Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.01.2023

Статья просмотрена: 258 раз

Библиографическое описание:

Шутова, Е. В. Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях / Е. В. Шутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98489/ (дата обращения: 24.12.2024).



Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс формирований умений учебного сотрудничества у учащихся с умственной отсталостью затруднен из-за слабого развития или отсутствия навыков межличностного общения, низкой потребности в общении в связи с узостью социальных контактов, отсутствием умения договариваться с партнером по общению. Это обстоятельство требует поиска эффективных технологий по формированию умений учебного сотрудничества и создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития учащихся с умственной отсталостью и их успешной социализации и интеграции в общество. В младшем школьном возрасте закладываются базовые учебные навыки, в том числе и навык учебного сотрудничества. От того, насколько успешным будет этот процесс, зависит успешность освоения учебной программы и социализации учащегося. В практике обучения учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью широкое распространение получили игровые технологии обучения, как доступные и активные методы обучения. В связи с этим актуальной проблемой становится изучение особенностей применения игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях.

Цель исследования: осуществить анализ игровых технологий для формирования умений сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях.

Гипотеза исследования: предполагается, что в результате проведения коррекционно-развивающих занятий у детей с умеренной умственной отсталостью с использованием игровых технологий будут сформированы умения учебного сотрудничества.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать развитие умения сотрудничающего взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
  2. Определить особенности общения и межличностного взаимодействия детей с нарушениями интеллекта.
  3. Провести экспериментальное исследование умений сотрудничества у младших школьников умеренной умственной отсталостью.
  4. Оценить эффективность использования игровых технологий для формирования умений сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования по проблеме учебного сотрудничества (И. А. Зимняя, Е. Ю. Самошкина), концепции коррекционно-развивающего обучения учащихся с умственной отсталостью (В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева, и др.).

На основании теоретического анализа развитие умения сотрудничающего взаимодействия можно трактовать как «коммуникативное умение детей младшего школьного возраста в процессе совместной учебной деятельности с педагогом и сверстниками» [1, с. 115]. Сотрудничество представляет собой некую форму организации процесса обучения, при этом ведущая роль в ней отводится взрослому. Применительно к младшему школьному возрасту это понятие определяется как тип взаимодействия применительно к разрешению детьми поставленной образовательной задачи, которая требует интеграции усилий, и определяет объединение участников для достижения целей, составления планов, регуляции в достижении совместного результата [3]. Для сотрудничества необходима согласованность действий партнеров по общению. Это определяется достижение поставленной цели каждого участника общения, а также совместных целей коллективной деятельности. В процессе сотрудничества оформляется содержательная основа межличностного взаимодействия: эмоциональное единство, обмен мнениями, согласование усилий для достижения поставленной цели.

Формированию навыков сотрудничества в младшем школьном возрасте способствуют совместные мероприятия, общая деятельность. В ходе совместной учебной работы учащиеся помогают друг другу, дают советы. В результате получается продукт совместного творчества, стараний, переживаний за общее дело. Преимущества этих форм организации обучения заключаются в том, что они позволяют установить взаимоотношения между учащимися, они интересны детям и помогают педагогу изучить особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте и регулировать их. Сотрудничество по своей сути основано на «совместной деятельности, которая направлена на реализацию и достижение цели» [6, с. 281].

Формирование навыков сотрудничества у учащихся с умеренной умственной отсталостью выражено затруднено. Поскольку у изучаемой категории учащихся в силу интеллектуального дефекта и вторичных нарушений эмоционально-волевой сферы не сформированы все компоненты, которые составляют основу учебного сотрудничества: познавательный интерес, готовность вступить во взаимодействие, коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с партнером (партнерами) по учебной деятельности. В. Г. Петрова выделила специфические особенности развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью [4]. К ним относятся низкая устойчивость внимания, выраженные сложности в распределении внимания, нарушения памяти, замедленность мышления. На первый план выдвигаются нарушения произвольности деятельности. Это обусловлено тем, что при появлении определенных сложностей дети не пытаются их преодолеть. Дети бросают работу и теряют интерес к заданию. В случае, если деятельность интересна и доступна для выполнения, внимание детей сохраняется. Поэтому учащиеся часто не могут сосредоточиться на определенном объекте или конкретной деятельности [4]. В качестве основных нарушений отмечается тотальность и иерархичность нарушений; дети имеют выраженные нарушения основных мыслительных операций; познавательная деятельность детей с трудностями в обучении характеризуется нарушением не только высших форм познавательной деятельности, но и нарушением всех ведущих психических процессов: внимания, восприятия, памяти. На основе исследований, проведенных В. Г. Петровой [4], Е. А. Стребелевой [5] можно сделать вывод, что наличие дефектов интеллекта у детей негативно сказывается на их межличностном взаимодействии, адекватном восприятии партнеров по общению и интерпретации их действий. В. Г. Петрова отмечала, что «у учащихся с умеренной умственной отсталостью наблюдается сниженная активность, в том числе в отношении общения с другими людьми и это затрудняет формирование учебного сотрудничества» [4, с. 56].

