Учебная программа высшего образования фокусируется как на технических навыках, так и на практических навыках, включая творчество. Эти качества и умения необходимы для качественной и продуктивной работы инженера-строителя. Также инженер-строитель должен обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, коммуникабельность и ответственность. Различные исследования показали, что творчеству можно учить и учиться. Требуется время, чтобы превратить творческие идеи в инновационные результаты с коммерческим потенциалом. Студентов инженерных специальностей следует поощрять к тому, чтобы они учились в процессе проектирования, а не просто сосредоточивали внимание на их конечном продукте.
Ключевые слова: инженер, творчество, конечный продукт, высшее образование, коммерческий потенциал, BIM
Целостная учебная программа высшего образования, которая фокусируется как на технических навыках, так и на практических навыках, включая творчество, требуется от высших учебных заведений для подготовки студентов-инженеров с правильным набором навыков оставаться конкурентоспособными с точки зрения инженерных технологий для работы в сфере строительства.
Сочетание учебного процесса и получения технических навыков наряду с практическими позволяет студенту лучше понять свою будущую специальность, ощутить профессию «вживую», её ритм и атмосферу.
Например, я работаю на должности инженер ПТО (производственно-технического отдела) — это сотрудник, который занимается разработкой проектов, смет, контролирует выполнение производственных задач. Главная задача — разрабатывать и подготавливать технические документы в соответствии с нормативно-правовыми актами и законодательством. Помимо работы с огромным количеством документации, инженеры ПТО общаются с участниками строительного процесса — подрядчиками, инженерами и так далее. Для качественной работы такому специалисту необходимо достаточно подробно знать производственный процесс, происходящий на объекте, в чём безусловно помогает техническое образование.
Помимо всего прочего инженеру ПТО необходимо свободно владеть такими программами, как Word, Excel и графические пакеты программ, где наиболее распространённая на сегодня программа — AutoCAD фирмы Autodesk, но всё больше российских фирм переходят сегодня на отечественные графические пакеты — nanoCAD, дополнительно также nanoCAD Стройплощадка, nanoCAD Металлоконструкции, nanoCAD GeoniCS и nanoCAD инженерный BIM; КОМПАС-3D — это ещё одна российская система параметрического моделирования деталей и сборок, используемая в сфере строительства. САПР КОМПАС-3D принадлежит компании АСКОН и является, наверное, самой популярной отечественной разработкой в области проектирования.
Одновременно инженер-строитель должен обладать такими универсальными качествами, как: стрессоустойчивость, коммуникабельность и ответственность. Сама должность инженера ПТО является начальной ступенькой в огромной лестнице на пути к архитектуре, инженерному конструированию, организации рабочего процесса и т. п. То есть «…квалификация сегодня — это не только профессиональные знания, умения и навыки, но и качества личности, востребованные данным видом профессионального труда» … на основе личностно ориентированной концепции образования [1, 2].
Лично от себя хотелось бы заметить тот факт, что в основе для начала работы на должности инженера ПТО необходимо в первую очередь обладание базовыми знаниями в процессе строительства и умение пользоваться приведёнными выше программами. Большая часть всего остального нарабатывается исходя из определённого объекта строительства, так как везде есть свои нюансы и тонкости. Меня особенно привлекает в данной должности — получение постоянно новых знаний и (чуть ли не ежедневное) приобретение чего-то нового в процессе работы.
Инженер ПТО активно работает на месте с другими инженерами, чтобы контролировать производственные процессы и обеспечивать внедрение безопасных методов работы. Обязанности инженера требуют, чтобы он работал и на открытом воздухе и имел уровень физической подготовки, соответствующий требованиям работы. Он также должен работать в соответствии со сроками проекта, уметь адаптироваться к производству с различными требованиями к работе, чтобы справляться с новыми проектами строительства, требующими тщательного внимания к деталям, и ремонтными работами, в которых особое внимание уделяется быстрому реагированию и обороту.
У инженера формируется профессиональная компетенция, которая основывается как на профессиональных знаниях, социально-коммуникативных и индивидуальных способностях, что позволяет проявлять самостоятельность профессиональной деятельности [3]. Инженеры применяют технические знания в сочетании с творчеством, чтобы выйти с новыми и реальными решениями в виде продуктов, которые являются прямым ответом на изменения в окружающей среде в общество.
К сожалению, воспитание творческих способностей у студентов неадекватно в высших учебных заведениях мира, в том числе и у нас в России.
