Методы прогнозирования социально-экономического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 01.01.2023

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Маммедова, Я. А. Методы прогнозирования социально-экономического развития / Я. А. Маммедова, Ш. М. Оразмаммедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98521/ (дата обращения: 18.12.2024).



Мировая экономика и потребительская культура населения стремительно меняются. Информатизация и высокие технологии повлияли на образ жизни во всех сферах. В этих условиях совершенствование механизмов развития и методов прогнозирования для его достижения было охарактеризовано как один из наиболее важных вопросов экономики.

Ключевые слова: экономика, прогноз, методы прогнозирования, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование.

В настоящее время мировая экономика находится на этапе исторического перехода к новой технологической структуре, основанной главным образом на использовании достижений в области нано- и биотехнологий, которые позволят создавать новые конкурентоспособные товары с меньшей энергоемкостью и материалоемкостью производства и высокой производительностью вместе с развитыми информационно-коммуникационными технологиями и искусственным интеллектом. Для стран крайне важно занять лидирующие позиции в осуществлении следующей технологической революции; без этого в ближайшие годы произойдет его лавинообразный рост, за которым последует увеличение зависимости от импорта товаров и услуг с высокой интеллектуальной рентой и снижение доходов от экспорта сырья в результате сокращения их мирового потребления в условиях неравноценного внешнеэкономического обмена, сопровождающегося значительным снижением уровень жизни населения.

Предлагаемая методология прогнозирования социально-экономических результатов инновационного развития экономики включает систему принципов, подходов, методов и частных приемов, учитывающих ведущую роль технических и технологических групповых инноваций. Его концептуальная схема представлена на рисунке 1.

Концептуальная схема методологии прогнозирования социально-экономических результатов инновационного развития экономики.

Рис. 1. Концептуальная схема методологии прогнозирования социально-экономических результатов инновационного развития экономики.

При прогнозировании социально-экономических результатов инновационного развития важно учитывать, что, как правило, они являются следствием комплексного освоения различных инноваций в условиях непрерывного научно-технического прогресса. В то же время базовые инновации, являющиеся результатом крупных научных открытий и их коммерциализации в форме новых изобретений, продуктов и технологий, создают большие возможности для развития передовой промышленности с переходом на новую технологическую структуру при постоянной поддержке совершенствования технических и технологических инноваций. Следовательно, используемые методы должны позволять агрегировать ожидаемые результаты разработки базовых инноваций, которые задают основные траектории экономического развития в рамках их технологической структуры и многочисленных улучшений, которые сопровождают их.

Предлагаемая методика основана на теоретико-методологических положениях технологического прогнозирования, представляющего собой вероятностную оценку создания новых изобретений и технологий, улучшения их параметров, траекторий и продолжительности движений между этапами в циклах научно-технического прогресса и последующего распространения в секторах национальной экономики. Однако, как правило, классические научные работы в области технологического прогнозирования разработаны и апробированы на компаниях высокотехнологичных секторов экономики, которые в основном развиваются на основе собственных инноваций, что позволяет предприятиям многократно увеличивать объемы продаж, увеличивать прибыль и занимать лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках.

С развитием информационных технологий и компьютерной техники теория и практика прогнозирования получили новые возможности для сбора и обработки больших объемов данных об исследуемых объектах и создания сложных прогностических моделей по их структуре на основе элементов машинного обучения. Для экономики это по-прежнему имеет большое значение и может значительно повысить качество принимаемых решений в области планирования производства, ценообразования, маркетинга и т. д. Прогнозирование должно выполняться с использованием широкого спектра гибких инструментов классификации и регрессии с параметрами обучения на данных выборки конкретных предприятий с контролем качества созданных прогностических возможностей и достаточно точным определением вклада инновационной составляющей в формирование производственно-экономического потенциала конкретных производителей и отрасль в целом.

Прогнозирование социально-экономических результатов инновационного развития предлагается осуществлять на данных репрезентативной панельной выборки предприятий с возможностью точной идентификации их индивидуального развития в виде конкретных графоматематических объектов — «последовательностей» или «траекторий». Используемые экономико-математические модели и методы должны определять зависимости и тенденции при анализе как отдельных «траекторий» развития отдельных производителей, так и их групп, принадлежащих к одному классу предприятий с близким уровнем инновационного развития и другими производственно-экономическими характеристиками.

Соблюдение описанных принципов при осуществлении прогнозирования позволит не только создавать обобщенные экономические прогнозы развития отдельных отраслей при переходе к новому технологическому укладу, но и формулировать и обосновывать целевые выводы и рекомендации на основе анализа индивидуальных “траекторий” конкретных предприятий. Адекватность выбранных математических инструментов и корректность результатов, полученных при их использовании, должны обеспечиваться постоянным процессом обучения и тестирования в форме выбора наиболее подходящих регрессионных или классификационных функций из их существующего набора, а также определения их параметров, обеспечивающих экстремумы сформулированного критерии обучения.

