В последние годы в Закон о контрактной системе несколько раз вносились поправки. Подготовлен соответствующий пакет нормативных правовых актов, предполагающих переход системы контрактных закупок на новый этап развития. Впервые за долгое время принята Стратегия совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных (муниципальных) потребностей, которая является одним из разделов Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019–2024 годы. Определены основные направления реформирования системы контрактных закупок. Кроме того, в одном из майских указов Президента Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации была поставлена следующая задача: «Для реализации национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства необходимо совершенствовать систему закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками от субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели».
В целом контрактная система государственных закупок часто является предметом научных статей, но проведено небольшое количество исследований, раскрывающих особенности внедрения системы контрактных закупок на региональном уровне.
Ключевые слова: конкуренция в государственных закупках, государственные закупки, конкурентоспособность, контрактная система, принципы государственных закупок, электронный аукцион, конкурс, контракт.
In recent years, the Law on the Contract System has been amended several times. An appropriate package of regulatory legal acts has been prepared that imply the transition of the contract procurement system to a new stage of development. For the first time in a long time, the Strategy for Improving the Procurement System of Goods, Works, Services to Meet State (Municipal) Needs, which is one of the sections of the Concept for Improving the Efficiency of Budget Expenditures for 2019–2024, has been adopted. The main directions of reforming the system of contract procurement have been determined. In addition, in one of the May decrees of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation was given the following task: «To implement the national project for the development of small and medium-sized businesses, it is necessary to improve the procurement system carried out by the largest customers from small and medium-sized businesses, including individual entrepreneurs».
In general, the contract system of public procurement is often the subject of scientific articles, but a small number of studies have been conducted that reveal the features of the implementation of the contract procurement system at the regional level.
Keywords: competition in public procurement, public procurement, competitiveness, contract system, principles of public procurement, electronic auction, competition, contract.
На протяжении последних двух десятилетий проблема формирования эффективной системы государственных строительных заказов является одной из актуальных задач экономики. Отсутствие системного подхода к управлению системой заказов на государственное строительство порождает ряд проблем, которые необходимо решать незамедлительно. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции в России, вопросы, связанные с изучением потребительского поведения как важнейших участников рыночных отношений, приобретают все большее научное значение. Поведение потребителей в рамках договорной системы можно рассматривать с позиций аренды, лизинга, факторинга, франчайзинговых отношений и доверительного управления.
Поведение потребителей при государственных закупках в строительстве выходит за рамки стандартного представления теории потребительского поведения. В основе концепции поведения участников размещения заказов, строительных организаций, лежит предположение о том, что на поведение участников при размещении заказов влияют различные составляющие современной системы закупок. Важным аспектом является процесс принятия решения в строительной организации об участии в аукционе. Конечно, этому решению предшествуют:
1) осведомленность об аукционе;
2) интерес к торгам;
3) оценка опыта реализации аналогичных проектов.
Поведение участников торгов можно определить как действия, которые предпринимают сотрудники строительной организации для внесения заявки, и их реакцию на провалы торгов. В результате стратегия развития контрактной системы должна разрабатываться с учетом анализа поведения участников закупок на аукционе. В этом суть концепции эффективного управления закупками, которая направлена на то, чтобы сосредоточиться на ожиданиях и предпочтениях участников торгов. На поведение строительных компаний на рынке государственных закупок влияет множество факторов:
1) государственное регулирование торгов;
2) инвестиционная политика государства;
3) информационное обеспечение закупок;
4) контроль закупок;
5) оперативность размещения заказов;
6) количество участников торгов;
7) барьеры на строительном рынке;
8) объем спроса на конкретный вид закупки;
9) объем поставок в разрезе видов строительных работ и услуг.
Одним из важных этапов мониторинга рынка государственных закупок является оценка уровня концентрации. Концентрация характеризуется долей и количеством строительных организаций на рынке государственных закупок.
Ключевые показатели, отражающие структуру рынка государственных закупок:
1) количество строительных компаний, участвующих в торгах;
2) доли рынка строительных компаний;
3) показатели концентрации;
4) барьеры для выхода на рынок государственных закупок;
5) открытость рынка государственных закупок.
Количество поставщиков (участников) на рынке государственных закупок работ и услуг делает невозможным достоверный и полный вывод о отсутствии или наличии между ними конкуренции. Для более детального оценивания ситуации на рынке важно знать долю фирм, работающих на этом рынке. Доля рынка показывает результаты конкуренции и уровень доминирования организаций в отдельности. Степень концентрации характеризуется долей и количеством строительных компаний на рынке государственных закупок.
Препятствия для входа на государственные закупки являются одними из качественных показателей, характеризующих строительный рынок. Ключевыми из них считаются присутствие барьеров для входа на рынок государственных закупок или их отсутствие, доступность рынка в межрегиональном, а также международном уровне. Мы рассмотрим потенциальных конкурентов:
– строительные компании, которые имеют материально-техническую базу, обученный персонал, опыт реализации подобных проектов и достаточный объем финансового ресурса, но по разным причинам не принимающие участие в аукционе;
– строительные компании, отвечающие вышеуказанным критериям, но оказывающие работы или услуги в других регионах, а также новые строительные организации, осваивающие рынок государственных закупок.
