Проблемы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Донская, В. В. Проблемы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации / В. В. Донская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98479/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье автор на основе анализа сложившейся институциональной системы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации определяет современные проблемы его осуществления, предлагая возможные пути их решения.

Ключевые слова: аудиторская деятельность, аудит, внешний контроль (надзор).

Аудиторская деятельность согласно легальной дефиниции, закрепленной в части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности), представляет собой деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [2].

В условиях действия принципов рыночной экономики, осуществления мероприятий по улучшению состояния инвестиционного климата значение аудита неуклонно возрастает. При этом от результатов аудиторской деятельности зависит степень реализации права пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности на получение достоверной информации о финансовом положении субъекта экономической деятельности.

Вместе с тем, по справедливому замечанию д. э. н., профессора В. Т. Чая, для современного этапа развития отечественного аудита характерно наличие разного рода притязаний к качеству работы аудиторских организаций и аудиторов [3, с. 7]. С этой позиции на доктринальном и практическом уровне неоднократно высказывалось мнение о претерпевании соответствующей отраслью так называемого «кризиса доверия».

На практике существование проблемы качества аудиторской деятельности демонстрируется на примере аудита банковского сектора (исходя из официальных данных, представленных Банком России). Согласно информации о результатах аудита отчетности кредитных организаций и банковских групп за 2020 год по итогам обязательного ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности 17 кредитных организаций, у которых в 2021 году была отозвана лицензия, только двум было выдано модифицированное аудиторское заключение [4]. Таким образом, отзыв лицензий у преобладающего числа кредитных организаций осуществлялся в условиях регулярного аудита и наличия немодифицированных (положительных) аудиторских заключений.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о предоставлении некачественных аудиторских услуг или о сознательной выдаче соответствующих заключений, подтверждая тезис о существовании проблем в рассматриваемой сфере. В свою очередь, это свидетельствует о неэффективности использования исключительно регуляторных инструментов воздействия на нее, в том числе путем ужесточения внешних требований.

В этой связи актуализируется значение внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью как основного механизма обеспечения законности и правопорядка в сферах, затрагивающих общественные и государственные интересы. На современном этапе институциональная основа системы внешнего (контроля) надзора за аудиторской деятельностью подверглась изменениям, принятым в рамках реализации Концепции развития аудиторской деятельности в РФ, связанным с приданием последнему более адресного и целевого характера за счет расширения состава контролирующих органов. С учетом изложенного, данная функция стала реализовываться в процессе деятельности трех субъектов — Саморегулируемой организации аудиторов (далее — СРОА), Федерального казначейства и Банка России. Разграничение контрольных (надзорных) полномочий последних предопределяется характером деятельности и правовым статусом аудируемых лиц. В частности, круг подконтрольных Федеральному казначейству субъектов ограничен аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, а Банку России — аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке. В свою очередь СРОА осуществляет внешний контроль деятельности аудиторских организаций и аудиторов, являющихся ее членами.

В качестве основных форм внешнего контроля (надзора) за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов выступают плановые и внеплановые проверки, периодичность и основания проведения которых определяются Законом об аудиторской деятельности. Однако в связи с тем, что «глубина» контрольных мероприятий, осуществляемых Банком России, охватывает только конкретную оказанную аудиторскую услугу, возложенные на него надзорные полномочия реализуются исключительно в форме внеплановых проверок, проводимых на основании решения Председателя Банка России или уполномоченного им лица.

Результативность внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов СРОА «Содружество» и Федерального казначейства представляется возможным оценить сквозь призму официальных статистических сведений о количестве и видах проведенных проверок, выявленных нарушениях и мерах воздействия, принятых по их результатам.

Так, всего в 2021 году СРОА было проведено 3289 внешних проверок, из них: 3253 — плановых, 36 — внеплановых. По результатам оценки качества аудита подконтрольных лиц по 545 внешним проверкам были выявлены нарушения, из них: по 103 — несущественные нарушения, по 96 — устранимые нарушения, по 329 — неустранимые нарушения [6]. При этом всего в 2021 году в ходе внешнего контроля качества аудиторских организаций и аудиторов было выявлено 5621 нарушение, в структуре которых преобладают следующие: нарушения, связанные с несоблюдением международных стандартов аудита — 4119 нарушений или 73,15 %, а также нарушения Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) и Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) — 663 нарушения или 11,85 %.

