Место и роль государственно-частного партнёрства (муниципально-частного партнерства) в решении характерных проблем транспортной инфраструктуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 31.12.2022

Статья просмотрена: 478 раз

Библиографическое описание:

Кирсанова, В. В. Место и роль государственно-частного партнёрства (муниципально-частного партнерства) в решении характерных проблем транспортной инфраструктуры / В. В. Кирсанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98475/ (дата обращения: 20.12.2024).



В статье проанализированы основные проблемы транспортной отрасли, определяется роль механизмов ГЧП в транспортной сфере, рассматриваются примеры использования концессионных соглашений.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, транспорт, концессия

На сегодняшний день развитие транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач государственного управления — подъём и рост экономики напрямую зависит от стабильности в работе всех видов путей сообщения — автомобильных трасс и железных дорог, воздушных и водных портов, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий и сооружений. Однако требования к качеству и спрос на транспортные услуги в нынешних экономических условиях постоянно растут, в то время как отрасль не в состоянии обеспечивать данные потребности в полном объёме и сталкивается с рядом проблем, возникающих, как правило, в следствии нехватки бюджетных средств.

Рассмотрим характерные проблемы, возникающие в транспортной инфраструктуре, более подробно. В настоящий момент транспортные сети испытывают колоссальное давление со стороны текущих грузовых и пассажирского потоков, постоянно находясь в режиме сверх нагрузки, качество предоставления транспортных услуг не соответствуют логистическим требованиям бизнеса и социальным запросам общества, при этом показатели безопасности не отвечают мировым стандартам. Используемые технологии устаревают, а темп развития дорожных сетей сильно отстаёт от темпов автомобилизации населения. Так, например, транспортные компании города Ростова-на-Дону при постоянном росте цен на пассажирские перевозки сокращают количество общественного транспорта, увеличивая интервал движения машин, что затрудняет перевозки и становится причиной недовольства населения. Из-за ухудшения ситуации с общественным транспортом многие люди приобретают личные автомобили, что в свою очередь и способствует развитию другой проблемы — повышению трафика и возникновению заторов на дорогах. Существенная часть сельских населённых пунктов и вовсе не имеет дорог с твёрдым покрытием и связи с опорной автотранспортной сетью.

Также отдельно следует рассмотреть текущую ситуацию в авиационной отрасли. Вопреки стремительному росту пассажиропотоков, в большинстве своём, данная инфраструктура также испытывает недостаток финансирования. Исключение составляют лишь некоторые, наиболее крупные аэропорты. Немалое количество аэропортов закрывается или же находится крайне близко к банкротству, что вызывает волнения в регионах, которые не имеют возможности найти реальную замену воздушному транспорту. [1, с. 31] Многие инфраструктурные объекты морально и физически устарели, достигнув предельного срока эксплуатации став практически непригодными. Таким образом, уровень развития и качество функционирования критически отстает от темпов роста экономического и общественного спроса на данный вид услуг и основной причиной, по мнению исследователей, можно назвать пробелы в законодательной базе, слабый бизнес менеджмент плюс нехватку средств в бюджетах всех уровней.

Полная приватизация частным сектором данной отрасли, очевидно, не стала бы решением её проблем — частные предприниматели осуществляют деятельность исключительно в своих интересах, не стараясь сохранить общественную направленность приватизированного предприятия. В связи с этим, можно сделать вывод о необходимости объединения государственных частных инвестиций и к ряду основных задач органов власти отнести продолжение процесса развития государственно-частного партнёрства (ГЧП) в Российской Федерации. Государственно-частное партнерство — это прежде всего сотрудничество, выгодное как частному сектору, так и государству, благодаря чему оно даёт возможность решать политические и общественно значимые задачи на всех уровнях. [2, с. 375]

Важной особенностью при реализации инфраструктурных проектов на основе принципов ГЧП является то, государство оставляет право собственности за собой. Частный партнёр получает возможность пользоваться инфраструктурными объектами для получения экономической выгоды, в то время как государство гарантирует осуществление общественных интересов и обеспечивает пополнение бюджетов через налоги и сборы. [3, с. 94] Немаловажным фактором является то, что при этом государство берёт на себя контроль качества предоставляемых услуг и ценообразование.

