В статье рассматривается возможность применения игровых упражнений онлайн-сервиса LearningApps.org на уроках в процессе изучения химии в 8-м классе.
Ключевые слова: урок, интерактивные технологии, процесс изучения химии.
В настоящее время на уроках любой предметной направленности используются различные интерактивные технологии, которые позволяют сделать процесс изучения учебного материала более интересным и запоминающимся для обучающихся. Это же реализуется и на уроках химии в школе, когда современный учитель химии применяет в ходе урока интерактивные упражнения онлайн-сервиса LearningApps.org, которые конструируются с использованием различных шаблонов данного сервиса для использования их в образовательном процессе.
Также стоит отметить, что современное поколение учащихся находится на «ты» с различными гаджетами, поэтому традиционное обучение химии необходимо дополнять интерактивными упражнениями, на которые легко и просто перейти с помощью сканирования QR-Codе, например с интерактивной доски в химическом кабинете.
Такие интерактивные химические упражнения можно использовать на различных этапах современного урока химии, в частности:
а) на этапе повторения пройденного материала;
б) на этапе актуализации знаний;
в) на этапе закрепления изученного материала;
г) на этапе обобщения и систематизации знаний и умений (если тип урока подразумевает данный этап) [1, с. 21].
Оптимальным вариантом использования упражнений сервиса LearningApps.org служит этап закрепления изученного материала на уроке, но если урок химии не подразумевает опрос всех учащихся в 8-м классе при проверке изученного материала прошлого занятия, то можно реализовать интерактивные задания и на этапе повторения и актуализации знаний и умений.
Игровые задания данного сервиса на разных этапах урока работают на различные познавательные процессы в психическом состоянии учащихся, а именно:
1) на этапе повторения пройденного материала или актуализации знаний происходит повышение внимания и активирование восприятия для появления мыслительной деятельности в начале урока химии, а также происходит осознанное восприятие информации с прошлого занятия и повышение интереса к изучаемому объекту;
2) на этапе закрепления изученного материала происходит сохранение полученной информации в ходе изучения нового материала, то есть активируется память обучающихся 8-го класса;
3) на этапе же обобщения и систематизации знаний и умений происходит активация спектра познавательных процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление и воображение. В основном весь упор будет уходить на мыслительный процесс, который будет включать различные приемы — анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнение и так далее. Итогом будет целостное знание об изучаемом объекте или явлении во взаимосвязи его элементов [1, с. 23].
А теперь стоит рассмотреть примеры интерактивных упражнений по химии на разных этапах урока в 8-м классе.
После изучения темы «Простые и сложные вещества», на котором были рассмотрены признаки простого и сложного веществ, а также были выделены сравнительные черты химического соединения и смеси, на следующем уроке на этапе повторения пройденного материала можно применить следующие задания:
1. Первое упражнение — «Свойства простых и сложных веществ»: необходимо выбрать и разместить в соответствующие ячейки под простым и сложным веществами их свойства, расположенные в нижнем ряду (Рис. 1).
Рис. 1. Задание «Свойства простых и сложных веществ»
2. Второе упражнение — «Свойства смесей и химического соединения»: необходимо перетащить соответствующее свойство в одну из сторон: либо смесь, либо химическое соединение (Рис. 2).
Рис. 2. «Свойства смесей и химического соединения»
На этапе закрепления изученного материала можно использовать также различные шаблоны при конструировании заданий, например, после изучения темы «Основания» на этом же уроке с целью закрепления информации по классификации оснований можно предложить учащимся выполнить упражнение в виде викторины: «Выберите правильные признаки определенных формул оснований, основываясь на их классификации по кислотности (числу гидроксигрупп) и по растворимости в воде» (Рис. 3).
Рис. 3. Классификация оснований
Таким образом, игровые упражнения по химии для 8-го класса сервиса LearningApps.org можно использовать с целью проверки как ранее изученного материала, так и при фактическом изучении на уроке. При этом повышается интерес к изучению химии и появляется мотивация двигаться дальше в ее изучении, поэтому применение данного сервиса помогает современному учителю химии в подготовке, организации и проведении урока.
Литература:
- Владимиров, А. С. Современные технологии: новые возможности образования высокого качества / А. С. Владимиров. — Текст: непосредственный // Народное образование. — 2013. — № 4(1427). — С. 19–27.