В соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образований «От рождения до школы», большое внимание воспитателей и сотрудников дошкольных учреждений направленно на развитии личности и способностей ребенка. В частности, детей приобщают к музыкальному искусству, развивают предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства. Уделяется внимание формированию основы музыкальной культуры и знакомят с элементарными музыкальными понятиями и жанрами. Воспитывают эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Также уделяют внимание развитию музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре имеет образовательную ценность потому, что дети раннего возраста ограничены в представлении об эмоциональной сфере человека. Музыка, в свою очередь, расширяет эти представления благодаря тому, что передаёт всю гамму чувств и оттенков. При прослушивании классических и народных музыкальных произведений ребёнок осваивает культурный опыт поколений, и именно восприятие подобных произведений приводит к осознанию важных для ребёнка мыслей и чувств [3].
Музыкальное развитие касается в первую очередь развитие музыкальных способностей. В работах Б. М. Теплова, Г. П. Прокофьева, В.И Петрушина, Д. К. Кирнарской, И. Е. Домогацкой и др. отражены методологические позиции в области психологии музыкальных способностей [2].
Развитие музыкальных способностей помогает в решении задач как духовного, так и нравственного воспитания, так как музыка в целом является символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств и переживаний. Музыка играет огромную роль в развитии ребёнка, благодаря своим особенностям как вида искусства. Благодаря музыке дошкольник учится слышать взаимосвязи тона в звуке, рисунка в ритме и звуковые структуры.
Задача развития музыкальных способностей — одна из важных для педагогов дошкольных учреждений, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок чувствителен к развитию основных психических процессов и способностей.
Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности — одно из сложных, но интересных разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.
В психологии существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества и музыкальных способностей. Б. М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке [5].
Работы известных ученых и педагогов, таких как А. И. Буренина, Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова и О. П. Радынова показывают необходимость и возможность развития у детей музыкальных способностей. По мнению К. В. Тарасовой данную задачу важно начинать решать с раннего дошкольного возраста на протяжении всего периода посещения дошкольного учреждения, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка наиболее сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность [4].
Важность выявления музыкальных способностей определена тем, что развитие музыкальных способностей оказывает ничем не заменимое влияние на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются, как указывал В. А. Сухомлинский «творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей».
В современной практике нет однозначной позиции к развитию музыкальных способностей.
Формирование и развитие музыкальных способностей с помощью музыкальных инструментов было предложено Н. А. Ветлугиной, К. Линкявичус, В. В. Ищук; с помощью художественных средств А. Д. Алексеев, Т. В. Ашихмина, В. В. Медушевский; с помощью технических средств обучения Т. А. Замятина, Л. В. Стрепетова и другие [1].
На сегодняшний день, современные практики, предлагают множество средств для музыкального развития, однако в настоящее время нет комплексного подхода к развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время необходимо больше уделять внимание развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста как в условиях дошкольной учреждения, так и в условиях семьи. Важно включать родителей ребенка в совместную музыкальную деятельность и проводить просветительские мероприятия соответствующей тематики.
Литература:
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду: Методическое пособие для воспитателя/ Н. А. Ветлугина. М.: Просвещение, 2011. 240 с.
- Домогацкая, И. Е. Развитие музыкальных способностей детей 3–5 лет/ И. Е. Домогацкая. М.: Классика-XXI, 2004. С. 45–63.
- Радынова, О. П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания/ О. П. Радынова// Дошкольное воспитание. 2010. № 2. С. 24–30.
- Тарасова, К. В. Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве/ К. В. Тарасова// Музыкальный руководитель. 2010. № 1. С. 10–13.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей: монография/ Б. М. Теплов. М., 2007. 335 с.