В данной статье представлены особенности системы власти и подчинения в социуме. Рассмотрены виды власти и ее проявления. Даны рекомендации, механизмы защиты от нежелательного воздействия власти в свой адрес.
Ключевые слова: власть, субъект, реципиент, межличностное взаимодействие, влияние, воздействие, механизмы воздействия, социум.
Над изучением проблемы власти и влияния трудились многие исследователи, философы, ученые. К таковым можно отнести Т.Гоббса, Н.Макиавелли, М.Вебера, Ф.Ницше и Б.Рассела и ряд других известных личностей.
Под термином «власть» понимается наличие силы, имеющейся в распоряжении агента влияния для того, чтобы мотивировать определенное изменение «мишени». Стоит отметить, агентом влияния называется человек, который является, непосредственно, источником социального влияния. А человека, на которого эта власть осуществляется, называют реципиентом или «мишенью». Власть подразумевает у человека наличие ряда определенных возможностей, к которым можно отнести наказания/вознаграждение, информирование и т. д. Появляются у человека они вследствие его социальной позиции в обществе или того, что этот человек нравится другим или является объектом восхищения.
Реципиенты (объекты, на которых направлена власть) не имеют никаких альтернатив, за исключением подчинения, при оказании на него власти. Именно в этом и есть отличие власти от влияния. При влиянии, под которым подразумевается передача информации для того, чтобы изменить мнение или поведение какого-либо индивида или же группы лиц, реципиенты имеют в своем арсенале альтернативы для ответной реакции.
В психологии выделяют несколько типов влияния:
– психологическое. Подразумевает воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки с помощью ряда психологических средств, к которым относятся вербальные (речь), паралингвистические (громкость речь, интонация и т. д.) и невербальные (мимика, жесты).
– направленное/ненаправленное. В направленном субъект ставит перед собой конкретную цель добиться от объекта определенного результата, чаще всего при помощи убеждения и внушения. В ненаправленном этот процесс происходит стихийно.
– прямое/опосредованное. Опосредованное осуществляется скрыто, не разглашается. Прямое — открытое предъявлению объекту своих требований.
– преднамеренное/непреднамеренное. В первом случае присутствует цель, во втором — причины.
Обратимся в работе В.Погольша. В данной работе представлена классификация типов влияния, которая включает в себя семь типов, из которых первые четыре — основные, а остальные — компенсаторные. Компенсаторные являются маловлиятельными.
Итак, перечислим типы влияния и рассмотрим их подробнее:
- социальный интеллект. Данный тип объединяет людей с адекватной самооценкой, которые хорошо взаимодействуют с другими людьми при помощи общения, характеризуются высокой степенью адаптации к любой ситуации, а также умеют принимать решения, которые имеют высокий социальный интеллект. Во взаимодействии между людьми предпочтение отдается партнерскому стилю общения.
- личный магнетизм. В данном типе ярче выражены как социальный интеллект, так и навыки общения, адаптации и т. д. При этом свойственно стремление к самосовершенствованию. Согласно данным статистики, личным магнетизмом обладает каждый десятый человек в социуме.
- фрустрационное воздействие. Люди, относящиеся к данному типу, характеризуются самоуверенностью, импульсивностью, легким вступлением в контакт. Но при этом отсутствует высокий уровень стабильности, рефлексивности, а также удовлетворённостью общением и взаимодействием с другими людьми.
- партнерство и доверие на основе эмпатии. Такие люди отличаются скромностью, внимательностью и пониманием. Очень хорошо развита эмпатия, рефлексия. Такой тип популярен у представителей профессии «человек-человек».
- манипулятивная адаптивность. Хорошо развиты манипуляторские способности, адаптивность, а также навыки общения. При этом люди данного типа не импульсивны, не склонны к риску, низкая ответственность и уверенность. У посторонних людей вызывает недоверие, затем оно подкрепляется их собственным недоверием.
- ответственность и компетентность. Основными чертами являются стремление к стабильности, ответственности и работоспособности. Также отмечаются отсутствие риска, застенчивость и осторожность.
- «воинствующая добродетель». Такие люди очень требовательны, с высокими моральными установками, стремятся соблюдать все правила.
Стоит выделить и охарактеризовать функционально-ролевое влияние. В данном случае воздействие определяется ролевыми позициями участников взаимодействия, а не личностными свойствами партнеров. Ярко выраженной формой такого воздействия является авторитет власти, если он не подкреплен настоящим личностным авторитетом носителя этой власти.
Выделяется также и индивидуально-специфическое влияние, которое осуществляется благодаря трансляции индивидом другим людям своих личностных черт в виде неусвоенных еще ими образцов личностной активности.
Воздействовать на другого человека можно при помощи определенных механизмов. Выделяют 5 видов психологического влияния. Рассмотрим их подробнее.
– внушение. Целью является изменение состояния людей, их отношения к чему-либо. Влияние осуществляется при помощи авторитета, личного магнетизма, уверенности в поведении.
– заражение. Подразумевает передачу состояния и отношения окружающим. К средствам влияния относятся артистизм в исполнении действий, индивидуализированный взгляд в глаза, прикосновения, а также телесный контакт.
– просьба. Цель — удовлетворение своих потребностей и желаний при взаимодействии с объектом. Осуществляется при помощи ярких и вежливых формулировок, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе.
– принуждение. Подразумевает требования выполнить распоряжения инициатора, которое может быть подкреплено угрозами. К средствам влияния относятся объявление жестких сроков, ограничений и запретов.
– игнорирование. К средствам влияния относится демонстративное пропускание слов партнера. И как следствие невнимание и рассеянность по отношению к партнеру.
Влиянию можно противостоять. И делать это можно при помощи следующих способов:
- Контраргументация. Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий, оспаривающий доводы инициатора воздействия (субъекта влияния).
- Психологическая самооборона. Отличается применение речевых формул и интонационных средств, благодаря которым сохраняется присутствие духа, что дает возможность выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации критики/манипуляции/принуждения.
- Конструктивная критика. Подкрепление фактами действий инициатора и обоснование их несоответствия требованиям адресата.
- Энергетическая мобилизация. Подразумевает сопротивление адресата попыткам внушить или же передать ему определенное состояние, намерение и т. д.
- Информационный диалог. Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, а также сообщениями и предложениями.
- Творчество. Создание нового, пренебрегающее влиянием образца или преодолевающее его.
- Уклонение. Избегание любых форм взаимодействия с инициатором воздействия.
- Игнорирование. Адресат умышленно не замечает, не принимает во внимание слов, действий, исходящих от инициатора.
- Конфронтация. Противопоставление адресатом своей позиции инициатору воздействия.
- Отказ. Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.
Подводя итог вышесказанному, отметим еще раз особенности власти и ее проявлений. Власть характеризуется прежде всего воздействием на определенного человека, группу, чаще всего с конкретной целью, задачей. Нередко власть подразумевает наличие авторитета, а также ряда других способностей, возможностей и привилегий, при помощи которых и оказывается воздействие. При этом подобного воздействия в свой адрес можно избежать, если соблюдать ряд рекомендаций, к которым можно отнести — конфронтацию, информационный диалог, психологическую самооборону и т. д. Процесс взаимодействия в обществе в формате власти-подчинения — явление распространённое, без которого невозможно взаимодействие и поддержание отношений определенного ряда, а также соблюдение порядка.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для студентов. — Изд. 5-е, испр. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2009. — 362 с.
- Свеницкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.