В статье автор раскрывает методологический аспект организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, урок литературы, русский фольклор.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности кадета. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что при получении общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Так актуализируется патриотическое воспитание как направление развития духовно-нравственной сферы кадета. Отметим, что патриотизм представляет собой не только базовую национальную ценность, но и важнейшую составляющую всесторонне развитой личности.
В нормативных документах в области развития общества отмечается необходимость создания условий для популяризации и сохранения общероссийской культурной идентичности, противодействия феномену «отмены культуры», укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей в условиях санкционного давления.
В этой связи правомерным является обращение к литературному материалу, который обладает воспитательным потенциалом и реализуется в развитии нравственных качеств обучающихся. При этом необходимо реализовать образовательный потенциал такого материала. Другими словами, литература совмещает в себе обучение и воспитание.
Целью данной статьи является описание методологического аспекта организации воспитательного процесса при изучении русского фольклора на уроках литературы.
С точки зрения А. А. Аронова патриотическое воспитание представляет собой «единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга» [1, с. 60].
В. П. Лукьянова [5] выделяет компоненты патриотического воспитания:
— культурно-историческое;
— военно-историческое;
— духовно-нравственное;
— правовое;
— военно-техническое;
— физическое;
— психическое;
— профессионально-деятельностное.
Воспитательный потенциал русского фольклора описан в современных научно-методических исследованиях Н. И. Ануфриевой, Н. Б. Быстровой, Ю. А. Ветчинкиной, Н. В. Черниковой и А. И. Коротковой.
В данной статье подробнее остановимся на приемах организации воспитательного процесса на уроках литературы в 7 классе при изучении былины «Вольга и Микула Селянинович». Данную работу предлагаем рассмотреть на примере технологии дискуссионного обучения, что является уместным на уроках литературы.
Реализации такого подхода в полной мере способствует прием «Шесть шляп», основанный на концепции параллельного мышления, согласно которому мнения, идеи и решения сосуществуют, а не противопоставляются друг другу.
Данный прием позволяет преодолевать указанные сложности путем разделения мыслительного процесса на шесть аспектов:
— фокусировка внимания на имеющейся информации (цифры, факты, недостающая информация, источники информации);
— эмоционально-интуитивный уровень (чувства, эмоции, догадки);
— преимущества, которые позволяют принять решение;
— недостатки, которые служат преградой;
— креативные и нестандартные способы решения;
— формулировка выводов.
Педагогом формулируется проблемный вопрос: Кто истинный герой и почему? Далее обучающиеся распределяются на две группы, по именам персонажей былины. Каждая группа работает по определенным этапам, отраженным в таблице 1. Дискуссионное обучение при этом реализуется в тех же этапах, что предусмотрены приемом «Шесть шляп».
Таблица 1
Работа в группах
Этап |
Деятельность обучающихся |
Фокусировка внимания на имеющейся информации |
Акцентируют внимание на фактологической информации. Составляют характеристику героев, их портрет |
Эмоционально-интуитивный анализ |
Оценивают действия, поступки, речь героев. Выявляют причинно-следственные связи |
Сюжетный анализ |
Обращаются к специфике взаимодействия героев с окружающими. Выделяют закономерности, дополняют характеристику |
Обобщение |
Синтезируют полученные результаты анализов |
Выводы |
Делают вывод о том, можно ли назвать персонажа истинным героем |
Таким образом, развитие и преобразование современного общества требуют новых и инновационных подходов к формированию у обучающихся представлений о патриотизме как базовой национальной ценности. Воспитательный процесс на уроках литературы при этом также изменяется и дополняется новыми методами и формами урочной деятельности. Технология дискуссионного обучения представляет собой уникальный синтез современных технологий и народной традиционной культуры, которая является базой для сохранения самобытности каждого народа и его культурной специфики.
При этом патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный образовательно-воспитательный процесс развития базовых патриотических качеств обучающегося, которые включают социальные и духовно-нравственные составляющие личности. Цель такой деятельности состоит в формировании чувства патриотизма как духовно-нравственного императива, опосредованного взаимоотношением личности с Родиной.
Литература:
- Аронов, А. А. Растить патриотов / А. А. Аронов. — М.: Педагогика, 2005. — 144 с.
- Ануфриева, Н. И. Русский фольклор в современном образовательном пространстве / Н. И. Ануфриева // Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы: Сборник статей по итогам IV Профессорского форума. В 2-х томах, Москва, 27–30 сентября 2021 года. Том 1. — Москва: Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание», 2021. — С. 112–116.
- Быстрова, Н. Б. «Материнская молитва»: Русский фольклор как один из методов воспитания здоровой нации / Н. Б. Быстрова // Наука и культура России. — 2018. — Т. 1. — С. 247–250.
- Ветчинкина, Ю. А. Воспитательная проблематика фольклора / Ю. А. Ветчинкина // Символ науки: международный научный журнал. — 2016. — № 4–4(16). — С. 235–237.
- Лукьянова, В. П. Педагогические условия патриотического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. П. Лукьянова. — М.: МГУ, 2003. — 165 c.
- Черникова, Н. В. Русский фольклор как источник духовно-нравственного воспитания школьников (на примере концепта «Мать») / Н. В. Черникова, А. И. Короткова // Гуманитарные технологии в современном мире: Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. / Составители Л. М. Гончарова, Т. В. Нестерова, Э. А. Китанина. Том Часть 1. — Калининград: РА Полиграфычъ, 2020. — С. 257–263.