Ключ к успешному банкротству зависит от результатов переговоров между должником и кредиторами. Китайская рыночная система банкротства создала систему согласования требований, такую как расследование требований, планы реструктуризации и обязательное утверждение, но на практике возникли такие проблемы, как манипулирование кризисом и неспособность защитить интересы кредиторов. Китай должен создать систему предварительной реструктуризации, при которой те, кто согласился или выступил против плана реструктуризации до начала процесса реструктуризации, будут считаться принявшими или выступившими против плана реструктуризации в соответствии с положениями закона о банкротстве, а результаты голосования будут обязательны для всех заинтересованных сторон, чтобы способствовать быстрой реструктуризации предприятий, находящихся в финансовом кризисе. Китай должен создать систему реструктуризации неплатежеспособности с возможностью продажи, в рамках которой должник передает все или часть своих хороших активов в интересах кредиторов реструктуризации в целом, ликвидирует не подлежащие продаже плохие активы и в конечном итоге распределяет полученное от передачи имущество, включая денежные и неденежные активы, между кредиторами для погашения задолженности. Режим реструктуризации в случае неплатежеспособности более эффективен в сочетании с предварительной реструктуризацией. Принятие продаваемого плана реорганизации или возражение против него до начала процедуры реорганизации считается принятием плана реорганизации или возражением против него в соответствии с положениями законодательства о банкротства, а результат голосования обязывает все заинтересованные стороны содействовать скорейшей реорганизации предприятия, находящегося в финансовом кризисе.
Ключевые слова: право корпоративного банкротства, переговоры по претензиям, реструктуризация при банкротстве
Основу режима банкротства составляют переговоры по требованиям, в ходе которых права и обязанности заинтересованных сторон будут реализованы по результатам переговоров между должником и кредиторами. Собрание заинтересованных сторон является основой для реализации кредиторами своего права голоса для выражения своего мнения, раскрытие информации является основой для вынесения кредиторами правильных суждений, а утверждение плана реструктуризации является окончательным результатом переговоров кредиторов. Целью данной статьи является углубленное обсуждение важных проблем, с которыми сталкивается система переговоров кредиторов при рыночном банкротстве в Китае, и поиск путей решения этих проблем с целью содействия изучению соответствующих вопросов и совершенствованию системы банкротства.
I. Обзор системы переговоров по требованиям в рамках рыночной системы банкротства Китая
Система реструктуризации при банкротстве, как новая система, введенная в Китае в рамках рыночного банкротства, широко используется китайскими предприятиями, особенно компаниями, зарегистрированными на бирже, с 1 июня 2007 года. К концу декабря 2021 года почти 90 зарегистрированных на бирже компаний прошли процедуру реорганизации в связи с банкротством, а 33 зарегистрированные на бирже компании подали заявку на реорганизацию в связи с банкротством в 2021 году. Реструктуризация при банкротстве все чаще становится «спасением жизни» для проблемных компаний. Законодательная база для переговоров по требованиям в китайской системе реструктуризации банкротства включает: проверку и замораживание имущества должника. Стоимость имущества должника является основой для переговоров между должником и кредиторами, поэтому необходимо исследовать имущество должника в начале переговоров. Проверка требований обычно проводится на первом собрании кредиторов, и если проверка требований завершена, и кредиторы не возражают, то решение принимает суд. Таким образом, объем замораживания в рамках реорганизационных процедур шире, чем в рамках ликвидационных процедур, однако объем замораживания реорганизационных требований в Китае явно узок по сравнению с законодательством США, которое автоматически замораживает все требования в целом. Содержание переговоров о реорганизации. Закон о банкротства объединяет различные точки зрения и объединяет их в процессе проведения собраний кредиторов. Целью собрания кредиторов является защита процессуальных прав акционеров и кредиторов на участие в процессе реорганизации и выражение своего мнения по проекту плана реорганизации, а также создание механизма взаимного доверия между заинтересованными сторонами реорганизации. Основное содержание проекта плана реорганизации в Китае не следует примеру США и Японии, которые различают абсолютно необходимые и относительно необходимые вопросы, но требует, чтобы проект плана реорганизации включал бизнес-план должника, классификацию требований, план корректировки требований, план выплаты требований, период реализации плана реорганизации и период надзора за реализацией плана реорганизации. В целом, переговоры по требованиям требуют от кредиторов пойти на определенные уступки по сумме требований и пролонгации долга. После уступки дисконтированная часть иска будет иметь оправдательный эффект. Они напрямую связаны с интересами кредиторов и поэтому должны быть согласованы с частью заинтересованных сторон, как это определено законодательством о банкротства.
