В статье автор пытается отразить ключевые особенности всех существующих проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации,Конституционное Собрание Российской Федерации, проекты Федерального конституционного закона.
Конституционное Собрание Российской Федерации — это учредительный орган государственной власти Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституционное Собрание созывается для решения вопросов, связанных с подтверждением неизменности действующей Конституции Российской Федерации или принятием новой Конституции Российской Федерации [1].
В соответствии со статьей 135 Конституции РФ, главы 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. В случае, если предложение о пересмотре указанных глав набрало квалифицированное большинство голосов (3/5) от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается двумя третями голосов членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование, на котором принимается простым большинством голосов (более половины избирателей), принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей [2].
Проблема созыва Конституционного Собрания заключается в том, что до сих пор не принят федеральный конституционный закон, который должен регулировать данный процесс, следовательно, на данный момент изменение 1, 2 и 9 глав Конституции не представляется возможным.
В российском праве существует несколько подходов к решению данной проблемы. В частности, существует проект ФКЗ О. Г. Румянцева «О Конституционном собрании» в двух вариациях, проект ФКЗ «О Конституционном собрании» С. А. Ковалёва, а также проект ФКЗ N 1046036–7 «О Конституционном Собрании Российской Федерации», внесенный в ГД ФС РФ 28.10.2020 депутатами Государственной Думы от партии КПРФ.
Проекты О. Г. Румянцева различаются между собой, в первую очередь, по порядку формирования Конституционного Собрания. В варианте А предполагается, что орган будет формироваться путем избрания его членов гражданами Российской Федерации по мажоритарной избирательной системе от каждого субъекта Российской Федерации по норме, предусмотренной для выборов депутатов Государственной Думы РФ. Вариант Б же, в свою очередь, подразумевает, что Собрание будет сформировано из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы созыва, поддержавшего предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, а также из полномочных представителей субъектов Российской Федерации.
В варианте А предусмотрено 225 (вариант — 403) членов Конституционного Собрания, во втором же — 1031. В обоих вариантах предлагается срок полномочий Собрания полгода или год.
К ведению Конституционного Собрания, в соответствии с обоими проектами, относятся:
А) подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации;
Б) внесение изменений в Конституцию Российской Федерации;
В) разработка проекта новой Конституции России;
Г) принятие новой Конституции России;
Д) вынесение проекта новой Конституции России на всенародное утверждение;
Е) установление порядка вступления в силу новой Конституции России;
В варианте Б добавляется еще один пункт:
Ж) рассмотрение важнейших вопросов общественной и государственной жизни, имеющих общефедеральное значение.
8 сентября 2000 года в парламент был внесен проект ФКЗ «О Конституционном собрании» С. А. Ковалёва. Основные положения проекта Ковалёва таковы:
— Конституционное Собрание состоит из 450 народных представителей — членов Конституционного Собрания, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
— Конституционное Собрание созывается на срок до подтверждения неизменности Конституции РФ, либо до принятия новой Конституции РФ, либо до вынесения проекта новой Конституции РФ на всенародное голосование, но не более чем на двенадцать месяцев со дня проведения первого заседания Конституционного Собрания; срок полномочий Конституционного Собрания может быть продлен не более, чем на три месяца.
— Структура: Председатель Конституционного Собрания (председатель Государственной Думы РФ), заместители председателя КС, Совет КС, Рабочая палата КС, Комиссии КС, Объединения членов КС.
— Полномочия: Подтверждение неизменности Конституции РФ, Внесение альтернативных проектов Конституции РФ, Предварительное рассмотрение Конституционным Собранием предложения о пересмотре Конституции РФ и проектов новой Конституции РФ, Принятие решения о разработке проекта новой Конституции РФ, Принятие проекта новой Конституции РФ за основу, Подготовка и принятие проекта Конституции РФ, Вынесение проекта новой Конституции Российской Федерации на всенародное голосование (Предложение о рассмотрении вопроса о принятии постановления о вынесении проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.)