Для развития транспортной инфраструктуры в качестве основной формы ГЧП можно рассматривать концессионное соглашение. Концессия даёт возможность оптимальным образом распределить все обязанности и риски, сделать проекты более привлекательными для инвестирования, а также значительно сократить нагрузку на бюджет при создании объектов и их последующем содержании. [4, с. 16] Безусловно, что решение данной задачи лежит в плоскости конструктивного подхода в создании безупречной правовой базы.

Для стабилизации и развития экономики государства в целом, ГЧП позволяет добиться существенных результатов, повышая качество и доступность множества различных государственных услуг для общества и, таким образом, выполняя функции, имеющие высокую социальную значимость для населения страны, что является главной задачей органов власти.

Высокий уровень изношенности транспортной инфраструктуры и нехватка финансовых средств в бюджетах делает невозможным достижение целей, поставленных в транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года без привлечения ГЧП. В связи с этим, объединение частного бизнеса и государства не теряет своей актуальности для транспортной инфраструктуры.

В качестве удачного примера использования механизмов ГЧП в рамках концессии можно назвать строительство скоростной федеральной трассы М1 «Беларусь». Данный проект является первым в своём роде и к его реализации были привлечены как российские, так и западные строительные компании. Благодаря этому важнейшие технологии создания подобных инфраструктурных объектов были переданы российским производителям для дальнейшего использования в целях содержания и ремонта трассы в течение всего срока действия соглашения. [5, с. 178]

Успешный опыт исполнения концессионных соглашений доказывает их эффективность и указывает на необходимость дальнейшего использования принципов ГЧП в Российской Федерации. Для этого необходимо повышать инвестиционную привлекательность проектов для предпринимателей. Отдельное внимание стоит уделить процедуре проведения конкурсов, сделав их более открытыми и доступными общественному контролю. Исследователи отмечают в качестве одной из возможных проблем низкую заинтересованность частного сектора в заключении концессионных соглашений, возникающую из-за недоверия к политике властей и трудностях, с которыми приходится сталкиваться при участии в конкурсах. [5, с.180]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственно-частному партнёрству отводится важная роль в решении характерных проблем транспортной инфраструктуры. Использование механизмов ГЧП даёт возможность снижать нагрузку на бюджет, благодаря сокращению государственных расходов. В связи с этим можно утверждать, что ГЧП является одним из эффективных инструментов выведения экономики из состояния кризиса и средством привлечения инновационных идей, способных привести к прорывным решениям в отрасли. Транспортная инфраструктура в свою очередь остается одной из основных сфер для использования моделей ГЧП, так как здесь они показывают максимальную результативность.

Литература:

  1. Зубец А. Ж. Государственная политика поддержки и направления развития транспортной отрасли Российской Федерации // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте: Экономика и управление. — 2019. — № 3(30). — С. 29–33.
  2. Проблемы внедрения механизмов государственно-частного партнерства для развития транспортной инфраструктуры. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-dlya-razvitiya-transportnoy-infrastruktury-rf (Дата обращения 13.01.22)
  3. Фурэго Э. В. Роль государственно-частного партнёрства в модернизации транспортной инфраструктуры // Проблемы экономики и менеджмента. — 2013. — № 8 (24). — С. 94–97.
  4. К вопросу о применении государственно-частного партнерства в сфере транспорта. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-primenenii-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sfere-transporta (Дата обращения 13.01.22)
  5. Симак Р. С., Васильев Д. И. Преимущества и недостатки государственно-частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2017. — № 3(55). — С. 175–180.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная инфраструктура, государственно-частное партнерство, Российская Федерация, частный сектор, возможность, государство, использование механизмов, качество, общественный транспорт, проблема.


Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга)

В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов

Российские законодательные барьеры государственно-частного партнёрства в транспортной сфере

В статье исследуются существующие особенности российского законодательства, которые так или иначе препятствуют развитию и расширению возможностей государственно-частного партнёрства на примере транспортной сферы.