При традиционной реструктуризации по принципу выживания стратегический инвестор берет на себя управление бизнесом должника, сокращает активы должника для покрытия убытков, привлекает новый капитал для улучшения структуры бизнеса должника и использует будущий операционный денежный поток должника в качестве основного источника погашения долга. Неясно, сможет ли реструктурированный бизнес сохранить хорошую операционную позицию и погасить свои долги, поскольку ему предстоит пройти длительный период оздоровления и на него повлияет ряд факторов, таких как внешняя бизнес-среда и внутренний операционный потенциал. При составлении плана реструктуризации существует ряд факторов, которые могут повлиять на размер бизнеса, например, необоснованные планы погашения задолженности, ненаучные методы погашения задолженности и неэффективное погашение задолженности, что может привести к спорам и недовольству кредиторов, в результате чего реструктуризация будет провалена. Однако при реструктуризации путем продажи существующие активы предприятия продаются населению, а задолженность погашается в соответствии с фактической ценой продажи, так что кредиторы могут фактически получить совместную стоимость реализованной стоимости эффективных активов и ликвидации оставшейся части активов.
II. Дилемма законодательства и практики согласования требований в условиях рыночной банкротства
Требование о наличии согласия хотя бы одной группы может быть легко получено через инсайдера или путем внесения предложения о реорганизации, которое не уменьшает хотя бы одну группу требований, т. е. путем получения поддержки предложения о реорганизации со стороны группы для удовлетворения элементов обязательного утверждения в соответствии с Законом о банкротства бизнеса, а государственные органы могут также добиться согласия хотя бы одной группы через согласие группы, имеющей налоговый приоритет. Это оставит процесс реструктуризации открытым для преднамеренных манипуляций в ущерб правам кредиторов. Манипулирование кризисом. Статья 87 Кодекса о банкротстве требует лишь того, что если проект плана реорганизации не одобрен некоторыми голосующими группами, он может быть представлен в Народный суд для утверждения после консультаций и повторного голосования, без минимального согласия групп, требуемого по законодательству США, что может привести к кризису манипулирования системой реорганизации. Без требования о минимальном групповом согласии должник может легко получить группу поддержки плана реорганизации через инсайдера или предложив план реорганизации, который не уменьшает хотя бы одну группу требований, чтобы выполнить требования об обязательном утверждении Кодекса о банкротстве предприятий, а государственные органы могут выполнить требование о минимальном групповом согласии через согласие группы налогового приоритета. Это оставит процесс реорганизации открытым для преднамеренных искусственных манипуляций в ущерб правам кредиторов.
Процесс банкротства в Китае довольно сложен, включая составление реестра требований, оценку требований, распоряжение имуществом банкрота, назначение администратора, созыв и голосование на собраниях кредиторов. Это усугубляется тем, что система реструктуризации при банкротстве по типу продажи предполагает продажу всего или значительной части бизнеса должника другим лицам, что делает ее трудно приемлемой для многих предприятий. [1]Это, в сочетании с тем, что некоторые местные органы власти слепо поддерживают компании-должники ради эффективности и социальной стабильности, вопреки законам рынка, а также слабое внедрение и применение модели реструктуризации путем продажи в китайском законодательстве и практике банкротства, привело к тому, что проблемные компании спешат выбрать традиционную модель реструктуризации по принципу выживания. Действительно, тем предприятиям, которые смогли выбраться из своих трудностей с помощью традиционной реструктуризации по принципу выживания, повезло, но из-за высокого порога и многочисленных ограничений, связанных с реструктуризацией по принципу выживания, многие бедствующие предприятия лишены возможности быть спасенными и возрожденными. Это может даже привести к задержкам, увеличению расходов и накоплению обязательств, в конечном итоге истощая ограниченные активы предприятия в ущерб кредиторам и сотрудникам.
