Инженер-строитель и гидротехник — профессия творческая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Мелехин, Н. П. Инженер-строитель и гидротехник — профессия творческая / Н. П. Мелехин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 371-373. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98487/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учебная программа высшего образования фокусируется как на технических навыках, так и на практических навыках, включая творчество. Эти качества и умения необходимы для качественной и продуктивной работы инженера-строителя. Также инженер-строитель должен обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, коммуникабельность и ответственность. Различные исследования показали, что творчеству можно учить и учиться. Требуется время, чтобы превратить творческие идеи в инновационные результаты с коммерческим потенциалом. Студентов инженерных специальностей следует поощрять к тому, чтобы они учились в процессе проектирования, а не просто сосредоточивали внимание на их конечном продукте.

Ключевые слова: инженер, творчество, конечный продукт, высшее образование, коммерческий потенциал, BIM

Целостная учебная программа высшего образования, которая фокусируется как на технических навыках, так и на практических навыках, включая творчество, требуется от высших учебных заведений для подготовки студентов-инженеров с правильным набором навыков оставаться конкурентоспособными с точки зрения инженерных технологий для работы в сфере строительства.

Сочетание учебного процесса и получения технических навыков наряду с практическими позволяет студенту лучше понять свою будущую специальность, ощутить профессию «вживую», её ритм и атмосферу.

Например, я работаю на должности инженер ПТО (производственно-технического отдела) — это сотрудник, который занимается разработкой проектов, смет, контролирует выполнение производственных задач. Главная задача — разрабатывать и подготавливать технические документы в соответствии с нормативно-правовыми актами и законодательством. Помимо работы с огромным количеством документации, инженеры ПТО общаются с участниками строительного процесса — подрядчиками, инженерами и так далее. Для качественной работы такому специалисту необходимо достаточно подробно знать производственный процесс, происходящий на объекте, в чём безусловно помогает техническое образование.

Помимо всего прочего инженеру ПТО необходимо свободно владеть такими программами, как Word, Excel и графические пакеты программ, где наиболее распространённая на сегодня программа — AutoCAD фирмы Autodesk, но всё больше российских фирм переходят сегодня на отечественные графические пакеты — nanoCAD, дополнительно также nanoCAD Стройплощадка, nanoCAD Металлоконструкции, nanoCAD GeoniCS и nanoCAD инженерный BIM; КОМПАС-3D — это ещё одна российская система параметрического моделирования деталей и сборок, используемая в сфере строительства. САПР КОМПАС-3D принадлежит компании АСКОН и является, наверное, самой популярной отечественной разработкой в области проектирования.

Одновременно инженер-строитель должен обладать такими универсальными качествами, как: стрессоустойчивость, коммуникабельность и ответственность. Сама должность инженера ПТО является начальной ступенькой в огромной лестнице на пути к архитектуре, инженерному конструированию, организации рабочего процесса и т. п. То есть «…квалификация сегодня — это не только профессиональные знания, умения и навыки, но и качества личности, востребованные данным видом профессионального труда» … на основе личностно ориентированной концепции образования [1, 2].

Лично от себя хотелось бы заметить тот факт, что в основе для начала работы на должности инженера ПТО необходимо в первую очередь обладание базовыми знаниями в процессе строительства и умение пользоваться приведёнными выше программами. Большая часть всего остального нарабатывается исходя из определённого объекта строительства, так как везде есть свои нюансы и тонкости. Меня особенно привлекает в данной должности — получение постоянно новых знаний и (чуть ли не ежедневное) приобретение чего-то нового в процессе работы.

Инженер ПТО активно работает на месте с другими инженерами, чтобы контролировать производственные процессы и обеспечивать внедрение безопасных методов работы. Обязанности инженера требуют, чтобы он работал и на открытом воздухе и имел уровень физической подготовки, соответствующий требованиям работы. Он также должен работать в соответствии со сроками проекта, уметь адаптироваться к производству с различными требованиями к работе, чтобы справляться с новыми проектами строительства, требующими тщательного внимания к деталям, и ремонтными работами, в которых особое внимание уделяется быстрому реагированию и обороту.

У инженера формируется профессиональная компетенция, которая основывается как на профессиональных знаниях, социально-коммуникативных и индивидуальных способностях, что позволяет проявлять самостоятельность профессиональной деятельности [3]. Инженеры применяют технические знания в сочетании с творчеством, чтобы выйти с новыми и реальными решениями в виде продуктов, которые являются прямым ответом на изменения в окружающей среде в общество.

К сожалению, воспитание творческих способностей у студентов неадекватно в высших учебных заведениях мира, в том числе и у нас в России.

