В статье автор пытается проанализировать феномен асимметрии федеративного устройства России, обозначить его основные черты и причины возникновения.
Ключевые слова: Российская Федерация, федеративное устройство, асимметрия федеративного устройства, причины асимметрии, феномен асимметрии.
Начиная со своего возникновения, современное российское государство непрерывно претерпевает преобразования во всех сферах общественных отношений, в том числе изменения происходят и в сфере федеративного устройства. В текущих геополитических условиях феномен асимметрии федеративного устройства России является одним из наиболее противоречивых.
Государственная целостность обозначена как один из принципов федеративного устройства Российской Федерации, который находит отражение не только в Конституции РФ, но и в конституциях и уставах субъектов федерации.
Асимметрия федеративного устройства как явление предполагает правовое неравенство входящих в состав федерации субъектов: различный правовой статус, вариативный характер взаимодействия с федеральным центром, несхожий набор полномочий, отличные друг от друга режимы хозяйствования, природопользования, налогообложения [1, с. 34].
Необходимо уточнить, что существует несколько видов асимметрии устройства федерации, опишем три разновидности:
Структурно-асимметричная федерация. В рамках данной федерации асимметрия ее устройства предусмотрена в ее структуре, так как в состав федерации, наряду с непосредственно субъектами федерации, могут входить иные территориальные образования. Данный вид федерации характеризуется юридическим неравенством между субъектами и иными территориальными образованиями. Данный вид подразумевает вхождение в состав федерации иных территориальных образований, наряду с непосредственно субъектами федерации. Примером такой асимметрии выступают США.
Федерации с открытой асимметрией. В состав подобной федерации входят лишь субъекты федерации, а асимметрия заключается в их неравном правовом статусе.
Второй вид асимметричных федераций предполагает вхождение в состав федерации только территориальных единиц, наделенных статутом субъекта федерации, при этом асимметричность заключается в различиях наименований и статусов данных субъектов. С точки зрения, О. Г. Румянцева, именно к данному виду асимметричных федераций можно отнести Российскую Федерацию [2, с. 389].
К федерациям со скрытой асимметрией относятся федерации, которые юридически предоставляют равный правовой статус всем входящим в состав федерации субъектам, однако на практике существует неравенство субъектов федерации.
Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Таким образом, Конституцией РФ изначально заложены элементы асимметрии в федеративном устройстве Российского государства.
В качестве одного из доказательств асимметрии федеративного устройства РФ можно привести правовой статус республик. Конституцией РФ в ч. 2 ст. 5 такой субъект Российской Федерации как республика назван «государством», что придает ему статус, отличный от прочих субъектов Федерации. Республики вправе иметь свои конституции, в то время как другие субъекты — уставы. Лишь республики наделены правом устанавливать свои государственные языки. Таким образом, можно сделать вывод, что республики имеют более привилегированный статус относительно прочих субъектов Федерации.
Конституция РФ также делает различие между автономными округами и другими типами субъектов. Особенность первых заключается в том, что они одновременно являются и частью другого субъекта, и частью самой федерации. Подобные субъекты в правовой науке именуются “матрешечными” [3, с. 82].
Весьма примечательным можно назвать положение Еврейской автономной области и четырех автономных округов. Процедура объединения или изменения конституционно-правового статуса субъекта не может быть применена в отношении Еврейской автономной области и двух последних «не объединившихся» автономных округов в силу ст. 5 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 5 Конституции РФ перечислены виды субъектов Российской Федерации, составляющие структуру Российской Федерации. При этом автономная область в ней указана в единственном числе, а автономные округа — во множественном. Статья 5 Конституции РФ находится в главе I Конституции РФ, следовательно, ее изменение возможно только в силу принятия новой Конституции РФ. Поэтому невозможно упразднение автономной области.
К причинам, обуславливающим возникновение феномена асимметрии федеративного устройства РФ, исследователи относят различные явления.
Давыдов Д. В. к подобным причинам относит различие природных условий, неравномерную заселенность территории нашего государства, неравенство экономического развития, исторические предпосылки [1, С. 35–39].
Савельев А. Э. называет причиной асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации особенности ее создания и развития, в первую очередь географический комплекс и этнический состав Российской федерации. Он видит федерализацию как один из путей к решению национальных проблем.
Таким образом, в Российской Федерации существует асимметрия федеративного устройства, порожденная комплексом объективных причин, условий и исторических предпосылок, к которым можно отнести: неравное экономическое развитие субъектов Федерации, этнические различия, неравномерную заселенность территории нашего государства и др. Российской Федерацией сугубо симметричной модели устройства. Очевидно, что элементы асимметрии сохранятся в федеративном устройстве страны и в дальнейшем.
Представляется очевидным невозможность принятия Российской Федерацией абсолютно симметричной модели устройства, определенные элементы асимметрии будут сохранены, так как они несут в себе много положительных черт, способствуя обеспечению мира внутри государства.
Литература:
- Давыдов Д. В. Основания асимметричного устройства российской федеративной системы // Теории и проблемы политических исследований. 2020. Том 9. № 5А. С. 33–41.
- Румянцев, О. Г. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.): в 6 т. Т. 3: 1992 год. Книга третья (Строительство новой Федерации) / под общ. Ред. О. Г. Румянцева. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 1112 с.
- Сычев, В. В. Специфика разграничения полномочий между органами государственной власти в «матрёшечных» субъектах РФ / В. В. Сычев // Chronos. — 2021. — Т. 6. — № 1(51). — С. 81–86.
- Савельев, А. Э. Асимметрия в структуре российского федерализма / А. Э. Савельев, А. В. Шаповалов // Полиматис. — 2017. — № 5. — С. 52–55.