В статье автор рассматривает влияние православных праздников на творчество отечественных живописцев.
Ключевые слова : художник, праздник, картина.
Цель искусства — смыть пыль повседневной жизни с наших душ.
Пабло Пикассо
Православие в жизни дореволюционной России играло большую роль. Трудно представить жизнь народа без посещения храма, без православных праздников, без молитвы. Картины русских художников, изображающие храмы, пейзажи с соборами, жанровые сцены православных праздников вызывают у зрителя разнообразные чувства — от высоких, чистых, духовных, до грустных, щемящих, отрешенных, заставляя задуматься о суетности повседневной земной жизни и истинном смысле бытия [7].
Духовный ракурс позволяет по другому посмотреть на искусство и увидеть сюжеты, о существовании которых ранее не предполагали. Православное понимание красоты — это, в первую очередь, образ «положительно прекрасного человека», милосердного и любящего, чистого в помыслах и благородного в поступках. Также можно сказать о русском пейзаже. В его целомудренной красоте воплощается православная идея о добре, силе духа и милосердии. Умение видеть эту красоту в жизни и передавать в живописи позволяет создавать художественный образ русской природы.
Одним из способов вхождения в православную христианскую культуру является изучение православных праздников. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами — это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
Говоря о православных праздниках, о традициях и обрядах, нужно понимать, что это национальное богатство. Культурные ценности, созданные древнерусским народом, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур разных народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.
Праздников всегда ждут с нетерпением, как дети, так и взрослые люди. Праздники помогают нам окунуться в воспоминания, в детскую радость, веру в чудо, погрузиться в приятные хлопоты, отвлекаясь от всех забот и повседневных дел. Поэтому праздничные дни очень важны. Благодаря праздникам, складываютсясемейные традиции, остаются приятные воспоминания, согревающие человека в сложный период, возникают новые знакомства.
Рассматривая образы православных праздников на полотнах отечественных художников — живописцев, можно испытать целую гамму разнообразных эмоций и чувств. Приобщаясь к вере, православные праздники дают нам радостное и целостное восприятие жизни [9].
Великий праздник Рождества Христова изобразили в своих работах полотнах такие художники, как Шебуев Василий Козьмич, «Поклонение пастырей» (рис. 1), Корин Алексей Михайлович «Рождественская елка» (рис. 2), Илья Ефимович Репин «Рождество Христово» (рис. 3).
Рис. 1. Шебуев Василий Козьмич «Поклонение пастырей»
Рис. 2. Корин Алексей Михайлович «Рождественская елка»
Рис. 3. Илья Ефимович Репин «Рождество Христово»
На всех картинах мы видим совершенно умиротворяющую обстановку. Сердце замирает в ожидании чуда. Душу заполняет чувство тихой радости, умиления и благодати. Мастерство художников завораживает взгляд.
Главный православный праздник — Пасха можно увидеть в работах Нестерова Михаила Васильевича «Сошествие во ад» (рис. 4), Крюкова Валериана Степановича «Воскресение Иисуса Христа» (рис. 5).
Рис. 4. Нестеров Михаил Васильевич «Сошествие во ад»
Рис. 5. Крюков Валериан Степанович «Воскресение Иисуса Христа»
Работы вызывают ликование «Христос Воскресе!», надежду и веру во спасение. Этот праздник показывает высоту, к которой должен стремиться каждый человек.
Михаил Васильевич Нестеров в своей работе «Крещение Господне (Богоявление) (рис. 6), выполненной для росписи крестильни Владимирского собора в Киеве, отобразил этот великий праздник, дошедший до нас, и который широко отмечается 19 января.
Рис. 6 Михаил Васильевич Нестеров «Крещение Господне (Богоявление)
В картине Константина Юона «День Благовещения» (рис. 7) золотые купола храмов на фоне синего неба, будто отголоски библейских событий. Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно пронизано колокольным звоном, душевной теплотой, весенним воздухом и светом. Художник смог передать весеннее настроение, ощущение праздника и пробуждение природы. Также он показал единство жителей провинциального городка, которых объединяет церковный праздник.
Рис. 7. Константин Юон «День Благовещения»
На полотнах отечественных мастеров отражается их душа со всеми своими наклонностями, настроениями, симпатиями и антипатиями. Видимый и окружающий мир является необходимым источником впечатлений для художника, из которого он черпает свои образы.
Художники создают собственное художественное пространство, наделяя его идеей, скрытым, глубинным смыслом, доступным для зрительского восприятия, используя христианский сюжет как важнейший смыслообразующий источник. Живописцы, оставаясь глубоко индивидуальными, создавая искусство, отражающее действительность, передают духовно-эмоциональную атмосферу времени, возводя христианские сюжеты на новую ступень творческого восприятия.
Благодаря отражению образов православных праздников в живописных полотнах разных времен, до нас дошла образная история наших предков, духовный опыт.
Православные праздники, дошедшие до нас сквозь время из далёкого прошлого, оставляют в душе каждого человека чувство общности, единства, душевного мира и спокойствия, тепла, радости. Возвышенные чувства вдохновляют художников писать великолепные полотна, которые передают настроение времени следующим поколениям.
Литература:
- https://www.pravmir.ru/cerkovnye-prazdniki/
- П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, Л. Д. Мальцева, Т. Д. Джишкариани. Православие — путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / — Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015.
- https://www.pravoslavie.ru/109662.html
- https://azbyka.ru/days/p-cerkovnye-prazdniki-daty-obyjasnenija-i-tradicii
- https://ros-vos.net/christian-culture/7/32/
- http://www.pravoslavie.ru/126458.html
- https://www.pravenc.ru/text/166397.html
- https://pravoslavie.ru/66845.html