В статье рассматриваются формы взаимодействия бизнеса и государства в странах Европейского союза. Особое внимание уделяется роли создания «Зеленой книги» как основополагающего документа по регулированию отношений государственно-частного партнерства в виде концессионных соглашений.
Ключевые слова: концессия, ГЧП, ГЧП в Европейском союзе, Зеленая книга, концессия в Европе.
The article discusses the forms of interaction between business and the state in the countries of the European Union. Particular attention is paid to the role of creating a green paper as a fundamental document for regulating public-private partnership relations in the form of concession agreements.
Keywords: concession, PPP, PPP in the European Union, green paper, concession in Europe.
На современном этапе развития взаимоотношений государственно- частного партнерства (ГЧП) наблюдаются большие достижения. Такая система продвинула на совершенно новый уровень возможность реализации как государственных, так и частных проектов. Но так ли все хорошо на самом деле? В этой статье мы проанализируем документы, которые были созданы с целью узаконивания таких взаимоотношений, их основные положения, касающиеся концессионных соглашений, и роль, которую они в конечном счете сыграли. Литературы на русском языке, посвященной государственно-частному партнерству в зарубежных странах, очень мало, поэтому были переведены документы Европейского союза, находящиеся в открытом доступе.
Все страны так или иначе заинтересованы в своем развитии. Это касается не только наращивания военной мощи, но и всех социально-значимых аспектов жизни населения, независимо от их направленности: образования, науки, инфраструктуры или медицины. Все это имеет большое значение, так как без этого страну просто нельзя будет назвать развитой, а в следствии этого и финансовая привлекательность страны будет на низком уровне, а привлечение денежных средств в страну актуально для всех, даже для самых развитых стран.
Само по себе государственно-частное партнерство понятие не новое и используется достаточно давно. Еще в римской империи государство передавало в частное пользование объекты инфраструктуры. Такой подход позволял им содержать общественно значимые объекты в надлежащем виде. Взамен частные инвесторы пользовались ими в своих целях. Сегодня такой подход называется концессия. Правда само название такого вида взаимоотношений в том виде, в котором мы его видим сейчас, было образовано только в 1980 году [1].
Наибольшее развитие государственно-частное партнерство получило в начале XX века. В это время большое количество стран нуждалось в укреплении своих позиций на международной арене. В первую очередь страны нуждались в независимости, а для этого необходимо было иметь собственную богатую финансовую, промышленную и социальную инфраструктуру.
Сложное положение дел способствовало развитию такого вида государственно-частного партнерства как концессия. Концессии заключались в трех основных направлениях — это: строительство новых объектов и сооружений, реконструкция уже имеющихся и управление ими.
В самом начале такой системы взаимоотношений государство не получало основных преимуществ, которые так были ему нужны. Причиной этому была слабая законодательная база, которая позволяла концессионеру пользоваться ресурсами государства и платить за это сравнительно небольшую сумму. По своей сути это была просто аренда. Такой подход часто использовали в землепользовании. Со временем такое положение дел стало не устраивать власть и был дан толчок для развития законодательства в этой области.
Проще всего к новому типу партнерских отношений было адаптировано законодательство Европейского союза. В 1990 г. начали активно создаваться институты правоотношений государства и бизнеса. В 1992 году была подписана первая директива, включающая в себя основные правила по заключению договоров между государством и частными инвесторами. На начальном этапе это касалось только общественных услуг, таких как вывоз мусора или уборка территорий, то есть тех, которые никак не касались безопасности и развития государства. Но уже в 2004 году была создана так называемая «Зеленая книга» [2].
Это был новый путь развития в области государственно-частного партнерства в Европе. Полностью ее название звучало так: «Зеленая книга по государственно-частному партнерству и законодательству по государственным контрактам и концессиям». Эта книга позволила частному сектору участвовать в строительстве и развитии страны. В первую очередь стали развиваться дорожная и сырьевая инфраструктуры, затем начались более сложные отношения, касающиеся обороны страны. В том числе получило развитие концессионное партнерство между странами.
