Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коноваленко, Е. А. Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства / Е. А. Коноваленко, В. Г. Гашкова, Т. А. Полётова, А. Н. Слатвинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98445/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеяны славой флаг наш и герб», как средство патриотического воспитания обучающихся средней школы.

Ключевые слова: символы государственной власти, игра-турнир, патриотическое воспитание, стратегия развития воспитания, духовный ценности, воспитательные мероприятия.

Согласно Стратегии развития воспитания Российской Федерации [4] воспитательная деятельность в современной российской школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государства. Одной из таких задач в воспитательной сфере является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [2]. Эти же ценности являются концептуальными в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет сбалансированный подход к воспитанию патриотов и граждан России, воспитанию национального достоинства, уважения к своей стране, своему государству [3].

Все воспитательные мероприятия в современной школе должны быть соответствовать следующим критериям:

— воспитательное мероприятие должно быть интересным для обучающихся, так как только личное участие учеников способствует наилучшему усвоению учебного материала;

— учебно-воспитательное занятие должно соответствовать требованиям ФГОС и Стратеги воспитания не только в части основных постулатов, но в создании условий для реализации, а также применении современных методов и технологий, в том числе использовании ресурсов сети Интернет, а также дистанционного обучения.

«Нормативные документы всех уровней (федерального, регионального и муниципального) определяют те направления, которые нужно использовать педагогу, работающему в начальной школе. В частности, они требуют от патриотического воспитания формировать:

— позицию школьника как гражданина;

— сознания себя как патриота родины, уважающего и любящего историю своей семьи, города и Родины в целом;

— самосознание себя как представителя своего народа.

Также с патриотизмом по ФГОС близко связано гражданское воспитание. Оно призвано формировать у школьника:

— чувство осознания себя как гражданина России, знающего её интересы и способного их отстаивать;

— толерантность по отношению к близким, которые придерживаются другой веры и других убеждений, относятся к другим народам;

— гражданскую самостоятельность и ответственность;

— критическое мышление и умение самостоятельно и аналитически мыслить.

Наконец, патриотическое воспитание должно включать в себя духовно-нравственные вопросы. Они создают условия для:

— духовно-нравственного развития личности школьника;

— развития его самосознания;

— формирования моральных качеств человека и гражданина, соответствующих нормам, традициям и действующим правилам в обществе;

— формирования семейных ценностей.

Работа педагога в области патриотического воспитания призвана создавать условия для того, чтобы развивались духовно-нравственные, гражданские, патриотические качества и компетенции учащихся». [9, 1]

И в этом немаловажную роль играет изучение истории, сущности и значения официальных государственных символов РФ: герба РФ и флага РФ.

Эти символы Государственной власти Российской Федерации неразрывно связаны и дополняют друг друга, так как они присутствуют практически на каждом шагу, и должны вызывать у обучающихся любовь к своей родине.

Символы российской государственности — непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого исключительного внимания. Изучение государственной символики, формирование к ней уважительного отношения, несомненно, будет способствовать укреплению чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев.

Формы проведения мероприятий по популяризации государственной символики, изучению истории, сущности и значения государственных символов могут быть самыми разнообразными: беседы, лекции, классные часы, музейные уроки, праздники, литературно-музыкальные композиции, викторины.

Мы считаем, что воспитанию патриотов своей страны будет способствовать игра-турнир для обучающихся старших классов, посвященная государственной символике Российской Федерации. Для успешного проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеянные славою флаг наш и герб» необходима предварительная теоретическая подготовка учащихся.

В ходе подготовки ребятам рекомендуется литература по тематике игры. При этом педагогу необходимо настроить учащихся на самостоятельную работу с литературой, справочниками, периодической печатью и получение дополнительной, более углубленной информации по изучению темы: «Государственная символика Российской Федерации».

Цели и задачи турнира:

— в занимательной игровой форме выявить знания учащихся об истории возникновения значении и сущности государственных символов герба и флага РФ;

— способствовать популяризации государственных символов;

— воспитание патриотизма и гражданственности через осознание своей причастности к государству;

— способствовать формированию коммуникативных качеств личности, благоприятного психологического климата, культуры общения.

Тематическое содержание игры — история происхождения государственных символов, их историческая преемственность, а также сущность и значение этих условных изображений. Игра проводится по темам «Герб РФ» и «Флаг РФ». Игра-турнир предназначена для учащихся старших классов, может проводиться на классных часах, общешкольных мероприятиях, посвященных государственной символике или как итоговое занятие среди обучающихся туристско-краеведческих объединений.

