Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессииучащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, тревожность, старший подростковый возраст.
В современном мире выбор профессий огромен, но для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо тщательно разобраться в себе, соотнести множество различных факторов: свои способности, увлечения, состояние здоровья, имеющиеся навыки др. Именно в подростковом возрасте ведущей деятельностью является выбор профессии.
Выбор профессии велик и представляет собой «сложный мир», в котором нужно найти именно тот, который будет соответствовать собственным требованиям и возможностям, важно выбрать профессию по душе. В подростковом возрасте выбор профессии является переломным моментом, ведь именно он во многом определяет судьбу человека.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Под профессиональным самоопределением подростков необходимо подразумевать сложный личностный процесс, в результате которого у обучающегося появляется возможность активного определения жизненной позиции. На данном этапе обучающиеся должны осознанно сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности, при этом необходимо учесть свои способности и интересы [2].
В центре внимания профессионального самоопределения находится осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и умений, требований и условий профессиональной деятельности.
Проблема осознанного выбора профессии не исчерпывается только ознакомлением с миром профессий, как бы хорошо оно ни было поставлено. Подростку необходимо разобраться в своих интересах и склонностях, быть уверенным в своих способностях — все это часто ставит молодых людей в тупик, самостоятельно решить эти вопросы может далеко не каждый.
Необходимыми условиями для успешного профессионального самоопределения являются: способность и желание узнавать себя, меняться; проявлять самостоятельность в работе; признание возможностей и способность удовлетворять свои потребности [1].
Ситуация профессионального самоопределения оказывается достаточно сложной. Дело усугубляется тем, что имеются следующие трудности профессионального самоопределения:
- Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации.
- Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности.
- Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка.
- Неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами.
- Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии.
- Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей.
- Наличие стереотипов.
- Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации.
- Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.
- Различные проблемы поведения информирования подростков.
- Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с педагогом-психологом.
- Позиция родителей, сверстников, учителей.
Впервые с такими трудностями сталкиваются обучающиеся старшего подросткового возраста, которым предстоит выбрать будущую сферу деятельности [3].
Профессиональное самоопределение и выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи любого вида.
На подростка давят различные причины и факторы, все это приводит к тому, что одним из доминирующих эмоциональных состояний является тревога. Если же подросток находится в постоянном напряжении, все это перерастает в качество личности, а именно в тревожность [2].
Тревожность представляет собой склонность к переживаниям, человек постоянно напряжен, чувствует угрозу, ощущает беспокойство.
Взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения очевидна, так как тревожность сказывается на интеллектуальном развитии школьника, не развиваются творческие способности, оригинальность мышления, любознательность. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое [4].
Тревожные люди — рабы давно принятых, часто устаревших, но часто проверенных вариантов. Они не стремятся к открытию чего-то нового, предпочитают то, что уже исследовано и знакомо.
Старшеклассники с высокой степенью тревожности стараются идти по проторенной дороге в жизни и в своей профессии, где вероятность неудачи, ошибки, критики очень мала.
Оптимальный уровень тревожности способствует правильному выбору профессии. Решение проблемы тревожности является одной из острых и неотложных задач психологов, работающих в образовательных учреждениях.
Исследование, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности помогут избежать трудностей, возникающих при ее влиянии на жизнь человека, особенно при осуществлении правильного профессионального выбора [5].
В целях профилактики развития тревожной личности следует помочь детям найти эффективные способы взаимодействия, чтобы справиться с ажитацией, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Если же наблюдается высокая тревожность у подростка, для него необходимо организовать психокоррекционную программу, которая поможет справиться старшекласснику с внутренней тревогой.
Литература:
- Амманскин, М. А. Воспитательная работа с подростками / М. А. Амманскин. –Москва: Наука, 2017. –85 с.;
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб.пособие. / Э.Ф Зеер, О. А. Рудей. –Воронеж: МОДЭК, 2008. –256 с.;
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -М.: Академия, 2010. -312 с.;
- Полякова, И. В. Психологические механизмы социализации подростка: тревожность и общительность / И. В. Полякова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2017. — Т. 17. — № S2. — С. 193–194;
- Чупракова, Н. Н. Тревожность у детей и подростков: пути решения проблемы / Н. Н. Чупракова // Sciences of Europe. — 2020. — № 60–4(60). — С. 51–55.