Постановление Конституционного Собрания о принятии Конституции Российской Федерации является окончательным, вступает в силу немедленно после его принятия и подлежит незамедлительному опубликованию в порядке, предусмотренном законодательством о порядке опубликования Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, а также доводится до всеобщего сведения через иные средства массовой информации [5].
Самым новым и наиболее актуальным является проект ФКЗ N 1046036–7 «О Конституционном Собрании Российской Федерации», внесенный в ГД ФС РФ 28.10.2020.
Срок полномочий предлагается тот же, что и в вышеприведенных проектах.
Согласно законопроекту, КС должно состоять из 335 человек:
10 — по должности — лица, занимающие высшие государственные должности, то есть: Президент, Председатель Госсовета, председатели Государственной Думы и Совета Федерации, Председателя Правительства, Председатель Конституционного Суда, Председатель ВС РФ, Генпрокурор, Председатель ЦИК и Уполномоченный по правам человека в РФ.
225 — по избранию — выборы по многомандатному федеральному избирательному округу,
100 — по назначению: из числа ведущих ученых-юристов (20 человек), представителей общественных и религиозных объединений (20 человек), а также членов Совета Федерации (20 человек) и депутатов Госдумы (40 человек).
В первую очередь, КС должно будет рассмотреть вопрос о подтверждении неизменности действующей Конституции. Если в результате открытого голосования с помощью бюллетеней будет подтверждена действующая Конституция, то его деятельность прекращается.
В случае, если в результате голосования неизменность не подтверждается, то проходит голосование о принятии за основу проекта Конституции, предложенного инициатором ее пересмотра. Если он за основу не принимается, КС организует разработку своего проекта.
Доработанный или вновь разработанный проект новой Конституции выносится на голосование для одобрения КС. Если он не получает большинства голосов, работа КС прекращается. Если же проект будет одобрен, он выносится на всенародное обсуждение, которое продолжается 60 дней, в течение которых граждане и организации, органы власти могут направлять в адрес КС предложения и замечания по проекту Конституции.
В течение 30 дней после окончания всенародного обсуждения, предложения и замечания рассматриваются в КС рабочими и экспертными группами, и с их учетом дорабатывается проект новой Конституции. Затем происходит процедура обсуждения проекта в КС в открытом режиме по каждому абзацу, статье, части, с голосованием по отдельным поправкам и за статью, часть в целом.
После завершения работы над всем текстом проекта новой Конституции КС решает вопрос о способе принятия новой Конституции. Это может осуществлено или сами Конституционным Собранием, или путем всенародного голосования. Для принятия Конституции необходимо две трети голосов от общего числа его членов.
Если принято решение о проведении всенародного голосования, то сначала проводится одобрение проекта новой Конституции самим КС. Всенародное голосование проводится в порядке, установленном федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Для принятия Конституции достаточно будет голосов более половины граждан, принявших участие в голосовании, при явке более половины от числа избирателей [1].
Тот факт, что ФКЗ о созыве Конституционного Собрания до сих пор не был принят, означает то, что на данный момент государство не испытывает необходимость в принятии новой Конституции. В случае, когда возникнет подобная нужда, законодательство обратится к уже существующим проектам ФКЗ, либо на их основе будет составлен новый.
Литература:
- Проект Федерального конституционного закона N 1046036–7 «О Конституционном Собрании Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.10.2020)
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант плюс».
- Проект Федерального конституционного закона «О Конституционном собрании». Вариант Б: «Порядок созыва — формирование» (01.12.1994) https://rumiantsev.ru/a521/
- Проект федерального конституционного закона «О конституционном собрании» вариант а: «Порядок созыва — выборы». (1.12.1994) https://constitutions.ru/?p=17546
- Проект Федерального конституционного закона N 4800–3 «О Конституционном Собрании» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.09.2000)