Игра-турнир предполагает выявление знаний учащихся официальной символики России. Вопросы, которые будут использованы на игре, позволяют не только проверить знания учащихся истории и значение государственных символов, но и углубить политический смысл, заложенный в символике.

Условия проведения игры:

Игра проводится в форме турнира знатоков по двум темам «Герб РФ» и «Флаг РФ» в два тура. Команды (2 по 5–6 человек) располагаются за игровыми столами. Капитан одной из команд выбирает тему для 1 тура «Герб РФ» или «Флаг РФ». По выбранной тематике задаются вопросы, первый тур посвящен одному символу, второй тур другому. После заданного ведущим вопроса на размышление дается одна минута. Право на ответ получает команда первой поднявшая табличку с названием команды. Если ответ будет неправильный, то право ответа переходит к другой команде. В игре могут быть заняты и зрители, после того как ни одна команда не даст правильного ответа. Таким образом, зрители и болельщики могут участвовать в игре, получая за правильный ответ жетончики или символические медали. Оценивает игру жюри по 2-х бальной системе за ответ для команд и количеству набранных символических медалей для болельщиков.

Итоги подводятся по каждому туру и в конце по итогам всей игры. Так как игра интеллектуально-познавательная, то предполагается, что перед некоторыми вопросами и после ответов, ведущий сообщает дополнительную информацию и комментирует ответы. Дополнительная информация не только расширит и углубит знания учащихся, но должна раскрыть идейно-нравственное содержание символов государства, роль условных изображений в жизни общества, государства.

Здесь можно подчеркнуть взаимосвязь «целого и части», общероссийского и регионального, добавить тематический блок о символах своего региона и города, но при этом необходимо учитывать, что вопросы также должны быть составлены так, чтобы раскрыть историю происхождения, историческую преемственность, значение и сущность официальных символов малой родины.

Подводя итоги, отметим, что наша интеллектуальная краеведческая игра-турнир «Овеяны славой флаг наш и герб», позволит обучающимся в интерактивной форме рассказать об особенностях символов государственной власти Российской Федерации, воспитать в них любовь к своей стране и малой родине.

Таким образом, сбалансированный подход к воспитанию патриотов через ознакомление с Государственными символами в старших классах, в том числе и в игровой деятельности, является неотъемлемой частью программы воспитания в современной школе.

Литература:

  1. Федеральный закон «О Государственном флаге РФ», Закон «О Государственном Гимне РФ»// Российская газета, 27 декабря 2000.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru) Федеральный Национальный проект «Образование»// Минпросвещения России (edu.gov.ru)
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального образования // Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (garant.ru)
  4. Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // http://f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (government.ru)
  5. Артамонов В. Л., Соболева В. Я. Символы России. — М., 1993.
  6. Дегтярев А. Я. История Российского флага. — М., 2000.
  7. Соболева И. А. Герб Российского государства. Вопросы истории, № 10, 1992.
  8. Вилинбах Г. В. Родословная Российского герба.// Родина, № 1, 1993.
  9. Шеина Т. М. Требования ФГОС к патриотическому воспитанию младших школьников //https://infourok.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): государственная символика, Российская Федерация, патриотическое воспитание, символ, воспитание патриотов, государственная власть, дополнительная информация, историческая преемственность, малая родина, правильный ответ.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, символы государственной власти, игра-турнир, стратегия развития воспитания, духовный ценности, воспитательные мероприятия

Похожие статьи

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Изучение законов геральдики. Создание герба семьи

Данная работа показывает актуальность знаний основ геральдики как элемента возрождения интереса к семейным традициям.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

История формирования государственных символов России

Автор прослеживает историю развития государственных символов государства — герба, флага и гимна, определяя смысловые значения их элементов в разные периоды российской истории. Отмечается преемственность в изображении государственных символов, а также...

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

Направления формирования гражданской идентичности у школьников

В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Похожие статьи

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Изучение законов геральдики. Создание герба семьи

Данная работа показывает актуальность знаний основ геральдики как элемента возрождения интереса к семейным традициям.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

История формирования государственных символов России

Автор прослеживает историю развития государственных символов государства — герба, флага и гимна, определяя смысловые значения их элементов в разные периоды российской истории. Отмечается преемственность в изображении государственных символов, а также...

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

Направления формирования гражданской идентичности у школьников

В статье определена проблема сложности формирования гражданской идентичности у школьников, развития идейности и патриотизма в результате недостаточной активности внеурочной деятельности. Тем не менее, именно этот инструмент погружает школьников в раз...

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Задать вопрос