоциональную поддержку их действий и поступков; мотивировать их активность путем создания ситуации успеха, повышением оценки ребенка в собственных глазах и глазах сверстников и взрослых, привитие «вкуса» к успеху; привлекать детей к коллективному, групповому и индивидуальному поиску нестандартных подходов к решению задач, оригинальных приемов и способов действий через игровую деятельность.
Е. А. Бортникова выдвигает целый ряд условий, имеющих непосредственное влияние на развитие памяти и внимания дошкольников, поддерживая благоприятную атмосферу в детском сообществе за счет [1]:
— использования активных методов обучения (в частности дидактические игры различной направленности), проблемных вопросов, ситуаций и заданий в этом контексте;
— ведение обучения на высоком, но посильном уровне, этому способствует наличие разнообразного набора дидактических игр и обучающих игрушек; также это позволит оптимизировать приемы учебной работы;
— использование эмоционально окрашенного, живого слова педагога. Для развития памяти и внимания чрезвычайно важно стимулировать эмоции, интеллектуальные чувства. Их мощным источником является эмоциональность учебного содержания. А. Н. Давидчук главными условиями для развития памяти и внимания дошкольников называет [2]:
1) Создание ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышлений, ситуации умственного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
2) Организация учебного процесса с опорой на индивидуальный уровень развития памяти и внимания каждого ребенка.
3) создание эмоциональной атмосферы обучения, позитивного эмоционального тонуса учебного процесса.
Благоприятная эмоциональная атмосфера познавательной деятельности детей — важнейшее условие формирования и развития памяти и внимания в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс задач обучения — образовательной, развивающей и воспитательной, которые имеют непосредственное и опосредованное влияние на развитие памяти и внимания.
У старших дошкольников развивается потребность в самоутверждении, стремлении добиться положительного отношения к ним в обществе. Это предопределяет возникновение у ребенка углубленного интереса к тому объекту или средству. И если таким фактором были дидактические игры, то память и внимание успешно развиваются. Соответственно эффективным будет то обучение, которое не сводится к изложению готовых истин, а активизирует развитие памяти и внимания детей, ставит детей перед необходимостью искать ответ на поставленный вопрос. Именно дидактические игры всегда оживляют обучение и активизируют детей как на занятиях, так и после них. Особенно это касается дошкольников, где игра ведущий вид их деятельности. Поэтому добиться желаемого результата можно через обучающую игру.
Литература:
- Бортникова, Е. А. Развиваем память, внимание, воображение [Текст] / Е. А. Бортникова. — М.: Литер, 2016. — 58 с.
- Давидчук, А. Н. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3–7 лет [Текст]: метод. пособие / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова. — М.: Сфера, 2017. — 176 с.
- Мельниченко, О. А. Развиваем внимание и память: для детей 5–6 лет [Текст] / О. А. Мельниченко. — М.: Эксмо-Пресс, 2015. — 33 с.
- Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие внимания детей // Вопросы психологии. 1995. № 7.- С.101–110.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Занимательные дидактические задания для детей младшего школьного возраста. М., 2002.- 291 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.