Различные исследования показали, что творчеству можно учить и учиться [4]. Торранс [5] определял творчество как процесс становления чувствительным к проблемам: недостатки, пробелы в знаниях, недостающие элементы, дисгармонии и т. д.; выявление сложного; ищет решения, догадки или формулирование гипотез о недостатках; проверка и перепроверка этих гипотез и, возможно, их изменение и повторное тестирование и, наконец, сообщение результатов. Креативность можно определить бесчисленными способами и различные исследователи, например Роудс (1961, [4]) заявил, что ни одна теория не может включать в себя все различные теории творчества. Исследователи широко принимают характеристику креативности как способность человека отыскивать идеи в новых подходах, которые являются современными и полезными для общества [6].

Значительное количество исследователей подчёркивали необходимость совершенствования креативности и инновации в инженерном образовании [7]. «Инжиниринг — это процесс решения проблем, который связывает новые потребности с новыми технологиями. Творчество связано с созданием эффективных, новых решений; и поэтому креативность и инженерия — это, по сути, две стороны одной медали» [8]. При обсуждении новых направлений в инженерии образование утверждает, что «творчество занимает центральное место в инновационном решении проблем, и оно должно стать неотъемлемой частью образования инженеров-конструкторов» [9, стр. 141]. Инженерная профессия предлагает «распознавать, подтверждать и решать проблемы» [10].

По сути, инженерия — это способность решать проблемы с помощью творческого процесса [11]. Инженерия решает рутинные задачи, однако 21 век требует более творческие и новые решения. Чтобы достичь этого, инженеры должны быть настолько же хороши в творчестве, насколько хорошо они относятся к техническим знаниям [8].

Творчество с инженерной точки зрения определяют как «функциональное творчество», чтобы указать на важность функциональных требований в инженерной сфере [12]. Предлагается метод оценки креативности продукта в инженерном контексте [8]: первый критерий -«эффективность», означающая, что результат конечного продукта должен решить поставленную задачу. Если продукт не эффективен, то не имеет значения, насколько удивительно или оригинально это решение. «Нельзя говорить о творчестве, не разобравшись сначала с вопросом эффективности» [8].

Требуется время, чтобы превратить творческие идеи в инновационные результаты с коммерческим потенциалом. Неудача — это часть обучения, и образование в области инженерного проектирования должно понимать это, когда назначаются проектные задания и рубрики оценивания учащихся.

Студентов инженерных специальностей следует поощрять к тому, чтобы они учились в процессе проектирования, а не просто сосредоточивали внимание на их конечном продукте. И хорошим результатом в процессе обучение является выполнение выпускной работы в виде стартапа: «ВКР как стартап», где он может проявить свои лучшие качества как инженер — строитель.

Литература:

  1. 1. Зборовская М. И. Квалификация инженера-строителя и гидротехника как творческая профессия. / Зборовская М. И., Фартуков В. А., Дубинский С. И., Алексеев Д. А. // Устойчивое развитие России — 2022 — Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022 Издательство: Международный центр научного партнёрства «Новая Наука» — стр. 57–65. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49462344_69400002.pdf
  2. Сучков B., Иванов В., Корчагин Е. Модель инженера-строителя: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2006. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-inzhenera-stroitelya-kompetentnostnyypodhod (дата обращения: 12.09.2022).
  3. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Руководитель авт. кол., науч. и лит. ред. С. Я. Батышев; Науч.-ред. совет: Батышев С. Я. (пред.) и др. — М.: Рос. акад. образования: Проф. образование, 1999. — на стр.1160.
  4. Rhodes, M. (1961). An analysis of creativity. In The Phi Delta Kappan, (pp. 302- 310). Phi Delta Kappa International.
  5. Torrance, E. P. Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual. Bensenville, IL: Scholastic Testing Services. 1974. https://doi.org/10.3102/00028312005002272
  6. Daly, S., Mosyjowski, E., & Seifert, C. M. Teaching creativity in engineering courses. Journal of Engineering Education, 417- 449. 2014. https://doi.org/10.1002/jee.20048
  7. Baillie, C., & Walker, P. Fostering Creative Thinking in Student Engineers. European Journal of Engineering Education, 23(1), 1998. 35–44
  8. Cropley, D. Creativity in Engineering: Novel Solutions to Complex Problems. Chapter Four: Product the Creativity of Things. USA: Elsevier. 2015.
  9. de Vere, I. New Directions in Engineering Education: Developing Creative and Responsible Product Design Engineers. (Doctor of Philosophy), Swinburne University of Technology, Australia. 2013.
  10. Liu, Z., & Schonwetter, D. Teaching Creativity in Engineering Education. International Journal of Engineering Education, 20(5), 2004. 801–808.
  11. Zhou, C. Fostering creative engineers: a key to face the complexity of engineering practice. European Journal of Engineering Education, 37(4), 2012a. 343–353.
  12. Cropley, D., & Cropley, A. Recognizing and fostering creativity in technological design education. International Journal of Technological Design Education, 20, 2010. 345–358.
Основные термины (генерируются автоматически): BIM, инженер, конечный продукт, творчество, высшее образование, коммерческий потенциал, знание, навык, процесс проектирования, сфера строительства.