Концессионные соглашения на железнодорожном транспорте как способ долгосрочного государственно-частного партнерства

В статье проанализированы проблемы реализации на железнодорожном транспорте механизма государственно-частного партнерства. Сделан вывод о необходимости совершенствования института концессии на железнодорожном транспорте как формы государственно-частн...

Институт государственно-частного партнерства как фактор развития социальной инфраструктуры регионов России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия развития институ-та государственно-частного партнерства. Проанализированы основные принципы и особенности развития государственно-частного партнерства в России.

Становление и развитие института государственно-частного партнерства в зарубежных странах

В статье рассматриваются вопросы развития института государственно-частного партнерства в зарубежных странах, анализируются наиболее приоритетные отрасли, в которых используются механизмы государственно-частного партнерства.

Трансграничные транспортные ГЧП-проекты как особая форма межгосударственного взаимодействия публичного и частного партнеров

В статье представлено определение понятия «трансграничный проект ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры», сформированы классификационные признаки трансграничных ГЧП-проектов на основе результатов проведения анализа.

Соглашения государственно-частного партнёрства для систем метрополитенов в Российской Федерации

В работе анализируется возможность введения систем метрополитена в качестве объектов концессии и государственно-частного партнёрства.

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Законодательное обеспечение частно-государственного партнёрства – положительные и отрицательные стороны

В статье проанализирована существующая нормативно-правовая база по регулиро-ванию частно-государственного партнёрства. Обозначены проблемные аспекты правового регулирования ЧГП. В ходе исследования выделены положительные и отрицательные стороны закон...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образовательных услуг

В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. ГЧП является одним из перспективных инструментов развития производственной и социальной инфраструктуры, что ранее рассматривалась как исключительно сфера о...

Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства (на примере Екатеринбурга)

В статье рассмотрены тенденции распространения механизма государственно- и муниципально-частного партнерства в социальной сфере. Представлена лучшая практика применения муниципально-частного партнерства для реализации социально значимых проектов

Российские законодательные барьеры государственно-частного партнёрства в транспортной сфере

В статье исследуются существующие особенности российского законодательства, которые так или иначе препятствуют развитию и расширению возможностей государственно-частного партнёрства на примере транспортной сферы.

Концессионные соглашения на железнодорожном транспорте как способ долгосрочного государственно-частного партнерства

В статье проанализированы проблемы реализации на железнодорожном транспорте механизма государственно-частного партнерства. Сделан вывод о необходимости совершенствования института концессии на железнодорожном транспорте как формы государственно-частн...

Институт государственно-частного партнерства как фактор развития социальной инфраструктуры регионов России

В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия развития институ-та государственно-частного партнерства. Проанализированы основные принципы и особенности развития государственно-частного партнерства в России.

Становление и развитие института государственно-частного партнерства в зарубежных странах

В статье рассматриваются вопросы развития института государственно-частного партнерства в зарубежных странах, анализируются наиболее приоритетные отрасли, в которых используются механизмы государственно-частного партнерства.

Трансграничные транспортные ГЧП-проекты как особая форма межгосударственного взаимодействия публичного и частного партнеров

В статье представлено определение понятия «трансграничный проект ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры», сформированы классификационные признаки трансграничных ГЧП-проектов на основе результатов проведения анализа.

Соглашения государственно-частного партнёрства для систем метрополитенов в Российской Федерации

В работе анализируется возможность введения систем метрополитена в качестве объектов концессии и государственно-частного партнёрства.

Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса

В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...

Законодательное обеспечение частно-государственного партнёрства – положительные и отрицательные стороны

В статье проанализирована существующая нормативно-правовая база по регулиро-ванию частно-государственного партнёрства. Обозначены проблемные аспекты правового регулирования ЧГП. В ходе исследования выделены положительные и отрицательные стороны закон...

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере образовательных услуг

В статье рассмотрены вопросы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. ГЧП является одним из перспективных инструментов развития производственной и социальной инфраструктуры, что ранее рассматривалась как исключительно сфера о...

Задать вопрос