По результатам внешнего контроля качества аудиторов и аудиторских организаций СРОА «Содружество» в 2021 году всего принято 1142 меры дисциплинарного воздействия, из которых: 1 — предписание, обязывающее устранить нарушение, 1090 — предупреждение о недопустимости нарушения, 1 — штраф, 44 — приостановление членства в СРОА, 6 — исключение из членов СРОА.

Из представленных аналитических сведений логически следует, что мера дисциплинарного воздействия применялась СРОА в 34,72 % случаях, от общего количества проведенных в 2021 году внешних проверок.

В свою очередь результаты контрольной деятельности Федерального казначейства в 2021 году представлены следующими данными.

Так, всего в 2021 году им было проведено 297 внешних проверок, из них: 245 — плановых, 33 — внеплановых, 19 — исключенных в связи с выходом из СРОА до проведения проверки [5]. За указанный период всего было выявлено 25324 нарушения, из них: 2162 — несущественные нарушения, 1620 — устранимые нарушения, 20447 — неустранимые нарушения (в том числе грубые), 1095 — отсутствуют в классификаторе.

В 2021 году Федеральным казначейством по результатам внешнего контроля деятельности аудиторских организаций всего было принято 213 мер дисциплинарного воздействия, из которых: 60 — предписание, обязывающее устранить нарушение, 106 — предупреждение о недопустимости нарушения, 28 — предписание о приостановлении деятельности, 19 — предписание об исключении.

Таким образом, мера дисциплинарного воздействия применялась в 80,13 % случаев от общего количества проведенных Федеральным казначейством в 2021 году внешних проверок.

Анализ вышеприведенных данных в их взаимосвязи позволяет отметить, что в 2021 году уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору меры воздействия были применены к преобладающему числу подконтрольных лиц, в то время как СРОА менее, чем к половине.

Представляется, что данное обстоятельство обусловлено конструктивными отличиями государственного внешнего контроля (надзора) от контроля СРОА, состоящими, преимущественно, в его осуществлении в рамках организационной и финансовой независимости контролирующих субъектов от подконтрольных. Кроме того, функциональная направленность контроля, проводимого СРОА, сводится к обеспечению методической помощи ее членам, а государственного — к выявлению недобросовестных участников рынка аудиторских услуг.

Изложенное предопределяет наличие существенных различий в подходах контролирующих субъектов к осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторов и аудиторских организаций и свидетельствует о существовании проблемы независимости и объективности при осуществлении возложенной на СРОА контрольной функции.

Наличие имущественной зависимости СРОА продиктовано отнесением последней к некоммерческим организациям. При этом в силу положений статьи 12 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф «О саморегулируемых организациях» основным источником формирования ее имущества выступают регулярные и единовременные поступления от ее членов (вступительные, членские и целевые взносы), а также добровольные имущественные взносы и пожертвования [1].

Организационная зависимость предопределяется персональным составом органов СРОА, полномочных осуществлять внешний контроль деятельности аудиторских организаций и аудиторов и принимать решения по результатам дисциплинарного производства. Так, в частности, в соответствии с пунктом 4.3.1 Положения о Комиссии по контролю деятельности СРОА «Содружество», утвержденного решением Правления СРОА «Содружество» от 21 января 2022 года (протокол № 545) [8], и пунктом 1.2 Положения o Дисциплинарной комиссии СРОА «Содружество» (редакция № 5, Протокол № 38 от 25 мая 2011 года), в состав указанных органов могут входить только члены СРОА [7].

При этом следует подчеркнуть, что по состоянию на 14 июля 2022 года аудиторскую деятельность осуществляют 2794 аудиторские организации и 16533 аудитора [9]. Вместе с тем, только 572 аудиторские организации обладают статусом субъектов, оказывающих услуги общественно значимым организациям, в связи с чем, подлежат контролю со стороны федерального органа внешнего контроля (надзора) [10].