Ключевые слова

творчество, высшее образование, инженер, BIM, конечный продукт, коммерческий потенциал

Похожие статьи

Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения уровня профессиональных компетенций студентов технических специальностей на примере железнодорожного вуза

В нашей стране знания в области интеллектуальной собственности часто недооценивают. Между тем, элементарные знания необходимы, в том числе, техническим специалистам для осуществления научно-исследовательской, предпринимательской и других видов деятел...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система обучения

Технологии, совершив огромный скачок в развитии за достаточно короткое время, уже смогли существенно облегчить жизнь человеку. Создание сильного ИИ для включения его в образовательный процесс является актуальной задачей, поскольку технические разраб...

Технология управления талантами персонала как инновационный метод повышения конкурентоспособности организации

Поиск и привлечение талантливых сотрудников на рабочие места является не единственным фактором успешной деятельности организации. Необходимо осуществлять беспрерывный процесс совершенствования системы управления талантами. В статье основное внимание ...

Отличительные особенности проектной деятельности

Для того чтобы быть конкурентоспособным в современных условиях и эффективнее использовать ограниченные ресурсы, необходимо внедрение и применение новых управленческих инструментов. Одним из таких инструментов является проектное управление. Во всем м...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Честность в принятии решения как компонент управленческого потенциала

В современном мире проблема подбора подходящих кадров для осуществления управленческой деятельности является важной, но сложной задачей. Именно поэтому важно исследовать все значимые компоненты, влияющие на результативность их работы. Моей целью стал...

Проектная деятельность в математике

В статье рассматривается актуальность метода проектов является одним из актуальных в информационном обществе. Он помогает воспитывать ответственную, самостоятельную личность, развивать умственные способности, творческие начала, которые необходимы для...

Развитие познавательных навыков детей на основе проектной технологии

Одним из основных приоритетов развития мировой системы образования в XXI веке является повышение уровня образования с применением новых технологий. Технология проектного обучения значительно способствует развитию знаний. Это связано с тем, что через ...

Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами национального стандарта

Успешность развития большинства отечественных компаний в настоящее время в достаточно большой мере связано с качеством системы проектного управления и организации данной системы. Задачи, стоящие перед эффективным проектным походом, предусматривают фо...

Communicative games as a tool to develop learner’s speaking skills

Изучение языка является трудной задачей и требует применения различных навыков. Игры -бесценная поддержка, которую учитель может использовать для того, чтобы помочь студентам добиться успеха. Использование игры в процессе преподавания иностранных язы...

Похожие статьи

Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения уровня профессиональных компетенций студентов технических специальностей на примере железнодорожного вуза

В нашей стране знания в области интеллектуальной собственности часто недооценивают. Между тем, элементарные знания необходимы, в том числе, техническим специалистам для осуществления научно-исследовательской, предпринимательской и других видов деятел...

Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система обучения

Технологии, совершив огромный скачок в развитии за достаточно короткое время, уже смогли существенно облегчить жизнь человеку. Создание сильного ИИ для включения его в образовательный процесс является актуальной задачей, поскольку технические разраб...

Технология управления талантами персонала как инновационный метод повышения конкурентоспособности организации

Поиск и привлечение талантливых сотрудников на рабочие места является не единственным фактором успешной деятельности организации. Необходимо осуществлять беспрерывный процесс совершенствования системы управления талантами. В статье основное внимание ...

Отличительные особенности проектной деятельности

Для того чтобы быть конкурентоспособным в современных условиях и эффективнее использовать ограниченные ресурсы, необходимо внедрение и применение новых управленческих инструментов. Одним из таких инструментов является проектное управление. Во всем м...

Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы

Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...

Честность в принятии решения как компонент управленческого потенциала

В современном мире проблема подбора подходящих кадров для осуществления управленческой деятельности является важной, но сложной задачей. Именно поэтому важно исследовать все значимые компоненты, влияющие на результативность их работы. Моей целью стал...

Проектная деятельность в математике

В статье рассматривается актуальность метода проектов является одним из актуальных в информационном обществе. Он помогает воспитывать ответственную, самостоятельную личность, развивать умственные способности, творческие начала, которые необходимы для...

Развитие познавательных навыков детей на основе проектной технологии

Одним из основных приоритетов развития мировой системы образования в XXI веке является повышение уровня образования с применением новых технологий. Технология проектного обучения значительно способствует развитию знаний. Это связано с тем, что через ...

Оценка и развитие компетентности специалистов и руководителей в области управления проектами национального стандарта

Успешность развития большинства отечественных компаний в настоящее время в достаточно большой мере связано с качеством системы проектного управления и организации данной системы. Задачи, стоящие перед эффективным проектным походом, предусматривают фо...

Communicative games as a tool to develop learner’s speaking skills

Изучение языка является трудной задачей и требует применения различных навыков. Игры -бесценная поддержка, которую учитель может использовать для того, чтобы помочь студентам добиться успеха. Использование игры в процессе преподавания иностранных язы...

Задать вопрос