В статье представлен социальный анализ современного состояния профессионального самоопределения учащихся в сельских школах Забайкальского края.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, Забайкальский край, сельская школа, комплексная работа, образовательное учреждение, обществоведческое образование.
На сегодняшний день российская система образования ставит перед общеобразовательными учреждениями приоритетную задачу по формированию профессионального самоопределения личности, которая сможет самореализоваться в профессиональной сфере [1]. Это обуславливает необходимость анализа роли обществоведческого образования в мировоззренческой подготовке учащихся для их профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение, как процесс и как явление является сферой исследования и изучения ряда социальных дисциплин таких как: психология, педагогика, социология, антропология, экономика, политология, история и многих других сферах науки, которые занимаются вопросом развития личности в профессиональной деятельности. Такой широкий спектр научных направлений, обусловлен быстро меняющимся социальными, экономическими и образовательными условиями в современном мире, которые в свою очередь несут колоссальные изменения в изучении профессионального самоопределения. Данная тенденция четко прослеживается в сфере образования и науки, где по мере их развития менялись цели и задачи в образовании, соответственно менялось и трактовка понятия «профессиональное самоопределение».
Анализ, определений ряда исследователей данной проблемы, дает представление о том, что профессиональное самоопределение это готовность личности к самостоятельному выбору профессии, имея уже определенные навыки и знания.
Проблема профессионального самоопределения остро стоит у учащихся проживающих и обучающихся в условиях сельской местности. Причины кроются в меньшей осведомленности о профессиях, занимающих лидирующие строчки в рейтинге на рынке труда. Дефицит специализированных занятий в школе по профессиональному самоопределению, отсутствие целей по планированию своего будущего, кроме того, недоступность применять на себя те или иные профессиональные роли происходит вследствие территориальной недоступности сельских школьников к образовательным учреждениям профессионального обучения.
На сегодняшний день практика показывает, что профессиональное самоопределение — это не только помощь в выборе профессий, это комплексная работа образовательного учреждения по планированию карьерной стратегии, с прогнозированием на дальнейший спрос выбираемой профессии на мировом рынке, учитывая все нюансы постоянно меняющейся экономической системы.
Стоит отметить, что проблемы профессионального самоопределения не мыслимы вне профориентационного образования. Интерес к профессии зарождается в раннем возрасте человека, начиная от процесса игры, и продолжает свое формирование в школьном возрасте. На этом этапе важную роль играет педагог как «проводник» в мир профессии, помогающий ученику с выбором профессии, причем профессиональное определение личности должно быть обосновано с социальной, экономической и образовательной стороны.
В условиях сельской местности роль школы является наиболее значимой в профессиональном самоопределении учащихся, поскольку школа как социальный институт может дать обширное представление о профессионально-трудовой сфере.
На территории Забайкальского края профориентационная работа с учащимся сельских школ, как показывает практика, введется силами учителей — предметников, социальных педагогов, школьных психологов и специалистов по учебно-воспитательной работе.
Среднестатистические мероприятия, проводимые в рамках профориентации в сельских школах — это сотрудничество со средними профессиональными и высшими учебными заведениями, организация встреч, дней открытых дверей с потенциальными работодателями. Такого рода мероприятия стоят в плане министерства образования и науки. Однако стоит подчеркнуть, что не все сельские школы могут выехать, за пределы своего района ввиду отсутствия финансирования.
В рамках работы по профессиональному самоопределению вспомогательную роль в решении выбора профессионального пути занимает внеучебная деятельность к ней относится творческая, спортивная или научно-исследовательская деятельность.
В регионе был подписан приказ об утверждении положения о проведении «Единой недели профориентации молодежи в Забайкальском крае». Положение действовало с 2016 по 2020г на базе Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края [3].
Целью данного проекта являлось формирование общей готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. В рамках данного проекта для учащихся городских школ были проведены различные мероприятия по знакомству абитуриентов с профильными организациями, однако сельские учащиеся в рамках данного проекта могли рассчитывать только на дистанционные встречи и знакомство с образовательными учреждениями через СМИ и печатный материал. В районных центрах профессиональными училищами, так же организовывались встречи, но события такого характера не принесли пользы для учащихся, выбравших профильные предметы для обучения и сдачи ЕГЭ.
Специально направленное мероприятие по повышению уровня профессионального самоопределения на сельские школы было разработано в 2019 г в рамках национального проекта «Образование» по направлению «Современная школа» [3]. Его целью было создание центров цифрового и гуманитарного профилей в 45 сельских школах в Забайкальском крае.
Установка таких центров позволит в условиях сельской местности способствовать развитию у учащихся дополнительных навыков и знаний в рамках таких учебных дисциплинах как: «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Анализ нормативно-правовых документов и образовательных программ дает право сделать следующий вывод: в Забайкальском крае для учащихся сельских школ не предусмотрены комплексные мероприятия по профессиональному самоопределению. В условиях сельской школы профориентационная работа с учащимися ведется учителями, а в малоукоплектованных школах часто такие мероприятия не реализуются. Стоит отметить, что в рамках организации учебного процесса наиболее углубленная работа в профессиональном самоопределении учащихся сельской школы лежит в курсе обществоведческого образования [2].
Профориентационное образование в системе среднего образования должно быть направлено на формирование психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, а также мотивации к профессиональной деятельности. И здесь уже роль отводится обществоведческому образованию, которое нацелено в данном контексте на формирование жизненной позиции.
Таким образом, для учащихся сельских школ необходима разработка комплексной работы по профессиональному самоопределению, которая сможет стать толчком к профессиональному росту, непрерывному развитию личности в разных сферах жизнедеятельности человека, повысит возможность быть конкурентоспособным на рынке труда, в котором профессиональное самоопределение занимает ведущее место.
Литература:
- Концепция модернизации российского образования на период от 2010 года. URL: http://www.kremlin.ru/text/docs/2011/04/57884.shtml (дата обращения: 10.09.2022). Текст: электронный.
- Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон: [от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.)]. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 09.09.2022). Текст: электронный.
- Об утверждении положения о проведении единой недели профориентации молодежи в забайкальском крае: приказ: [от 3 октября 2016 года № 711]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446154849 (дата обращения: 10.09.2022). Текст: электронный.