В статье автор рассматривает особенности определения правового положения искусственного земельного участка и его место в системе земельного права.
Ключевые слова: искусственный земельный участок, земля, правовой режим.
Очевидно, что на сегодняшний день Российская Федерация занимает первое место среди других стран по площади и протяженности. Однако, эти обстоятельства вызывают проблему дефицита земли, предназначенной для строительства в пределах городской черты, т. к. активная урбанизация является следствием увеличения плотности застраиваемой территории [1].
Одним из современных способов использования водных объектов является создание и использование искусственных земельных участков. Так, например, в Санкт-Петербурге в 2015 году завершились работы по образованию искусственного земельного участка площадью 16,61 га на части акватории Финского залива в западной части Крестовского острова. Данный искусственный земельный участок предполагал реконструкцию набережной и размещение в границах участка объектов транспортной инфраструктуры — парковочное пространство, автомобильные дороги и проезды. По состоянию на 2022 год планы по благоустройству были полностью выполнены.
Определение искусственного земельного участка дано в Федеральном законе от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], а именно в ст. 3, в соответствии с которой под искусственным земельным участком понимается: сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Исходя из указанного определения искусственного земельного участка в юридической литературе утверждается, что он имеет двойственную природу [3]. Во-первых, искусственный земельный участок — это часть земной поверхности, которая имеет свои индивидуализирующие ее характеристики, что совпадает с определением земельного участка по ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации [4]. Во-вторых, искусственный земельный участок является сооружением, под которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [5] следует понимать: результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Необходимо отметить следующие характерные черты искусственного земельного участка, а именно способы его создание, которое осуществляется путем намыва, либо отсыпки донного грунта, либо с использованием иных технологий. Важно иметь ввиду тот факт, что сам по себе искусственный земельный участок не является непосредственно земельным участком до момента его ввода в эксплуатацию. Следовательно, учитывая данные положения, представляется возможным сделать вывод о том, что фактически искусственный земельный участок по своим характерным чертам не отличается от естественных, созданных природой, земельных участков, и должен, соответственно обладать основополагающим свойством, то есть — являться частью земной поверхности, которая составляет сушу, и характеризоваться не опосредованной связью с землей через эксплуатационные и строительные конструкции, а именно принадлежностью к земной суше, то есть быть ее продолжением. Как характерную черту искусственных земельных участков, можно отметить цель его создания, как правило, возведение объектов капитального строительства.
Отношения, связанные с созданием и эксплуатацией искусственного земельного участка, имеют комплексный характер. На сегодняшний день в юридической науке сложилась практика, согласно которой данные отношения являются предметом регулирования земельного права [6]. Однако в данном случае не учитывается ряд особенностей. Во-первых, объектами данных отношений являются не только искусственные земельные участки, но и связанные с ними природные, к ним относятся водные объекты, на которых создаются искусственные земельные участки, которые относятся к предмету регулирования не земельного, а водного права. Во-вторых, создание комплекса искусственных земельных участков и тесно взаимосвязанных с ним объектов подразумевает установление для них единого правового режима, в основе которого лежит охрана этих объектов перед их использованием, что является предметом регулирования экологического права.
Следует отметить также нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации [7], т. к. процедура создания искусственного земельного участка является, по сути, строительством. Вышеупомянутый Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит ряд положений, в частности ст. 10, ст. 11 и ст. 12, которые регулируют некоторые аспекты градостроительной деятельности, связанные с созданием искусственных земельных участков.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что создание искусственных земельных участков является актуальным. Однако, учитывая неопределенность правовой природы искусственных земельных участков, юридической науке и практике предстоит сложная работа по определению места в системе российского законодательства, а также на определение механизма правового регулирования отношений по созданию и эксплуатации искусственных земельных участков.
Литература:
- Павлова М. А. Искусственный земельный участок: долгий путь к правовой определённости // Современные научные исследования и инновации.
- Федеральный закон от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 25.07.2011. — № 30 (ч.1). — Ст. 4594.
- Галиновская Е. А., Кичигин Н. В. Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков // Правовые вопросы строительства. — 2008. — № 2. — С. 12–16.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 29.10.2001. — № 44. — Ст. 4147; изменения, внесенные Федеральным законом от 05.12.2022 № 507-ФЗ опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.go.ru — 05.12.2022.
- Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // Собрание законодательства РФ. — 04.01.2010. — № 1. — Ст. 5.
- Мельников Н. Н. Особенности правового регулирования создания искусственных земельных участков // Аграрное и земельное право. 2012. № 7. С. 88–89.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. -.2005. — № 1 (ч.1). — Ст. 16; изменения, внесенные Федеральным законом от 19.12.2022 № 541-ФЗ опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.go.ru — 19.12.2022