В Российской федерации переход экономики к рыночным механизмам сопровождался трансформацией традиционной системы конкурентного распределения госзаказов. Конкурентные процедуры в строительстве позволяют заказчикам добиваться более выгодных условий выполнения государственных контрактов, включая минимальные цены, сроки, путем формирования условий для прозрачной и открытой конкуренции. Следует отметить, что организация подрядных торгов представляет собой одну из важных задач управления государственными контрактами в строительстве. Подрядные торги — это инструмент двойного назначения, позволяющий, с одной стороны, создать условия честной конкуренции на рынке, а с другой стороны, найти решение для ряда социально важных задач государства, таких как рост качества строительных работ, уменьшение сроков строительства, рост эффективности расхода бюджетных средств, управление на всех этапах жизненных циклов проекта и другие. В современных экономических условиях в российской экономике и на строительном рынке, особенно, наблюдается негативная тенденция, вызванная кризисными явлениями. В результате назревает актуальный вопрос создания конкурентоспособности строительных организаций в государственных закупках.
Ключевые вопросы контрактной системы в строительной отрасли:
- Основные проблемы строительного комплекса и направления его развития.
- Роль контрактной системы в повышении эффективности экономики Российской Федерации.
- Влияние изменений конъюнктуры мирового рынка на развитие строительной отрасли.
- Анализ эффективности торгов.
- Методы оценки конкурсных заявок.
- Применение многокритериального метода оценки заявок на конкурс с нормализацией весовых коэффициентов.
- Оценка состояния и комплексных проблем развития контрактной системы строительного комплекса Российской Федерации.
- Инструменты и механизмы реализации инновационной стратегии развития контрактной системы строительного комплекса.
Выделим следующие принципы анализа сферы закупок:
- Принцип объективности, смысл которого заключается в отражении реальных особенностей исследуемого объекта.
- Принцип единства практики и теории, суть которого заключается в использовании ученым теоретических положений изучаемого объекта, на котором базируется исследование.
- Принцип системности подразумевает анализ объекта исследования как системы. В частности, А. А. Шибанова следовала принципу последовательности в своей работе при формировании авторской системы показателей оценки эффективности государственных закупок [2, с. 22]. Часто системный подход описывается как метод исследования. На наш взгляд, системный подход следует понимать скорее как принцип, на котором базируется исследование, поскольку он может определить характер и порядок применения любого метода, используемого в научной работе.
- Принцип всестороннего изучения процессов и явлений предполагает, что в научных исследованиях (особенно посвященных изучению общественных отношений) объект должен рассматриваться неотделимо от окружающих его явлений и процессов.
Современные исследования в области закупок основаны на применении диалектического метода, который позволяет ориентироваться на причинно-следственную связь исследуемого объекта, выявлять его сходные и противоречивые стороны, но основной группой используемых методов являются общенаучные методы. Эти методы описывают теорию и практику проведения видов исследований для всех отраслей науки. В этом смысле исследования закупок часто используют:
1) метод сравнительного, структурного и формально-логического анализа (при уточнении понятий исследуемых явлений, изучении различий, существующих между ними). Так, в работе Е. В. Зибсеевой был применен метод структурного анализа с целью систематизации видов рисков и способов управления ими при исполнении государственных контрактов [3, с. 26]. В исследовании Ю. Е. Гариной были сопоставлены понятия гудвилла и деловой репутации в стандартах разных поколений, а также проведен сравнительный анализ федеральной системы рейтинга и стандартов деловой репутации [4, с.22];
2) метод научного обобщения (при разработке классификаций изучаемых явлений). В исследовании Е. А. Пластининой этот метод был использован для построения структуры угроз экономической безопасности региона [5, с. 187];
3) эвристический метод (при определении состояния исследуемого объекта или его особенностей в условиях неполноты исходной информации);
4) метод аналогии, использованный Н. Н. Ефремовой [6, с. 23] при обосновании применения международного опыта закупок в отечественных реалиях;
5) метод визуализации данных, который был использован в исследовании Г. Г. Сафиуллиной [7, с. 31] для отображения карт ключевых процессов поставщика. В частности, автор использовал графический стандарт для моделирования процессов в виде алгоритмов.
Сферу контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации регулирует Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года [1]. С принятием этого закона представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприниматели, работающие в сфере закупок, а также научное сообщество постоянно ведут обсуждение преимуществ и недостатков российской системы закупок.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N80, 12.04.2013.
- Шибанова А. А. Обеспечение экономической безопасности системы государственных закупок в РФ: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 // Шибанова Анна Анатольевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»]. СПб., 2020. 22 с.
- Зибзеева Е. В. Финансовые инструменты эффективного использования бюджетных средств при размещении государственного заказа: автореферат дис. канд. экон. наук: 08.00.10 // Зибзеева Елена Викторовна. Ростов н/Д, 2013. 26 с.
- Гарина Ю. Е. Совершенствование стандартов деловой репутации для повышения эффективности государственных закупок: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Гарина Юлия Евгеньевна. СПб., 2020. 22 с.
- Пластинина Е. А. Система государственных закупок как фактор экономической безопасности региона: на примере Ярославской области: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 // Пластинина Елена Александровна. Ярославль, 2009. 187 с.
- Ефремова Н. Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике: автореферат дис. канд. экон. наук: 08.00.14 // Ефремова Наталья Николаевна. М., 2010. 23 с.
- Сафиуллина Г. Г. Влияние конкурентной политики на социально-экономическое развитие региона через совершенствование системы государственных закупок: на примере республики Татарстан: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 // Сафиуллина Гульназ Гумаровна; [Место защиты: Казанский (Приволжский) федеральный университет]. Казань, 2019. 31 с.