Таким образом, деятельность подавляющего числа субъектов аудиторского рынка фактически остается вне сферы действия функционально, организационно и имущественно независимого внешнего контроля, что, безусловно, сказывается на уровне качества оказываемых ими услуг.

Решение обозначенной проблемы видится в пересмотре отдельных положений действующего законодательства в части, касающейся правового регулирования внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью.

Так, предлагается наделить Федеральное казначейство полномочиями по осуществлению внеплановых внешних проверок в отношении аудиторских организаций и аудиторов в случае поступления в указанный орган или СРОА жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации или аудитора, нарушающие обязательные требования, или получения таких сведений из средств массовой информации и иных источников.

В целях практической реализации обозначенной функции видится необходимым возложить на СРОА обязанность по своевременному направлению в Федеральное казначейство поступившей к ней жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации или аудитора, нарушающие обязательные требования, а также информированию последнего об обнаружении признаков нарушения членом СРОА обязательных требований на основании сведений, полученных из средств массовой информации, или иных источников для инициирования внеплановой внешней проверки.

Данные изменения, с одной стороны, обеспечат осуществление внешнего контроля деятельности аудиторов и аудиторских организаций на началах объективности, беспристрастности и инстанционности, а с другой, не повлекут существенного увеличения административной нагрузки на Федеральное казначейство, что обусловлено акцессорным характером указанного контроля.

Кроме того, предлагается рассмотреть вопрос об изменении персонального состава Дисциплинарной комиссии и Комиссии по контролю деятельности СРОА. С учетом изложенного, представляется возможным дополнить локальные акты последней требованием об обязательном участии в них наряду с лицами, являющимися членами СРОА, независимых лиц из числа служащих Федерального казначейства.

Это позволит обеспечить более беспристрастный и взвешенный подход к решению вопроса о применении к подконтрольным СРОА субъектам мер дисциплинарного воздействия, а также к осуществлению в отношении них внешнего контроля.

Резюмируя, можно отметить, что функционирующая на современном этапе развития отечественного аудита система внешнего контроля (надзора) в целом отвечает сложившимся потребностям, а также национальным и международным требованиям. Вместе с тем, все же имеется ряд проблем, требующих осмысления и законодательного решения в целях дальнейшего развития внешнего контроля деятельности аудиторов и аудиторских организаций как необходимого механизма повышения качества их деятельности и уровня востребованности соответствующих результатов.

Литература:

  1. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6076; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5187.
  2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 15; 2022. № 1 (часть I). Ст. 4.
  3. Кобозева, Н.В., Чая, В. Т. Показатели качества аудита: проблемы и решения. Аудит. 2018. № (4). С. 7–12.
  4. Банковский сектор. Ликвидация кредитных организаций [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения 30.10.2022).
  5. Внешний контроль деятельности аудиторских организаций. Статистическая информация [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального казначейства. URL: https:https://roskazna.gov.ru (дата обращения: 30.10.2022).
  6. Контроль деятельности. Результаты внешних проверок деятельности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество». URL: https://sroaas.ru (дата обращения: 30.10.2022).
  7. О Дисциплинарной комиссии СРОА Ассоциации «Содружество»: Положение от 25 мая 2011 года (протокол № 38) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество». URL: https://sroaas.ru (дата обращения: 30.10.2022).
  8. О Комиссии по контролю деятельности СРОА Ассоциации «Содружество»: Положение от 21 января 2022 года (протокол № 545) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество». URL: https://sroaas.ru (дата обращения: 30.10.2022).
  9. Реестры. Реестры действительных членов и выданных аттестатов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество». URL: https://sroaas.ru (дата обращения: 30.10.2022).
  10. Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального казначейства. URL: https:https://roskazna.gov.ru (дата обращения: 30.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, Федеральное казначейство, внешний контроль, дисциплинарное воздействие, нарушение, аудитор, Банк России, внешний контроль деятельности, внешний контроль деятельности аудиторов, надзор.


Ключевые слова

аудит, аудиторская деятельность, внешний контроль (надзор)

Похожие статьи

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Ретроспективный взгляд на формирование базы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности

В статье автор описывает процесс эволюции аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, а также предлагает пути усовершенствования нормативно-правовой базы по данному вопросу в условиях настоящего времени.

