Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 29.12.2022

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Шамсутдинов, Р. С. Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе / Р. С. Шамсутдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98426/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессииучащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, тревожность, старший подростковый возраст.

В современном мире выбор профессий огромен, но для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо тщательно разобраться в себе, соотнести множество различных факторов: свои способности, увлечения, состояние здоровья, имеющиеся навыки др. Именно в подростковом возрасте ведущей деятельностью является выбор профессии.

Выбор профессии велик и представляет собой «сложный мир», в котором нужно найти именно тот, который будет соответствовать собственным требованиям и возможностям, важно выбрать профессию по душе. В подростковом возрасте выбор профессии является переломным моментом, ведь именно он во многом определяет судьбу человека.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Под профессиональным самоопределением подростков необходимо подразумевать сложный личностный процесс, в результате которого у обучающегося появляется возможность активного определения жизненной позиции. На данном этапе обучающиеся должны осознанно сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, при этом необходимо учесть свои способности и интересы [2].

В центре внимания профессионального самоопределения находится осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и умений, требований и условий профессиональной деятельности.

Проблема осознанного выбора профессии не исчерпывается только ознакомлением с миром профессий, как бы хорошо оно ни было поставлено. Подростку необходимо разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях — все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.

Необходимыми условиями для успешного профессионального самоопределения являются: способность и желание узнавать себя, меняться; проявлять самостоятельность в работе; признание возможностей и способность удовлетворять свои потребности [1].

Ситуация профессионального самоопределения оказывается достаточно сложной. Дело усугубляется тем, что имеются следующие трудности профессионального самоопределения:

  1. Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации.
  2. Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности.
  3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка.
  4. Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами.
  5. Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии.
  6. Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей.
  7. Наличие стереотипов.
  8. Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации.
  9. Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
  10. Различные проблемы поведения информирования подростков.
  11. Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с педагогом-психологом.
  12. Позиция родителей, сверстников, учителей.

Впервые с такими трудностями сталкиваются обучающиеся старшего подросткового возраста, которым предстоит выбрать будущую сферу деятельности [3].

Профессиональное самоопределение и выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи любого вида.

На подростка давят различные причины и факторы, все это приводит к тому, что одним из доминирующих эмоциональных состояний является тревога. Если же подросток находится в постоянном напряжении, все это перерастает в качество личности, а именно в тревожность [2].

Тревожность представляет собой склонность к переживаниям, человек постоянно напряжен, чувствует угрозу, ощущает беспокойство.

Взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения очевидна, так как тревожность сказывается на интеллектуальном развитии школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое [4].

Тревожные люди — рабы давно принятых, часто устаревших, но часто проверенных вариантов. Они не стремятся к открытию чего-то нового, предпочитают то, что уже исследовано и знакомо.

Старшеклассники с высокой степенью тревожности стараются идти по проторенной дороге в жизни и в своей профессии, где вероятность неудачи, ошибки, критики очень мала.

Оптимальный уровень тревожности способствует правильному выбору профессии. Решение проблемы тревожности является одной из острых и неотложных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Исследование, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности помогут избежать трудностей, возникающих при ее влиянии на жизнь человека, особенно при осуществлении правильного профессионального выбора [5].

В целях профилактики развития тревожной личности следует помочь детям найти эффективные способы взаимодействия, чтобы справиться с ажитацией, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Если же наблюдается высокая тревожность у подростка, для него необходимо организовать психокоррекционную программу, которая поможет справиться старшекласснику с внутренней тревогой.

Литература:

  1. Амманскин, М. А. Воспитательная работа с подростками / М. А. Амманскин. –Москва: Наука, 2017. –85 с.;
  2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О. А. Рудей. –Воронеж: МОДЭК, 2008. –256 с.;
  3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -М.: Академия, 2010. -312 с.;
  4. Полякова, И. В. Психологические механизмы социализации подростка: тревожность и общительность / И. В. Полякова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2017. — Т. 17. — № S2. — С. 193–194;
  5. Чупракова, Н. Н. Тревожность у детей и подростков: пути решения проблемы / Н. Н. Чупракова // Sciences of Europe. — 2020. — № 60–4(60). — С. 51–55.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, будущая сфера деятельности, взаимосвязь уровня тревожности, осознанный выбор профессии, подростковый возраст, подросток, способность, старший подростковый возраст, тревожность.


Похожие статьи

Связь самооценки учащихся младших классов c социально-психологическими отношениями в группе

В статье рассматривается гипотеза связи самооценки учащихся младших классов с социометрическими показателями внутри учебного коллектива. Приводятся результаты исследования, которое было проведено среди учащихся школы. Делается вывод о качестве связи ...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Похожие статьи

Связь самооценки учащихся младших классов c социально-психологическими отношениями в группе

В статье рассматривается гипотеза связи самооценки учащихся младших классов с социометрическими показателями внутри учебного коллектива. Приводятся результаты исследования, которое было проведено среди учащихся школы. Делается вывод о качестве связи ...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Задать вопрос