Различные исследования показали, что творчеству можно учить и учиться [4]. Торранс [5] определял творчество как процесс становления чувствительным к проблемам: недостатки, пробелы в знаниях, недостающие элементы, дисгармонии и т. д.; выявление сложного; ищет решения, догадки или формулирование гипотез о недостатках; проверка и перепроверка этих гипотез и, возможно, их изменение и повторное тестирование и, наконец, сообщение результатов. Креативность можно определить бесчисленными способами и различные исследователи, например Роудс (1961, [4]) заявил, что ни одна теория не может включать в себя все различные теории творчества. Исследователи широко принимают характеристику креативности как способность человека отыскивать идеи в новых подходах, которые являются современными и полезными для общества [6].
Значительное количество исследователей подчёркивали необходимость совершенствования креативности и инновации в инженерном образовании [7]. «Инжиниринг — это процесс решения проблем, который связывает новые потребности с новыми технологиями. Творчество связано с созданием эффективных, новых решений; и поэтому креативность и инженерия — это, по сути, две стороны одной медали» [8]. При обсуждении новых направлений в инженерии образование утверждает, что «творчество занимает центральное место в инновационном решении проблем, и оно должно стать неотъемлемой частью образования инженеров-конструкторов» [9, стр. 141]. Инженерная профессия предлагает «распознавать, подтверждать и решать проблемы» [10].
По сути, инженерия — это способность решать проблемы с помощью творческого процесса [11]. Инженерия решает рутинные задачи, однако 21 век требует более творческие и новые решения. Чтобы достичь этого, инженеры должны быть настолько же хороши в творчестве, насколько хорошо они относятся к техническим знаниям [8].
Творчество с инженерной точки зрения определяют как «функциональное творчество», чтобы указать на важность функциональных требований в инженерной сфере [12]. Предлагается метод оценки креативности продукта в инженерном контексте [8]: первый критерий -«эффективность», означающая, что результат конечного продукта должен решить поставленную задачу. Если продукт не эффективен, то не имеет значения, насколько удивительно или оригинально это решение. «Нельзя говорить о творчестве, не разобравшись сначала с вопросом эффективности» [8].
Требуется время, чтобы превратить творческие идеи в инновационные результаты с коммерческим потенциалом. Неудача — это часть обучения, и образование в области инженерного проектирования должно понимать это, когда назначаются проектные задания и рубрики оценивания учащихся.
Студентов инженерных специальностей следует поощрять к тому, чтобы они учились в процессе проектирования, а не просто сосредоточивали внимание на их конечном продукте. И хорошим результатом в процессе обучение является выполнение выпускной работы в виде стартапа: «ВКР как стартап», где он может проявить свои лучшие качества как инженер — строитель.
Литература:
- 1. Зборовская М. И. Квалификация инженера-строителя и гидротехника как творческая профессия. / Зборовская М. И., Фартуков В. А., Дубинский С. И., Алексеев Д. А. // Устойчивое развитие России — 2022 — Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022 Издательство: Международный центр научного партнёрства «Новая Наука» — стр. 57–65. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49462344_69400002.pdf
- Сучков B., Иванов В., Корчагин Е. Модель инженера-строителя: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2006. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-inzhenera-stroitelya-kompetentnostnyypodhod (дата обращения: 12.09.2022).
- Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Руководитель авт. кол., науч. и лит. ред. С. Я. Батышев; Науч.-ред. совет: Батышев С. Я. (пред.) и др. — М.: Рос. акад. образования: Проф. образование, 1999. — на стр.1160.
- Rhodes, M. (1961). An analysis of creativity. In The Phi Delta Kappan, (pp. 302- 310). Phi Delta Kappa International.
- Torrance, E. P. Torrance tests of creative thinking: Norms-technical manual. Bensenville, IL: Scholastic Testing Services. 1974. https://doi.org/10.3102/00028312005002272
- Daly, S., Mosyjowski, E., & Seifert, C. M. Teaching creativity in engineering courses. Journal of Engineering Education, 417- 449. 2014. https://doi.org/10.1002/jee.20048
- Baillie, C., & Walker, P. Fostering Creative Thinking in Student Engineers. European Journal of Engineering Education, 23(1), 1998. 35–44
- Cropley, D. Creativity in Engineering: Novel Solutions to Complex Problems. Chapter Four: Product the Creativity of Things. USA: Elsevier. 2015.
- de Vere, I. New Directions in Engineering Education: Developing Creative and Responsible Product Design Engineers. (Doctor of Philosophy), Swinburne University of Technology, Australia. 2013.
- Liu, Z., & Schonwetter, D. Teaching Creativity in Engineering Education. International Journal of Engineering Education, 20(5), 2004. 801–808.
- Zhou, C. Fostering creative engineers: a key to face the complexity of engineering practice. European Journal of Engineering Education, 37(4), 2012a. 343–353.
- Cropley, D., & Cropley, A. Recognizing and fostering creativity in technological design education. International Journal of Technological Design Education, 20, 2010. 345–358.