Цель исследования состояла в разработке содержания игровых технологий по коррекции нарушений навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. В связи с этим была проведена диагностика исходного уровня сформированности навыков учебного сотрудничества и коммуникативных способностей у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Исследование проводилось на базе ГКОУ УР «Школа № 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Ижевска. Группу составляли дети младшего школьного возраста, учащиеся 3 классов (8–9 лет) с диагнозом ПМПК «нарушение интеллекта умеренной степени» — 8 детей (5 мальчиков, 3 девочки).

Были получены следующие результаты: у 33,3 % младших школьников выявлен низкий уровень, у 66,6 % учащихся — средний уровень групповой сплоченности. Следовательно, в классе низкий показатель сплоченности, учащиеся не стремятся к совместной деятельности, у учащихся слабо сформирована потребность в коллективной деятельности.

На основании оценки показателей согласованности действий в процессе организации и осуществления сотрудничества по данным методик «Рукавички» и «Совместное рисование» Г. А. Цукерман было установлено, что ни в одной паре учащихся действия не согласованы при выполнении совместной учебной деятельности. Учащиеся не смогли договориться о совместном плане выполнения действий, у них возникали конфликты и разногласия, действия были разобщенными.

На основании результатов первичной диагностики был сделан вывод о необходимости разработки программы коррекции нарушений навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью, которая реализовывалась на формирующем этапе эксперимента. Из разных видов игровых технологий коллективные дидактические игры в наибольшей степени позволяют сформировать навыки учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью, поскольку наличие общей цели и мотива деятельности, совместные организующие действия, общий результат и доступная для учащихся с нарушением интеллекта технология игрового обучения способствует достичь поставленной цели. Коммуникативный принцип в обучении учебному сотрудничеству оказывается методологическим, поскольку «формирование учебного сотрудничества основано на применении эффективных коммуникативных средств» [6, с. 281]. Поэтому важно на коррекционно-развивающих занятиях обучать учащихся применять средства коммуникации.

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях включало серию занятий с использованием коллективных и парных дидактических игр. Отдельные игры были посвящены формированию эмоционально-знаковой составляющей учебного сотрудничества. Данные игры направлены на решение задач по формированию представлений о знаках и символах общения, понимания и использования языка эмоций, культурно-речевых оборотов в коммуникативной деятельности детей в ходе учебного взаимодействия (например, «Небоскреб», «Ищем клад» [2]).

Отдельные игры были направлены на формирование социокультурной стороны сотрудничества, формирования позитивного сотрудничества со сверстниками в различных вариантах взаимодействия с разными партнерами (позитивного, нейтрального, негативного), умения конструктивно разрешать различные конфликтные ситуации в общении в условиях совместной учебной деятельности (например, «Неожиданные картинки», «Совместный рисунок» [2]).

Отдельный блок игр был посвящен формированию познавательно-развивающей стороне социальных умений в совместной деятельности. Данный блок направлен на формирование умений вступать в диалог между в парных формах совместной учебной деятельности, а также осуществлять контроль негативных эмоций в процессе совместной учебной деятельности (например, игра «Да и нет», «Сладкая проблема» [2]).

Коррекционно-педагогическая деятельность осуществляется путем систематической последовательной работы с субъектами образовательного процесса. Эффективность проведенных коррекционных воздействий проводится по итогам повторного диагностического обследования. Для проверки эффективности коррекционной работы на завершающем этапе было проведено контрольное диагностическое обследование. Было установлено, что учащиеся с нарушением интеллекта стали более раскованными, коммуникабельными. Наблюдалось более адекватное отношение к сверстникам в процессе совместной учебной деятельности. У учащихся стали реже возникать конфликты в процессе совместной деятельности, они стали более продуктивно договариваться для достижения общей учебной цели. Формирование коммуникативных навыков благоприятно повлияло на развитие умений учебного сотрудничества.

Таким образом, к основным психолого-педагогическим условиям, которые способствуют формированию умения взаимодействовать в ходе учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью относятся: условия организации коллективной деятельности, реализация общения согласно модели «субъект — субъект», проявление инициативности и активности в общении детей друг с другом, создание проблемных ситуаций, которые требуют активизации умения взаимодействовать. К одной из технологий, которые способствуют развитию умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью, относится игровая: игровые методы коллективной деятельности, совместная учебная деятельность, коммуникативные игры при решении учебных задач.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Новое учебное пособие по педагогической психологии // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 115.
  2. Карпова, Е. В. Дидактические игры / Е. В. Карпова. — Ярославль: Акад. развития, 2017. — 240 с.
  3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению (характер, коммуникабельность). — Ярославль: Академия развития, 1997. — 145 с
  4. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых. — М.: Академия, 2004. — 160 с.
  5. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. — М.: «ВЛАДОС», 2017. — 330 с.
  6. Самошкина Е. Ю. Организация учебного сотрудничества — среда формирования коммуникативных учебных действий младших школьников // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 3. — С.281–285.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное сотрудничество, умеренная умственная отсталость, младший школьный возраст, совместная учебная деятельность, учащийся, коллективная деятельность, нарушение интеллекта, совместная деятельность, умственная отсталость, формирование умений.


Похожие статьи

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Похожие статьи

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Использование сказкотерапевтических приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Роль дидактических игр в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми

Задать вопрос