В настоящее время в технологическом прогнозировании наиболее распространенными методами являются методы форсайта, которые в новом веке сформировали практически отдельное направление профессиональной деятельности в менеджменте, а также сочетание исследований (анкетирования) и нормативного прогнозирования в цикле обратной связи, разрабатываемое учеными и практиками более 50 лет. Эти подходы содержат элементы индикативного планирования и позволяют получать прогнозы о состоянии технологий, технических средств, рынков и отраслей в будущем с ожидаемыми оценками времени начала их инновационных преобразований. Однако для производителей, практически не принимающих участия в создании технических новшеств в отрасли и выступающих в качестве их потребителей на стадии распространения готовых инноваций, такие прогнозы носят преимущественно информационный характер и не оказывают сильного влияния на их текущую деятельность.

Поэтому информация о социально-экономических последствиях разработки конкретных инноваций и ожидаемых изменениях в конкурентоспособности их продукции на рынке будет более важной для производителей. При решении заявленной проблемы доминирующим подходом должна быть оценка уровня инновационного развития конкретных производителей и отзывчивости результатов их деятельности на развитие технических и технологических инноваций с возможностью дальнейшего агрегирования результатов для формулирования более обобщенных выводов для групп предприятий со схожими характеристиками.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана, Ашхабад: 2010;
  2. Фетисов Г. Г. и Орешин П. В. 2007. Региональная экономика и управление. Учебник. М. ИНФРА-М;
  3. Кукарская Л. И. 2013. Актуальные вопросы прогнозирования социально-экон-го развития в контексте разработки стратегии.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационное развитие, инновация, технологическая структура, технологическое прогнозирование, возможность, инновационное развитие экономики, метод прогнозирования, мировая экономика, производитель.


Похожие статьи

Роль информационно-коммуникационных технологий в экономическом развитии

Сбор информации и накопление знаний стали неизбежной частью экономического роста и развития. Нынешняя информационная эпоха сталкивается со многими новыми вызовами для достижения этих столь необходимых целей. В этой статье предпринята попытка осветить...

Влияние интеграции интернета с традиционными отраслями промышленности на режим инновационного управления экономикой предприятия

С быстрым развитием экономики Китая, наступлением эры интернета, уровень жизни людей значительно улучшился, а условия, с которыми сталкиваются предприятия, являются более сложными. Чтобы современные предприятия могли развиваться в условиях долгосрочн...

Туркменистан как страна с социально ориентированной экономикой

Способ понимания концепции развития в экономике менялся с момента зарождения дисциплины: от экономического роста через экономическое развитие к социально-экономическому развитию. Автор статьи считает, что важно указать на особенности социокультурного...

Влияние инноваций на развитие локальных экономических систем

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большое значение уделяется инновационному развитию на всех уровнях государственного управления. Локальные экономические системы повышают эффективность жизнедеятельности регионов и стан...

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой

В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...

Стратегические показатели качества процессов в организации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с исследованием качества в производственной деятельности каждого предприятия. Качество процессов является ключевым звеном управления. Помимо этого, особое значение приобретает стра...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Похожие статьи

Роль информационно-коммуникационных технологий в экономическом развитии

Сбор информации и накопление знаний стали неизбежной частью экономического роста и развития. Нынешняя информационная эпоха сталкивается со многими новыми вызовами для достижения этих столь необходимых целей. В этой статье предпринята попытка осветить...

Влияние интеграции интернета с традиционными отраслями промышленности на режим инновационного управления экономикой предприятия

С быстрым развитием экономики Китая, наступлением эры интернета, уровень жизни людей значительно улучшился, а условия, с которыми сталкиваются предприятия, являются более сложными. Чтобы современные предприятия могли развиваться в условиях долгосрочн...

Туркменистан как страна с социально ориентированной экономикой

Способ понимания концепции развития в экономике менялся с момента зарождения дисциплины: от экономического роста через экономическое развитие к социально-экономическому развитию. Автор статьи считает, что важно указать на особенности социокультурного...

Влияние инноваций на развитие локальных экономических систем

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время большое значение уделяется инновационному развитию на всех уровнях государственного управления. Локальные экономические системы повышают эффективность жизнедеятельности регионов и стан...

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства

В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой

В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...

Стратегические показатели качества процессов в организации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с исследованием качества в производственной деятельности каждого предприятия. Качество процессов является ключевым звеном управления. Помимо этого, особое значение приобретает стра...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Задать вопрос