III. Решения для согласования требований в условиях рыночной банкротства
Система предварительной реструктуризации необходима для того, чтобы играть роль кредиторов банка в переговорах о требованиях. Система предварительной реструктуризации — это система, при которой должник до подачи ходатайства о реструктуризации в суд заранее проводит консультации со своими основными кредиторами для определения содержания плана реструктуризации и способов защиты прав и интересов различных заинтересованных сторон, и только после получения согласия основных кредиторов начинает подавать ходатайство о реструктуризации в суд. Система предварительной реструктуризации фактически представляет собой сочетание внесудебной автономной координации и процедур реорганизации по закону о банкротстве, что решает проблему ограничения внесудебной реструктуризации и одновременно сокращает время и затраты, необходимые для процесса реорганизации, а суд должен принять более мягкий стандарт для утверждения плана реструктуризации, чтобы оперативно приступить к реструктуризации. Текущая система предварительной реструктуризации была принята рядом зарегистрированных на бирже компаний в Китае. [2] Закон о банкротстве предприятий в Китае не предусматривает, что принятие плана реорганизации до начала процедуры реорганизации считается принятием плана реорганизации в соответствии с положениями Закона о банкротстве предприятий и что результаты голосования являются обязательными для всех кредиторов и акционеров; однако нет ограничений на то, что переговоры и голосование по проекту плана реорганизации должны проводиться после подачи заявления о реорганизации, поэтому использование предварительной реорганизации должно быть разрешено в судебной практике.
Разработка плана реструктуризации является ключевой частью процесса реструктуризации, и выбор инвестора реструктуризации имеет огромное значение для успешной разработки плана реструктуризации. Однако Закон о банкротстве Китайской Народной Республики и соответствующие судебные толкования не содержат каких-либо соответствующих положений и разъяснений по выбору инвесторов реструктуризации, и они лишь вкратце освещены в процедурах рассмотрения дел о банкротстве и руководствах по работе администраторов, изданных местными судами. По мнению автора, в процессе установления инвесторов защита основных активов предприятия является важной ценностью, которую необходимо преследовать при реструктуризации типа продажи, и поэтому следует выбирать инвестора с наивысшей ценой за активы. Кроме того, опыт инвестора в управлении аналогичными предприятиями, размер операций инвестора, стоимость прибыли и готовность участвовать в реструктуризации также должны быть важными факторами при выборе инвестора. [3]Что касается процедуры установления инвестора, то из практического опыта многих судов по подбору инвесторов следует, что, как правило, существуют три модели: самостоятельный поиск должника, самостоятельное определение управляющего и открытый набор, из которых открытый набор является более распространенной формой подбора инвестора, которая является более открытой, справедливой и равноправной с точки зрения процедуры и позволяет избежать подозрений в инсайдерской торговле. Кроме того, перед выбором инвесторов информация о реструктуризации предприятия должника должна быть полностью раскрыта, чтобы избежать проблемы информационных барьеров, чтобы привлечь больше покупателей с искренним желанием участвовать в реструктуризации и повысить вероятность успешного завершения реструктуризации предприятия должника.
Данная работа является одним из результатов проекта фундаментальных исследований высших учебных заведений Хэйлунцзяна (2021-KYYWF-0153); Проекта реформы преподавания в аспирантуре Хэйлунцзянского университета (строительство и инновационная практика деятельности бренда академической коммуникации для инновационной подготовки аспирантов высокого уровня) в 2021 году; Научно-образовательного проекта провинции Хэйлунцзян "14-й пятилетний план (исследование механизма и пути реализации сотрудничества в области высшего образования между Хэйлунцзяном, Россией и Монголией,GJB1422023), ключевой проект в 2022 году.