В данной статье исследуется порядок протоколирования показаний, данных несовершеннолетними в органах внутренних дел Российской Федерации, так как этот вопрос привлекает внимание не только научное сообщество, но и практических работников.
Авторами научной статьи были рассмотрены как особенности фиксации показаний несовершеннолетних в протоколе допроса, так и проблемы, которые встречаются в процессе протоколирования их показаний.
Ключевые слова: допрос, предварительное расследование, предварительное следствие, дознание, протокол, уголовные дела, несовершеннолетние, подозреваемый, свидетель, потерпевший, допрашиваемый.
This article examines the procedure for recording testimony given by minors in the internal affairs bodies of the Russian Federation, since this issue attracts the attention of not only the scientific community, but also practitioners.
The authors of the scientific article considered both the features of fixing the testimony of minors in the protocol of interrogation, and the problems that occur in the process of recording their testimony.
Keywords: interrogation, preliminary investigation, preliminary investigation, inquiry, protocol, criminal cases, minors, suspect, witness, victim, interrogated.
Для успешного расследования уголовного дела и принятия обоснованного решения необходимо соблюдение предусмотренных законом процессуальных норм. Предварительное расследование уголовных дел, участниками которых являются несовершеннолетние, имеет свои особенности, связанные как с применяемыми правовыми нормами, так и с процессом проведения следственных действий и принятия процессуальных решений.
Особо выделяют уголовные дела о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, расследование которых поручается наиболее опытным сотрудникам. Нарушениям прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых уделяется пристальное внимание контролирующими и надзирающими инстанциями. Также этому способствует деятельность адвокатов и законных представителей, которые в основном предпринимают активные действия для скорейшего освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности.
Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован статьями 191, 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Несоблюдение данных норм является существенным нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 151 УПК РФ, предварительное расследование по уголовным делам в отношении и с участием несовершеннолетних может производиться как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания.
Наиболее распространенным следственным действием, которое проводится в процессе расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, является допрос. Порядок проведения следственных действий с участием несовершеннолетних также регламентируется статьями 187–190 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться более двух часов без перерыва, а весь процесс допроса не более четырех часов в день (ст. 425 УПК РФ). Кроме следователя, дознавателя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует адвокат-защитник, который задает ему вопросы, а по окончании допроса знакомит с протоколом и может делать замечания о правильности его написания [1, с. 122].
Участие педагога и психолога в допросе обязательно. Это обеспечивается следователем, дознавателем по своей инициативе, либо по ходатайству защитника [2, с. 305].
Если несовершеннолетний подозреваемый страдает психическими расстройствами или же очень застенчив, то следователь вправе провести допрос в привычной для подростка обстановке (по месту его учебы или жительства). Основная функция психолога, участвующего в допросе несовершеннолетних, состоит в установлении психологического контакта с допрашиваемыми, создании дружественной психологической обстановки, способствующей повышению эффективности данного процессуального действия [3, с. 148].
Участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего на предварительном следствии является одной из дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей подростков [4, с. 17].
В случае нарушения одного из предусмотренных законом требований для проведения допроса с участием несовершеннолетнего, данные показания и доказательства могут считаться недопустимыми [5, с. 23].
Фиксация доказательств в ходе проведения допроса является его обязательным элементом. Особая процедура расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних предъявляет дополнительные требования к порядку его составления, которые необходимо знать для правильной фиксации полученных показаний.
Существуют различного рода фиксации — протоколирование, звуко- и видеозаписи, стенографирование.
Протоколирование является основной, а также обязательной для хода и результата допроса. В нем фиксируется ход, содержание и результаты следственного действия, технические данные, которые предусмотрены законом (время, дата, личные данные участвующих лиц и др.). Именно протокол способен удостоверить соблюдение всех требований закона, определяющих форму следственного действия от его начала, до фиксации полученных результатов.
Фиксация происходит как в процессе самого допроса, так и по его окончании. Особенностью проведения допроса несовершеннолетнего является то, что протокол целесообразно составлять после завершения устной части фиксации, а не в его ходе.
При получении показаний у несовершеннолетнего не рекомендуется использовать специальные термины, значение которых допрашиваемый не сможет разобрать, так как не понимает.
Следственная практика показывает, что следователи пренебрегают данными требованиями и расписывают показания несовершеннолетнего не свойственным ему языком, стирающим их индивидуальность и искажающих значение и смысл показаний в целом или в их отдельных определенных частей.
Как было сказано выше, протокол имеет особую форму. Итак, рассмотрим его составляющие части. Например, в протоколе допроса несовершеннолетнего свидетеля прописываются:
— город, где проводится допрос;
— дата;
— время начала и окончания допроса;
— кем он проводится (например, старший майор полиции);
— в каком месте (например, кабинет опорного пункта полиции);
— личные данные участников допроса.
Также указываются личные данные:
1) законного представителя несовершеннолетнего (дата рождения, место проживания, сотовый телефон);
2) педагога (педагогом какой организации является, дата рождения, место проживания, сотовый телефон).
Далее прописываются личные данные несовершеннолетнего допрашиваемого:
1) Фамилия, имя, отчество;
2) место рождения
3) место жительства и регистрации;
4) гражданство;
5) семейное положение;
6) образование;
7) место учебы;
8) наличие судимости;
9) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность;
10) отношение к воинской обязанности;
11) иные данные о личности свидетеля.
После прописывается следующее:
«Перед началом допроса мне разъяснены права и обязанности свидетеля, предусмотренные ст.45, 58, 168, 426 и 428 УПК РФ. Права и обязанности мне понятны».
«Перед началом допроса мне разъяснены права и обязанности свидетеля, предусмотренные ст.42 (56) и 191 УПК РФ. Мне также разъяснено, что в соответствии со ст.51 Конституции Российской Федерации я не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п.4 ст.5 УПК РФ».
«В соответствии с ч.2 ст.191 УПК РФ несовершеннолетнему свидетелю разъяснена необходимость говорить только правду».
«По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее: … (прописывается вся информация, сказанная несовершеннолетним свидетелем)».
В заключении ставят свою подпись все участники допроса и прописывается наличие или отсутствие замечаний к допросу.
При расследовании уголовного дела от следователя требуются не только умения по составлению протокола, но и познания в области детской психологии и педагогики для эффективного проведения процессуальных действий, получения от несовершеннолетнего необходимой для следствия информации в особом режиме защиты законных прав и интересов.
Литература:
- Курмаева Н. А., Барулева К. С. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних при производстве допроса по уголовному делу // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. — 2017. — № 3. — С. 122–123.
- Курмаева Н. А. Установление мотивации преступного поведения несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 6. — С. 305–306.
- Курмаева Н. А. О роли психолога в примирительных процедурах при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Глобальный научный потенциал. — 2018. — № 11 (92). — С. 147–149.
- Курмаева Н. А. Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых // Мировой судья. — 2009. — № 5. — С. 16–18.
- Васкэ Е. В. Сафуанов, Ф.С Психологическое взаимодействие работников следственных органов с несовершеннолетними допрашиваемыми: структурный анализ // Прикладная юридическая психология. — 2011. − № 4. — С. 23–30.