Правовые аспекты регулирования аудиторской деятельности

В данной статье рассматривается нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Исследуется понятие аудиторской деятельности. Проводится анализ моделей регулирования аудиторской деятельности и мер, применяемых в отношении нарушителей законод...

Роль внутреннего аудита в системе экономической безопасности компании

В данной статье подробно рассмотрена роль аудита в системе экономической безопасности компании. Авторами раскрываются понятие экономической безопасности предприятия, а также сущность внутреннего аудита и потенциал его использования на предприятии.

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках

В данной статье раскрываются организационные проблемы системы внутреннего контроля в банках. Приводится определение внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Обобщаются концепции, применяемые в банках для улучшения системы внутреннего аудита,...

Внутренний аудит и риск-менеджмент сопутствующей деятельности в хозяйственном процессе любой организации

В статье рассматриваются основные вопросы формирования внутренней системы аудита и контроля на предприятии любой формы. Перечисляется ряд способов по минимизации рисков при ведении хозяйственной деятельности.

Проблемы внедрения и применения международных стандартов в области аудита в России

В данной статье проводится анализ значимости применения и внедрения международных стандартов в области аудита на территории Российской Федерации, а также проводится оценка основных аспектов текущего состояния аудиторской деятельности в России.

Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены различные точки зрения на проблему соотношения понятий «контроль» и «надзор», выявлены основные признаки государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности, а также проанализированы его принципы и предо...

Проблемы государственного контроля и надзора в современной Российской Федерации

В данной статье автором рассмотрены проблемы, с которыми столкнулись контрольно-надзорные органы в современой Российской Федерации при осуществлении контрольно-надзорных функций. Описывается текущая обстановка при проведении контрольно-надзорных меро...

Похожие статьи

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Ретроспективный взгляд на формирование базы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности

В статье автор описывает процесс эволюции аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, а также предлагает пути усовершенствования нормативно-правовой базы по данному вопросу в условиях настоящего времени.

Правовые аспекты регулирования аудиторской деятельности

В данной статье рассматривается нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Исследуется понятие аудиторской деятельности. Проводится анализ моделей регулирования аудиторской деятельности и мер, применяемых в отношении нарушителей законод...

Роль внутреннего аудита в системе экономической безопасности компании

В данной статье подробно рассмотрена роль аудита в системе экономической безопасности компании. Авторами раскрываются понятие экономической безопасности предприятия, а также сущность внутреннего аудита и потенциал его использования на предприятии.

Система управления рисками как механизм обеспечения экономической безопасности таможенными органами России

Данная статья отражает содержание экономической безопасности Российской Федерации с точки зрения деятельности таможенных органов, а также раскрывает систему управления рисками в качестве механизма предотвращения экономических угроз на примере Централ...

Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках

В данной статье раскрываются организационные проблемы системы внутреннего контроля в банках. Приводится определение внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Обобщаются концепции, применяемые в банках для улучшения системы внутреннего аудита,...

Внутренний аудит и риск-менеджмент сопутствующей деятельности в хозяйственном процессе любой организации

В статье рассматриваются основные вопросы формирования внутренней системы аудита и контроля на предприятии любой формы. Перечисляется ряд способов по минимизации рисков при ведении хозяйственной деятельности.

Проблемы внедрения и применения международных стандартов в области аудита в России

В данной статье проводится анализ значимости применения и внедрения международных стандартов в области аудита на территории Российской Федерации, а также проводится оценка основных аспектов текущего состояния аудиторской деятельности в России.

Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье представлены различные точки зрения на проблему соотношения понятий «контроль» и «надзор», выявлены основные признаки государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности, а также проанализированы его принципы и предо...

Проблемы государственного контроля и надзора в современной Российской Федерации

В данной статье автором рассмотрены проблемы, с которыми столкнулись контрольно-надзорные органы в современой Российской Федерации при осуществлении контрольно-надзорных функций. Описывается текущая обстановка при проведении контрольно-надзорных меро...

Задать вопрос