Поговорим о Зеленой книге более подробно. В тексте этого документа есть свои нюансы и аспекты, требующие разъяснения. В третьей части первой главы говорится об основных смыслах этой книги, а именно: дается ответ на вопросы о цели и планах партнерства. Если же говорить более конкретно, то речь идет о том, чтобы создать необходимую правовую основу для привлечения средств частного партнера в государственные контракты в форме ГЧП. Также ставится целью применение этой книги во всех отношениях, когда речь идет о правовой стороне партнерства общества и государства. Еще одним важным моментом, на котором стоит остановиться, является то, что речь ни в коем случае не идет о децентрализации власти и управлении государственными услугами. То есть государственная власть оставляет за собой право регулировать правоотношения с частной стороной, а частная сторона не может принимать участие в решениях государственной власти. Дополнительно можно отметить общие положения, указывающие на то, что при выборе кандидата с целью заключение контракта, для власти все одинаковы. Вместе с тем органы власти сами принимают решение о передаче полномочий третьей стороне.
В следующей главе, посвященной концессионным соглашениям, уточняется, какие именно задачи могут возлагаться на частного партнера, а также что он за это получит. Иначе говоря, способы возврата затраченных средств и получение прибыли. Государство готово возложить на партнера самые разные задачи. Они могут включать в себя проектирование, финансирование, выполнение, обновление, эксплуатацию какого-либо объекта или услуги. В этой главе уточняется, что частная сторона оказывает услугу вместо государства, но под его руководством.
В третьей главе идет рассмотрение юридической стороны создания структуры взаимодействия бизнеса и государства. Исходя из этой главы, делаем вывод, что в случае, когда за объект или услугу ответственны и частная сторона, и государство, необходимо создавать структуру, находящуюся в совместном владении партнеров по концессионному соглашению. Такой подход позволяет государству не только более точно контролировать ход оказания услуги, но и самому понимать особенности организации такой деятельности.
В общей практике государственно-частного партнерства в странах Европейского союза можно выделить некоторые формы концессии. Основными из них можно считать: получение чего-либо для управления и эксплуатации; получение с целью реконструкции, управления и эксплуатации; строительства, управления и эксплуатации.
Проанализировав документ Европейского союза о государственно-частном партнерстве, делаем вывод, что страны Европы довольно далеко продвинулись в отношениях между бизнесом и властью. Четкое определение форм и степени ответственности сторон, приведенное в этом документе, помогает недвусмысленно составлять договоры сотрудничества между частными инвесторами и государством. Не стоит забывать, что каждый договор государственно-частного партнерства рассматривается отдельно для достижения сторонами наилучшего взаимопонимания, при этом не нарушая основные положения «Зеленой книги».
Сакцентируем внимание на том, что появление Зеленой книги существенно помогло странам ЕС развиваться. Благодаря этому документу стало понятно, что делать можно, а чего нельзя, в каких структурах главным может быть частный сектор, а в каких только государство. Так или иначе все это отразилось на качестве жизни европейцев в лучшую сторону. В первую очередь это заметно в образовании и медицине.
Отдельно скажем о том, что феномен государственно-частного партнерства дает государствам не только привлекать финансирование в свою страну, но и технологии, которых у них раньше не было. Так страны, у которых были богатые залежи природных ископаемых, стали развитыми только после внедрения технологий, которые привели частные компании.
Проанализировав весь изученный материал, скажем, что при правильном законодательном подходе с четкими определениями и обязанностями сторон государственно-частного партнерства в таком виде как концессия, для государства результат будет только положительный. Во-первых, рыночная конкуренция позволяет эффективно управлять социально-значимыми объектами, во-вторых, привлекаются частные средства и правительству не приходится тратить бюджет страны, в-третьих, быстро растет уровень жизни в государстве. Все это считается критериями успеха развитых стран.
Литература:
- Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. № 2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-evrope (дата обращения: 18.01.2022).
- Степанова Н. Г. Мировой опыт реализации концессионного механизма // Экономический журнал. 2012. № 27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-realizatsii-kontsessionnogo-mehanizma (дата обращения: 18.01.2022).
- Директива Совета 92/50/ЕЕС от 18 июня 1992 г.
- Зеленая книга о государственно-частном партнерстве и законе Сообщества о государственных контрактах и концессиях. Брюссель. 30.04.2004.
- Директива 91/440/ЕЭС от 29 июля 1991 г., Директива 96/92/ЕЕС от 19 декабря 1996 г.